На сцене — «Кролики и удавы», в жизни — удавы и кролики…
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20010203/422-4-3_0.jpg)
26 января в днепропетровском Молодежном театре-студии «Верим!» в очередной раз был представлен спектакль по повести Ф. Искандера «Кролики и удавы». Удивительно, что эта сложнейшая постановка была сделана не в «официальном» профессиональном театре. Легко представить себе проблемы. Ведь надо было перевести философскую сказку Искандера в форму пьесы, придать ей соответствующее оформление. Представьте себе: каким образом можно изобразить на сцене процесс проглатывания удавом кролика? И не удивительно, что театр берет с этим спектаклем призы.
Но дело даже не в смелости режиссерского замысла и не в игре актеров. «Кролики и удавы» еще во время своего написания обладали огромным зарядом социальной и политической критики. Главный режиссер театра Владимир Петренко впервые поставил спектакль перед президентскими выборами — 23 октября 1999 года. Политической реакции на премьеру, я, правда, не заметил.
И это удивительно, поскольку политические аналогии были уж очень прозрачны. Благополучие Короля кроликов напрямую зависит от разбоя удавов. Мысль о том, что только под руководством Короля кролики могут спастись, постоянно вдалбливается в головы и самим Королем, и Ученым, и Поэтом… Зачем? Да чтобы Король остался у власти. Так он и объясняет свою работу: главное в жизни Допущенных (кроличьих чиновников) — желание остаться у стола. И их уже не останавливает ни предательство, ни убийство. Впрочем, кролики — вегетарианцы, поэтому прямо убивать противников режима нельзя, но скормить их удавам — запросто.
Тогда, в 1999 году, хитрые приемы Короля, благодаря которым кролики, за пару минут до этого собиравшиеся его сменить, с радостью переизбирают на следующий срок, смотрелись довольно смешной политической критикой и вряд ли могли быть восприняты всерьез. Не удивительно — тогда люди были поставлены перед практически полным отсутствием выбора. Впрочем, об этом говорилось и со сцены. По сути, ни Задумавшийся, ни его последователь Возжаждавший не хотели победы и не стремились к ней. Соответственно — они ее и не получили.
Сейчас прошло время и мы стали свидетелями новых странных и страшных событий. И сейчас, больше чем через год после премьеры, спектакль смотрится уже совсем, совсем по другому. Более того, выйдя из зала, я почувствовал, что настоящая трагедия происходит именно там — на сцене, а здесь, в «реальном» политическом мире творится нелепый фарс, поставленный бестолковыми режиссерами и исполненный не менее бестолковыми актерами. По крайней мере, в театре мы видим, как охрана разгоняет реальную толпу кроликов, которая выражает свое презрение Королю. В жизни же — милиционеры, мерзнущие вокруг всех памятников города, в ожидании вероятных пикетов на тему «Украина — без Кучмы!». Причем кролики (весь народ) и там, и там одинаковые. Презирая Короля, кролики отнюдь не поддаются на «провокации» Возжаждавшего, пытающегося убедить их в необходимости свержения «режима». Отнюдь не поддерживая Президента, наши граждане в массе хорошо понимают (в отличие от оппозиции), что «Украина без Кучмы», это та же страна, с теми же проблемами. Кучму мы можем убрать, но кто будет следующим Президентом, имея в виду, что Кучма — всего лишь «фотография» нашего народа? Еще за год до выборов говорилось, что следующим Президентом Украины будет Кучма, хотя и не обязательно Леонид Данилович…
Впрочем, есть и отличия, связанные именно с тем, что наша политическая жизнь не трагедия, а фарс. Не будем говорить о вполне реальной трагедии семьи Гонгадзе. Но скажем, что в современной Украине не видно и трагедии кролика, задумавшегося не то чтобы о запретном, но не одобряемом (и как оказалось — правильно неодобряемом!). Нет места трагедии Находчивого, предательство у нас — столь же ненаказуемое деяние, как и глупость. На сцене Находчивый плачет, узнав что предательство с ним навсегда, можете ли вы представить что-то такое в исполнении какого-нибудь нашего политика или чиновника? Ау, как вам спится, организаторы разгона безобидных и бессмысленных антипрезидентских пикетов, предавшие своей «поддержкой» и Президента и его программу реформирования? Не отвечают, хорошо видать, не добудишься… А трагедия Короля, почти незаметная в повести, но великолепно показанная Володей Косоногом? Король-то знает, что Задумавшийся прав и гипноза действительно нет; Король вовсе не так дальновиден, чтобы действительно предвидеть появление нового оружия удавов; Король готов и поддержать Задумавшегося. Но… Король знает, что если он действительно поддержит Задумавшегося, то братья-кролики разорвут и его, и Задумавшегося. Кроличий бунт действительно бессмысленен и беспощаден и способен только на свержение вчерашних идолов, но жизнь отнюдь не улучшает.
Выпуск газеты №:
№22, (2001)Section
Подробности