На свободу — конкурентными
«Плюсы» и «минусы» принятия Украины в ВТО
ТОЛЬКО ВПЕРЕД
Сергей СКРИПЧЕНКО, президент Торгово-промышленной палаты Украины:
— В ВТО практически весь мир, и желательно, чтобы Украина была принята в эту организацию в 2004 году. Ведь в следующем году, как известно, предполагают разработать новые параметры мировой торговой системы. А после этого обрести членство в ВТО нашей стране будет значительно сложнее, процедура принятия может затянутся на неопределенный срок. Многие специалисты считают, что вступление Украины в ВТО в 2004-м форсировано, и такая поспешность может иметь негативные последствия. Стоит отметить, в этой связи, что принятие Украины в организацию может привести к возникновению ряда факторов, отрицательно воздействующих на отдельные секторы экономики. Некоторое время потребуется для адаптации национальных производителей к новым правилам регулирования торговли. Для того, чтобы хотя бы частично минимизировать последствия возможных негативных явлений, то время, которое осталось до вступления Украины в ВТО, нужно использовать с максимальной эффективностью. На это следует направить усилия министерств и ведомств, государственных и общественных институций. В ходе переговорного процесса в рамках ВТО следует отстаивать позиции Украины, отстаивать отдельные временные льготы, руководствуясь реальным состоянием развития экономики и внешнеторговых отношений. Однако даже эти меры не решат глобальной проблемы — проблемы конкурентоспособности отечественной продукции. А ведь только при этом условии мы сможем защищать внутренний рынок и наращивать экспортный потенциал.
Выходом, на мой взгляд, может служить национальная программа наращивания конкурентоспособности, приспособленная к требованиям ВТО. В условиях ограниченной конкуренции эту проблему решить невозможно, и это — еще одно «за» относительно вступления Украины в ВТО. Из массы факторов, которые могли бы стать составляющими такой программы, хотел бы выделить несколько. Во- первых, необходимость обновления основных фондов и их соответствие неписаным международным стандартам путем внедрения новейших технологий. Ситуация в этом плане всем известна: на большинстве предприятий оборудование не просто морально устарело, основные фонды изношены на 30—90%. Для того, чтобы ее исправить, необходимы инвестиции, стабильное законодательство и стимулирующая налоговая система. Во-вторых, следует сосредоточить усилия на подготовке высококвалифицированных кадров, прежде всего, в отрасли машиностроения. Состояние дел в этом плане, как показали слушания в Верховной Раде, критическое. В-третьих — проблема защиты прав интеллектуальной собственности... Перечень составляющих можно продолжать довольно долго, но главное — определить место Украины на открытом мировом рынке. Тут факторов не меньше, и все они важные. Комитеты предпринимателей при Торгово-промышленной палате — легкой промышленности, средних и малых предприятий, по вопросам АПК — на заседаниях рассматривали возможные последствия вступления в ВТО. Соответственные предложения внесены на рассмотрение правительства, и они не только инспектируют последствия, но и необходимость параллельного разрешения других неотложных вопросов. Приведу только один пример: сегодня импорт обуви в Украину превышает собственное производство в восемь раз, и он продолжает расти (в 2002 году — это 103 млн. пар, против 53 млн. в 2001 году и против 29 млн. в 2000 году). При этом средняя таможенная стоимость из расчета на одну пару импортируемой обуви в 2000-м составляла $0,59, а в 2002- м — $0,38. Понятно, что такая ситуация могла возникнуть только в условиях импорта без соответствующего таможенного контроля, с уклонением от уплаты таможенных платежей и т. д. Подобная ситуация — и по бытовой технике, и по ряду других товаров. В таких условиях говорить о развитии национального производства и о развитии конкурентоспособности украинских изделий просто не представляется возможным.
Есть и масса других вопросов: осведомленность бизнеса о правилах ВТО, проблема третейских арбитражей и т. д. ТПП берет на себя обязательства и уже ведет работу по многим из этих вопросов, но больше всего беспокоит проблема сертификации, внедрения систем качества в соответствии с международными стандартами. Известно, что без этого промышленность очень быстро теряет свои конкурентные преимущества. Между тем мероприятия по стандартизации — это очень дорогое занятие. В этой связи стоит обратить внимание, что в ряде стран государство предоставляет поддержку своим предприятиям. В Венгрии, например, международные системы качества серии ISO 900 внедрены на четырехсот тысячах предприятий (у нас таких предприятий всего-навсего около трехсот). В Венгрии сертификации благоприятствует пятидесятипроцентное возмещение предприятиям со стороны государства на создание систем качества. Соответственные рекомендации нами уже внесены на рассмотрение правительства...
КТО НАЙДЕТ, А КТО ПОТЕРЯЕТ
Валерий ЗУБАРЕВ , первый заместитель Госсекретаря Министерства промышленной политики Украины:
— Вступление Украины в ВТО определено одним из основных приоритетов внешнеэкономической политики Украины и одним из основных заданий правительства. Получение членства в этой организации даст возможность нашему государству не только стать полноценным игроком на мировом рынке, принять участие в формировании качественно новых параметров мировой торговли, но и станет мощным рыночным стимулом для экономического развития. Вместе с тем, эти стимулы не должны носить шоковый характер для отдельных отраслей и предприятий промышленности. Поэтому в Минпромполитики была разработана программа подготовки отраслевых предприятий для работы в условиях системы ГАТТ/ВТО, координация и мониторинг выполнения которой осуществляется постоянно. Вступление Украины в ВТО будет иметь разное влияние на разные отрасли промышленности и сферы услуг. Это связано с тем, что некоторые отрасли уже сегодня характеризуются высокой степенью ориентации на экспорт. Так, объем экспорта продукции предприятий Минпромполитики в прошлом году составил $11,9 млрд. (66% общего объема экспорта Украины). Другие отрасли — удовлетворяют потребности внутреннего рынка. Некоторые предприятия требуют значительных капитальных вложений, и все это будет влиять на сроки адаптации к условиям ВТО. Поэтому прогнозированный рост прямых иностранных инвестиций является важной составляющей вступления в ВТО. К главным позитивам вступления в ВТО стоит отнести и упрощение доступа украинской продукции на рынки 145-и стран мира, на долю которых приходится 95% общего объема мировой торговли. Важность либерализации доступа связана с большим количеством антидемпинговых и специальных расследований против продукции украинского происхождения, которые проводились с 1992 года. Вследствие этого ориентировочный объем рынков, которые были или могут быть закрыты, составляет $2 млрд., при прямых потерях отечественных производителей около $1 млрд. Преимущества свободного доступа на рынки стран ВТО касаются, прежде всего, сырья и стандартизированной продукции. В значительно меньшей мере — высокотехнологической продукции. Поэтому сырьевые производства (прежде всего, черная металлургия и химия) могут значительно усилить свои конкурентные преимущества. Тогда как для предприятий наукоемкой индустрии торговая либерализация таит в себе ряд угроз. В условиях насыщения мирового рынка продукцией этих отраслей рост экспорта в этом направлении возможен только при повышении качества до мирового уровня. Вместе с тем, льготные предприятия после вступления Украины в ВТО понесут существенные потери. А таких предприятий в нашей стране много в разных отраслях. Вероятные негативные последствия для предприятий промышленности лежат в плоскости ужесточения конкуренции между иностранными и национальными производителями и возможном сужении внутреннего рынка для национальных производителей. Таким образом, учитывая принципиальную ориентацию Украины на ВТО, очень важен переходной период для реструктуризации неконкурентоспособных отраслей: радиоэлектронной, станкостроительной и в особенности тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Отсутствие денег на эти мероприятия могут повлечь за собой банкротство предприятий этих отраслей.
Ориентированные на экспорт предприятия, продукция которых находится в соответствии «цена — качество», понесут меньшие потери. В этом аспекте, открытым остается вопрос гармонизации стандартов, системы бухгалтерского учета, которые следует внедрить — не считая директив ЕС, — около восьми тысяч. Понятно, что это требует не только времени и денег, а и привлечения к этой работе специалистов, которые имеют необходимый уровень знаний в плане европейского технического законодательства. А таких специалистов в Украине недостаточно... Резюмируя, минимизировать негативные последствия от вступления в ВТО Украина сможет только в условиях устойчивого экономического роста. Вместе с тем, актуальной остается разработка стратегии экономической безопасности как фундамента для оценки последствий вступления в ВТО. Стратегия должна предусматривать утверждение на государственном уровне обоснованных индикаторов безопасности, включая пороговые значения безопасности отдельных регионов и отраслей...
ПЕШКОМ ИЛИ НА ЭСКАЛАТОРЕ?
Валерий ХОРОШКОВСКИЙ, министр экономики и по вопросам европейской интеграции Украины:
— Если говорить откровенно, то Минэкономики сегодня рассматривает условия вступления Украины в ВТО, прежде всего, как инструмент для внутренних преобразований. И, в этой связи, последнее выступление (Ярослава Жалило. — Авт. ) навеяло поговорку: «Рад бы в рай, да грехи не пускают». В этом плане, хотелось бы отметить, что против капитализации, подготовки экономики к вступлению в ВТО, повышения конкурентоспособности продукции, конечно же, никто не выступает. Для людей, занимающихся экономикой, это первоочередные задачи. Но почему-то за десять лет, которые мы вступаем в ВТО, это или не делалось, или делалось в очень слабом темпе. Безусловно, вступление в ВТО не является самоцелью, но однозначно мы должны быть в этой организации на тех условиях, которые были созданы 145-ю странами, чтобы не оказаться на обочине экономических процессов мирового уровня. И если мы говорим о сроках, то мы действительно настаиваем на вступлении до 2005 года. Потому что, фактически, к этому времени будут разработаны новые правила и стандарты торговли между странами ВТО. А быть участником этого процесса намного полезнее для государства, чем быть простым наблюдателем.
О том, что макроэкономические и социальные последствия принятия в ВТО не подсчитаны: все требуют от Минэкономики цифр... Но какие же мы можем предоставить цифры, если мы признаем, что 50% национальной экономики работает в тени? Насколько эти цифры будут корректными? Какие мы можем предоставить цифры, если у нас непрозрачный бюджетный процесс и мы не в состоянии посчитать суммы бюджетных поддержек неконкурентных отраслей экономики? Какие мы можем предоставить цифры, если мы не можем подсчитать величину контрабандного импорта, который поступает в Украину и фактически разрушает внутренний рынок? Ведь проблема контрабанды в данном случае первична по отношению к проблеме тарифных ставок.
Поэтому все аргументы насчет того, что следует придержать вступление в ВТО до тех пор, пока не будут представлены такие расчеты, мы рассматриваем как попытки избежать вступления в ВТО в принципе. Те, кто летал на самолетах за рубеж, знают, что на пути на борт есть эскалатор, который помогает двигаться. Можно идти пешком, а можно стать на эскалатор. В данном случае ВТО и является таким эскалатором. И когда мы говорим о ВТО, всегда стоит помнить, что ВТО — это инструмент, который может быть направлен как на позитив, так и на негатив. Но негатив будет только в одном случае: если мы не проводим внутреннего реформирования. Тогда, конечно, неприспособленная к цивилизованным правилам экономика будет иметь негативные последствия от принятия в ВТО.
Однако давайте посмотрим на наше реальное состояние. Мы говорим, что к ВТО следует подготовить конкретные предприятия, то есть — сделать их конкурентоспособными. А это означает, что мы должны уже сегодня профинансировать эти предприятия, обновить основные фонды... Сразу же возникает вопрос — за счет чего? Есть три ответа — за счет банковского кредита, иностранного капитала или уставного капитала. Возникает следующий вопрос — в каких условиях придут эти инвестиции? Ответ — в условиях ВТО. Второе, что нам следует сделать, — это ограничить преференции. Это условия нормальной конкуренции, и только в рамках ВТО мы не сможем от них отойти. Ведь правительство может влиять на эти процессы очень ограниченно, но мы можем создать условия, в которых предприниматель сам определится, как ему лучше. Резюмируя, стратегия на вступление в ВТО определена, но, подчеркиваю, как инструмент для внутренних преобразований. И мы будем активно проводить политику, которая сделает нашу экономику конкурентоспособной. Что касается бюджетного влияния на эти процессы, то наша позиция достаточно четкая: мы против бюджетной поддержки всех неконкурентоспособных отраслей. Мы за разумное применения законов по вопросам банкротства. Мы хотим, чтобы наша экономика была прозрачной, открытой и конкурентной. Только в таких условиях мы сможем получить рост ВВП и собственное развитие...
ВРЕМЯ ПРИДЕТСЯ ДОГОНЯТЬ
Ярослав ЖАЛИЛО, кандидат экономических наук, президент Центра антикризисных исследований:
— Показателен факт, что предметное обсуждение проблем вступления Украины в ВТО на уровне реальной экономики — представителей тех, кто непосредственно ощутит влияние нового режима торговли и ведения хозяйства, происходит через 10 лет после провозглашения Украиной своего намерения двигаться в ВТО. Этот факт лишний раз отражает, к сожалению, традиционную для Украины модель реформирования, при которой перепутываются цели и средства, и приобретение формальных признаков становится абсолютной целью. Оживление интереса к вступлению в ВТО именно сейчас объясняется, по крайней мере, двумя факторами. С одной стороны, процесс подошел к финальной стадии, а значит, его организаторы, желая того или нет, уже не могут не оглашать его содержание и последствия. С другой стороны, независимо от действительных сроков вступления Украины в ВТО, открытость национальной экономики растет ускоренными темпами. К сожалению, длительный «подготовительный» период, затянувшийся в Украине на 10 лет, не был использован для приспособления национальной экономики к деятельности в открытой экономике на условиях жесткой открытой конкуренции. Между тем сам по себе факт вступления Украины в ВТО весьма усложняет процесс этого приспособления. Во-первых, снижение ставок ввозной пошлины создает формальные основания для уменьшения на величину этой скидки цены реализации импортного продукта на территории Украины. А через механизм конкурентного давления — и для адекватного снижения уровня цен на внутреннем рынке в целом. Следствием должно стать снижение уровня прибылей украинских предприятий, что, соответственно, отрицательно сказывается на их способности к инвестициям, которые будут весьма необходимы на этапе приспособления к усилению конкурентного давления. Во-вторых, особенно на первых этапах, предприятия будут обременены необходимостью осуществления дополнительных вложений. Речь идет о приспособлении к международным стандартам (к началу ноября 2002 г., по данным Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики, из 1560 стандартов ISO, IEC, EN, действующих в отрасли машиностроения, в Украине было принято только 9,4%), новой регуляторной системе, требованиям по условиям труда, санитарии и тому подобное. Не стоит сбрасывать со счета и необходимость повышения прозрачности хозяйственных операций, что может быть обременительным для некоторых предприятий. В-третьих, более жесткие бюджетные ограничения побудят предприятия к рационализации расходов, в первую очередь, — занятости. А это негативно отразится на социальном положении в стране, вызовет необходимость усиления социальных расходов государства. Соответственно, вступление в ВТО радикальным образом повышает потребность в реализации в Украине последовательной стратегии обеспечения долгосрочного, инновационно ориентированного роста и укрепления национальной конкурентоспособности, обеспечении социальной ориентированности экономического развития. Единственный путь для правительства должен заключаться в том, чтобы в инициативном порядке внедрять политику приспособления национальной экономики для международной конкуренции. Создание условий для эффективной реструктуризации национальной экономики, укрепления ее конкурентоспособности и балансирования экономических и социальных эффектов, а не решение сугубо технических вопросов легализации членства Украины в ВТО, должно составлять главное содержание государственной стратегии интеграции национальной экономики в мировое экономическое сообщество. В первую очередь, следует провести инвентаризацию и всестороннее изучение возможностей использования в условиях Украины всех защитных средств, разрешенных системой ГАТТ/ВТО, определить направления институциональных и экономико-правовых изменений, необходимых для применения этих средств в полном объеме. Кроме того, чтобы реализовать позитивные ожидания относительно активизации экспорта, следует разработать и внедрить дееспособную в условиях ВТО систему поддержки деятельности экспортеров. Прежде всего, — продукции с высокой степенью переработки, в том числе — с помощью системы государственного экспортного кредитования, других форм финансовой поддержки экспортеров, маркетинговой поддержки и тому подобное. Таким образом, проблема продления срока вступления может быть уравновешена проблемой уступок. На мой взгляд, дополнительное время могло бы быть использовано Украиной для обеспечения более квалифицированного подхода к формированию уступок по тарифам.
Выпуск газеты №:
№77, (2003)Section
Подробности