На своей земле, в чужом доме
Вальтер КЕЛИН: «Работа с внутренне перемещенными лицами должна стать частью государственной стратегии»В начале недели в Киеве состоялась встреча-дискуссия с господином Вальтером Келином, представителем Организации Объединенных Наций, которая была посвящена проблематике внутренней миграции, вызванной агрессией России на Донбассе и в Крыму. Мероприятие так и называлось: «Как лучше всего помочь внутренне перемещенным лицам в Украине». Стоит отметить, что господин Келин в этой сфере имеет большой опыт, поскольку занимался вопросами внутренне перемещенных лиц во многих странах.
На встречу также был приглашен недавно назначенный министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Вадим Черныш, который, в свою очередь, поделился своим виденьем решения упомянутых ситуаций. Правда, в короткой речи господина Черныша так и не было услышано слово «Россия». В беседе с господином Келином темы агрессии РФ против Украины представитель ООН так же пытался избегать. Келин прибыл в Украину для изучения ситуации с внутренне перемещенными лицами в условиях затянутого, фактически «замороженного», конфликта. Но журналистам, в отличие от осторожных дипломатов, все-таки важно сделать акцент на том, что сам факт наличия так называемых переселенцев является следствием конкретных преступных действий России.
«СУЩЕСТВУЮТ РАЗНЫЕ МЕХАНИЗМЫ КОМПЕНСАЦИЙ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМ»
— Господин Вальтер, насколько точно вам удалось изучить вопрос с внутренне перемещенными лицами в Украине?
— Именно этим я сейчас занимаюсь. Безусловно, я не настолько владею информацией, как вы — те, кто реально столкнулся с проблемами. Но я имею свой опыт изучения этих вопросов. По заданию ООН я ознакомился с общей ситуацией касательно внутренне перемещенных лиц. Конфликт действительно затянулся, и, соответственно, вопрос с переселенцами так же затянулся. Моей задачей было изучить тщательным образом этот вопрос в пяти странах, и Украина является одной из них. Я изучал, что делается правительствами стран для того, чтобы справиться с этими проблемами, и что еще можно сделать.
— Ваш опыт основывается в том числе и на странах, которые, как и Украина, пострадали от агрессии именно России. Насколько на Западе отдают себе отчет в том, что проблема внутренне перемещенных лиц возникла именно в результате такой агрессии, а значит, рано или поздно именно Россия должна компенсировать потерпевшим украинским гражданам их материальные и моральные потери? Так же, как Германия в свое время расплачивалась с теми, кому причинила вред.
— Это не совсем та задача, которая касается моего мандата. Но по моему опыту я сталкивался с ситуацией, когда людям, которые были внутренне перемещенными лицами, потом выплачивалась компенсация. Например, так было в ситуации с Кипром, который перенес вооруженное вторжение Турции. Тогда внутренне перемещенные лица обращались в Европейский суд по правам человека и добивались компенсации. Так же есть определенное количество исков, которые ожидают решения, и касаются они ситуации в Нагорном Карабахе. В мире существуют разные механизмы таких компенсаций. Но в отношении Украины трудно что-либо сказать, ведь здесь все слишком сложно, и, повторяю, в мой мандат это не входит.
«ЕВРОПЕ ИЗВЕСТНО О РОЛИ РОССИИ В ЭТОМ КОНФЛИКТЕ»
— Но Россия, тем не менее, напала на Украину и должна понести ответственность. Для украинцев так же важно то, насколько европейцы понимают факт того, что речь идет об агрессии РФ против Украины, и то, что никакого внутреннего конфликта в Украине нет.
— Европе известно о роли России в этом конфликте. Но это не моя компетенция в настоящий момент говорить об этом.
— Я обратил внимание в вашей биографии, что вы имели отношение к вопросу защиты прав человека в конфликте между Ираком и Кувейтом. Насколько мне известно, Ирак до сих пор платит Кувейту за свою агрессию. Они сумели провести эту процедуру. Насколько это реально для Украины?
— Это действительно так. В 1991-м году я был назначен специальным докладчиком по этому вопросу, и, действительно, моя работа входила в деятельность созданной тогда комиссии по компенсациям. Факты, с которыми я работал, стали для этой комиссии основой для соответствующих выплат. Механизм компенсации и решенин о нем принимались Советом Безопасности ООН. В вашем случае это, возможно, будет намного более запутанным и сложным процессом.
— В сферу вашего мандата входит поездка на оккупированные территории для изучения проблематики украинских граждан там?
— Нет. Моя функция заключается исключительно в работе на свободной территории Украины, и цель моего визита — изучить пути улучшения ситуации внутренне перемещенных лиц, которые имеют проблемы с жильем, работой, адаптацией. То есть речь идет о том случае, когда заканчивается прямая гуманитарная помощь, и что необходимо делать дальше после прямой, непосредственной гуманитарной помощи. Я понял, что в настоящий момент в Украине это не является приоритетным вопросом для правительства. Это мой вывод. Более того, для многих игроков мирового уровня это также не является приоритетом. По моему мнению, украинское правительство должно разработать стратегию того, как можно улучшить положение внутренне перемещенных лиц и как отработать механизмы их адаптации среди местных громад, куда едут переселенцы.
НАЗНАЧЕНИЕ МИНИСТРА ПО ОККУПИРОВАННЫМ ТЕРРИТОРИЯМ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЗИТИВНЫМ ШАГОМ
— То есть можно сказать, что вы не довольны работой нашего правительства в этом секторе?
— Я думаю, что если сравнивать то, как решались проблемы с переселенцами в Украине, с другими странами, которые оказались в подобных ситуациях, то Украина справилась достаточно неплохо. У вас, по крайней мере, люди не живут в палатках. Но вопрос заключается в ситуации в настоящий момент, когда, повторяю, конфликт затянулся и люди достаточно длительное время не могут попасть домой. Нужно определиться с тем, каким должен быть следующий шаг. Ведь многие из этих людей не могут найти работу и, соответственно, не могут строить свое будущее. Их планы неопределенны, из-за чего не возможна полноценная жизнь и развитие. Если сейчас ничего не сделать, то со временем эти люди станут еще беднее, а это значительная часть всего народа. Тогда эти проблемы станут проблемами уже не только внутренне перемещенных лиц, а в целом государства и тех мест, куда эти люди переселились. Государство должно иметь стратегию своего развития, и одной из составляющих этой стратегии должна быть забота о своих гражданах. Подчеркиваю, работа с внутренне перемещенными лицами должна стать частью государственной стратегии. Если мы посмотрим на опыт Грузии, то увидим, что в течение многих лет почти ничего не делалось в ситуации с внутренними переселенцами. Только в начале 2010 года правительство Грузии начало предпринимать конкретные шаги для адаптации этих граждан. Украина имеет возможность избежать этого и сделать выводы своевременно. Думаю, что назначение министра по оккупированным территориям является в этом плане позитивным шагом.
«МНЕ ПОЛЕЗНО УСЛЫШАТЬ О ПРОБЛЕМАХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ИЗ ПЕРВЫХ УСТ»
— Существуют ли уже какие-то конкретные программы по привлечению европейских сил для реализации такой стратегии?
— Именно сейчас начинается обсуждение этого вопроса. На минувшей неделе Кабмин согласовал создание специального фонда в сотрудничестве с международными структурами. Лично я разговаривал с несколькими организациями, которые потенциально могут стать донорами для таких программ. Но без четкой стратегии привлечь их помощь очень трудно. Подчеркиваю, в вопросе внутренней миграции нужен четкий план на уровне государственной стратегии. Для этого нужно работать с этими людьми, и мне лично полезно услышать об их проблемах из первых уст. Мне, например, известна проблема с пропускными пунктами на линии разграничения, когда граждане вынуждены стоять много часов в очередях. С одной стороны, можно понять украинскую сторону, которая должна максимально обеспечивать безопасность свободной территории. С другой стороны, существуют действенные механизмы пропускных режимов, которые просто препятствовали бы созданию лишних проблем для гражданских. Ведь эти люди, как на свободной, так и на оккупированной территории, являются гражданами Украины, и они имеют право на свободу передвижения.
Выпуск газеты №:
№174, (2016)Section
Подробности