На периферии российской истории

Влекомые властями российские исторические институции и отдельные исследователи непропорционально много времени уделяют тому, что происходит в историческом дискурсе соседних государств, забывая, что в их собственном прошлом есть немало недоисследованных, контраверсийных и любопытных моментов.
В частности, речь идет о фактах массового сотрудничества россиян в период Второй мировой войны с нацистской Германией. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что целый ряд народов бывшего СССР (калмыки, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары и т.д.) были репрессированы именно по обвинению в сотрудничестве их представителей с немецкими оккупационными органами. Но дело в том, что представители всех народов СССР, оказавшихся на оккупированной территории, сотрудничали с оккупантами (за исключением цыган и евреев по понятным причинам). Однако наказаны сталинским режимом были только отдельные, избранные национальные группы. Разумеется, не мог быть наказан «руководящий», как называл его Сталин, народ. Хотя его представители в деле коллаборации отличились никак не меньше других (при максимально деликатных формулировках). Нельзя сказать, что в нынешней Российской Федерации мало издано книг, опубликовано статей и научных исследований на эту тему. Но как-то очень уж старательно обходят ее российские СМИ, предельно увлеченные соответствующими сюжетами, связанными с Эстонией, Латвией, Литвой, Украиной, Молдовой. А зря. Российские сюжеты побогаче и повнушительнее будут. И на этом фоне украинская дивизия «Галичина» в ваффен-СС совсем не впечатляет. СМИ Российской Федерации очень долго бросали камни, забыв, что сами живут в «стеклянном доме». Другое дело, что трудно избавиться от привычки выступать в роли верховного судьи всех других, заставляя их постоянно оправдываться и сохраняя собственный, дарованный особым положением в империи, иммунитет. Очень комфортно пребывать вне критики и вне объективных и нелицеприятных оценок себя, любимых. Не секрет, что в российских СМИ сформировался выразительный обвинительный уклон по отношению к соседям и их прошлому, который, очевидно, должен подтвердить «святость» самих обвинителей. А вот святостью как раз и не пахнет...
РУССКИЕ ЛЕГИОНЫ ГЕНРИХА ГИММЛЕРА
В 2009 году в Москве в издательстве «ЯУЗА-ПРЕСС» вышла книга Дмитрия Жукова и Ивана Ковтуна «Русские эсэсовцы в бою». Из нее следует, что самым массовым (в абсолютных цифрах) в войсках СС было именно русское представительство (в иностранных формированиях). Ни фламандцы, ни скандинавы, ни эстонцы, ни латыши, ни украинцы, ни белорусы тягаться тут с русскими не могут. Авторы московской книги утверждают: «Приблизительное число русских, пошедших на сотрудничество с СС, можно определить в 100—120 тысяч человек. Эта цифра, добавим, не может быть абсолютно точной, так как в ряде случаев русские записывались на службу в качестве украинцев, белорусов, казаков, ингерманландцев и т.д.» (с. 238-239). Итак, речь идет о десяти полнокровных армейских дивизиях, воевавших на стороне Гитлера. Особое место тут занимает 15-й казачий кавалерийский корпус СС, в котором служило 25 000 русских. При главном штабе СС был создан специальный орган — Резерв казачьих войск. Воевали русские эсэсовцы под бело-сине-красным флагом, а также под Андреевским флагом. Когда была создана первая русская национальная бригада СС «Дружина», атаман генерал-лейтенант Е.И. Балабин в письме рассказал о впечатлениях своего представителя, совершившего визит в эту воинскую часть: «Мой представитель в генерал-губернаторстве подъесаул Моисеев... побывал в Люблине и там провел день под бело-сине-красным флагом в русском батальоне СС».
Прекрасно зарекомендовал себя в воинстве Генриха Гиммлера и особый русский полк СС «Варяг» («врагу не сдается наш гордый «Варяг»), сформированный бывшими деникинскими офицерами. Стоит напомнить, что ныне в России А.И. Деникин — национальный герой, воспеваемый лично В.В. Путиным. Командовал эсэсовским полком бывший капитан русской императорской гвардии и офицер Добровольческой армии Деникина Михаил Александрович Семенов. У Гитлера деникинец дослужился до штандартенфюрера СС. Как пишут Жуков и Ковтун: «Среди личного состава полка было значительное количество бывших советских военнопленных, при этом около 60% бывших советских офицеров занимали командные должности» (с. 136).
Отлично воевали за фюрера 29-я гренадерская русская дивизия СС и 30-я гренадерская русская дивизия СС.
РУССКАЯ ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ АРМИЯ (РОА)
К концу войны в составе РОА под командованием бывшего советского генерал-лейтенанта А.А. Власова действовали две дивизии (около 50 тыс. человек). Кстати, в 1920 г. юный Андрей Власов в составе Красной армии принимал участие в карательных операциях против украинских повстанцев на юге Украине. В его штабе собралась «блестящая плеяда» бывших «пролетарских» генералов и полковников. Вот, например, генерал-майор Благовещенский И.А., бывший начальник Военно-морского училища ПВО в городе Либаве (Балтийский флот). Или генерал-майор Буняченко С.К., уроженец Курской губернии, тоже, между прочим, участник карательных экспедиций против украинских повстанцев в период гражданской войны. Правда, генерала он получил уже у Власова, у советов дальше полковника не пошел. А вот еще генерал-лейтенант РОА Жиленков Г.Н. В гражданской жизни — секретарь Ростокинского райкома ВКП(б) Москвы. В 1941 г. — член Военного совета 32-й армии, бригадный комиссар.
Закутный Д.Е. Уроженец Ростовской области, генерал-майор РККА, командир XXI стрелкового корпуса РККА. Зверев Г.А., генерал-майор РОА и советский полковник. Малышкин В.Ф., советский генерал-майор, начальник штаба 19-й армии. Мальцев В.И., полковник советских ВВС, с 1942 г. — немецкий бургомистр Ялты, руководил формированием в районе Симферополя русских добровольческих частей вермахта. Меандров М.А., полковник РККА, начальник оперативного отдела штаба 6-й армии. Трухин Ф.И., советский генерал-майор, начальник оперативного отдела штаба Прибалтийского военного округа.
Были в РОА свои Герои Советского Союза: Антилевский Б., старший лейтенант, участник финской войны, в РОА командовал русской эскадрильей, и капитан Бычков, тоже летчик.
О РОА в СССР и нынешней России говорят наиболее охотно, очевидно, в силу общей численной незначительности ее и для того, чтобы не привлекать внимание к так называемым хи-ви (немецкая аббревиатура, означающая добровольных русских помощников вермахта). В отличие от РОА, хи-ви насчитывали около 800 тысяч человек. Симптоматично, что когда в СССР перевели на русский язык и издали дневники немецкого генерал-полковника Гальдера, то вычистили все многочисленные упоминания о «добровольных помощниках».
КТО И КОГО ПОЧИТАЕТ?
Украинский морской офицер Вадим Махно, составитель интереснейшего справочника о русских формированиях СС, написал в газете «Флот України»: «За веру и Отечество» — это надпись на мемориальной плите, установленной в 1994 году в городе Москве по адресу Ленинградский проспект, 73А, в храме Всех святых на патриаршем подворье с личного благословения патриарх Московского и Всея Руси, предстоятеля русской православной церкви Алексия II».
Привожу полный текст: «Атаманам Краснову, Шкуро, Павлову, Доманову, Фон Панвицу, Султан-Гирею Клыч, Зборовскому. Генералам Туркулу, Хольмстон-Смысловскому, Скородумову, Штейфону. Казакам 15-го Кавалерийского корпуса, павшим за веру и Отечество». Кто же эти атаманы и генералы?
Вадим Махно называет их немецкие звания и должности: генерал кавалерии Краснов (генерал-лейтенант вермахта), с 1944 года — начальник Главного управления казачьих войск главного управления СС, казнен в 1947 г. как военный преступник;
Генерал-лейтенант Шкуро, с 1944 — начальник Казачьего резерва главного управления войск СС, казнен в 1947 г. как военный преступник.
Группенфюрер СС, генерал-лейтенант войск СС Фон Панвиц — командир 15-го Казачьего кавалерийского корпуса СС, казнен в 1947 г. как военный преступник;
Генерал-майор Туркул, командир запасной бригады Казачьего резерва главного управления СС;
Генерал-майор Конюхов, командир 3-й бригады 15-го корпуса войск СС;
Генерал-майор вермахта Штейфон, командир Русского охранного корпуса вермахта в Сербии;
Полковник вермахта Зборовский, командир 1-го Сводного казачьего полка охранного корпуса Штейфона;
Генерал-майор Скородумов, сформировал Русский охранный корпус вермахта в Сербии;
Полковник вермахта Павлов;
Генерал-майор вермахта Хольстон-Смысловский, командовал особой дивизией «Россия» абвера, 1-й русской национальной дивизией вермахта, русской национальной армией вермахта;
Капитан 1 ранга Вадим Махно в конце публикации сообщил весьма красноречивый факт: «...в 2007 году в станице Еланская Ростовской области поставлен мемориальный комплекс (музей и архив) генералу Краснову...»
ЛОГИКА ОБЫЧНАЯ И ЛОГИКА ИМПЕРСКАЯ
Поразительно, почему, устраивая всемирные истерики по поводу мемориальной таблички где-нибудь в Эстонии или Латвии в честь местных антисталинских легионеров, провоцируя пропагандистские «цунами» по поводу чествования воевавших против нацистов ветеранов ОУН-УПА, российские вожди и их обслуга из СМИ абсолютно игнорирует то, что происходит у них под носом? В соседней стране формируется настолько специфическая логика, что скоро с ее представителями станет просто невозможно адекватно общаться и достигать хоть какого-то взаимопонимания. Ведь сплошь и рядом российские авторы ухитряются из совершенно правильных посылок делать неправильные выводы. Вот, например, есть в России такой серьезный исследователь, как К.А. Залесский, составитель многих фундаментальных справочников, в том числе и такого, как «Кто был кто во Второй мировой войне: союзники Гитлера». — М., 2003. Чего стоит такой прелестный пассаж из предисловия г-на Залесского: «...в эту книгу включены и биографии тех, кого нельзя совсем беспрекословно назвать «союзниками Германии». Например, это деятели украинского националистического движения, возглавлявшегося Бандерой и Мельником, или же филиппинские и индийские националисты, которые пошли бы на соглашение даже с чертом, лишь бы добиться независимости своей страны. Бандера, тот вообще большую часть войны провел в немецком концлагере. Тем не менее, они включены в эту книгу — как-то рука не поднимается записать их в союзники СССР». Значит, если ты противник Сталина, то автоматически являешься сторонником Гитлера?
А если ты противник Гитлера, то обязательно сталинист?
Если с 1941 до 1945 года вьетнамские партизаны вели борьбу с японскими оккупантами, то это вовсе не означало, что они были сторонниками французской метрополии. А когда они вступили в вооруженную борьбу с вернувшимися французскими колонизаторами, это вовсе не свидетельствовало о симпатиях к Японии. Называть украинских националистов союзниками Гитлера только потому, что они не были сторонниками Сталина, — абсурдно. Тут дает себя знать старая имперская логика — кто не с нами, тот исчадие ада. То, что можно одновременно бросить вызов двум разновидностям зла (нацизму и коммунизму, гитлеризму и сталинизму), является чем-то, для сознания российского историка, совершенно непостижимым. Хотя в конкретных текстах он сам описывает эту борьбу ОУН-УПА на два фронта. Например, в статье об одном из наиболее выдающихся командиров УПА: «Гасин Алексей (псевдоним — Рыцарь), один из руководителей украинских националистов, полковник УПА... В 1943-м стал одним из руководителей партизанского движения в Карпатах (действовал как против советских, так и против германских войск)...». Все правильно в данном случае пишет господин Залесский, но в результате у него и Олекса Гасин оказывается... «союзником Гитлера». Имперская логика еще и не такое может творить с мозгами умных и образованных людей. К сожалению. Но для мозгов не слишком умных и не слишком образованных людей последствия совсем уж непоправимые. Особенно — если эти люди «при исполнении». В начале июня построенный Ю.М. Лужковым в украинском городе Севастополь «дом Москвы» посетили г-н В. Корнилов (представитель К. Затулина в Украине) и г-н Марков, депутат Госдумы РФ. На происходившем там сборище г-н Марков объявил все руководство Украины «реставраторами фашизма» и предлагал отправить его на тюремные нары. А местный телеканал «НТС» (который некоторые севастопольцы связывают с Партией регионов) регулярно демонстрировал эти заявления в севастопольском эфире, чуть ли не целую неделю... Свою пропагандистскую истерику С. Марков увенчал величественной фразой: «Я не считаю Украину демократическим государством». Воистину. Демократическое государство уже давно раз и навсегда выбросило бы иностранного политического провокатора за пределы своей территории.
В этом контексте: чего стоят всевозможные предложения о создании каких-то российско-украинских совместных исторических комиссий, каких-то совместных учебников и тому подобное? В российской культуре, в духовной сфере, в исторической науке (каковая все больше превращается в пропаганду), кажется, окончательно и бесповоротно победил двойной стандарт, ставший альфой и омегой русского сознания. Русская культура на наших глазах теряет свои диалогические интенции, становясь культурой монолога, очень громкого, оглушительного монолога, когда невозможно услышать Другого.
Выпуск газеты №:
№121, (2009)Section
Подробности