Нацбанк играет слишком хорошо…
И это настораживаетКогда-то в Украине во время гражданской войны Нестор Махно выпустил в обращение деньги, на которых было напечатано: «Обеспечивается головой того, кто отказывается их принимать». Однако даже это суровое предостережение не помогло. В конце концов банкноты обесценились и полностью исчезли из обращения.
Этот забавный исторический пример, на первый взгляд, не имеет абсолютно никакого отношения к судьбе современной гривни. Гривню пока население любит и принимает с удовольствием. А вот в поведении ответственных за деньги лиц кое-что общее есть. Это общее — в страхе перед обесцениванием денег. Конечно, у Нестора Махно не было в свите профессиональных банкиров, и он «играл, как умел». У наших рулевых со свитой все в порядке настолько, что их профессиональная игра зачастую оказывается виртуознее, чем того требует партитура. Более того, нередко чем выше мастерство демонстрирует исполнитель, тем подозрительнее следует относиться к первоисточнику.
Не каждый из наших проницательных читателей обратил внимание, что Национальный банк Украины в последние несколько недель ведет себя весьма непоследовательно. Вначале объявляет о возможном снижении учетной ставки (влияющей на стоимость кредитных ресурсов), банкам обещает снижение норм резервирования (т.е. изъятия у них лишних денег), ссылаясь на царящее на рынке благополучие. Тем же самым благополучием он объяснил и отмену прежних своих ограничений по доступу банковских клиентов на валютный рынок. А тут вдруг пошли неожиданности, которые (на фоне декларируемого благополучия) иначе, как предвестниками чего-то плохого, не назовешь.
«Национальный банк считает целесообразным установить предельный размер оплаты наличностью — не более 3000 гривен» — записано в постановлении № 249 «Об усилении контроля за операциями с наличностью». Причем предельный размер одинаков как для физических, так и для юридических лиц. Все товары, которые превышают упомянутую сумму, будут обслуживаться по безналичным схемам — либо по перерасчету с банковского счета, либо с использованием пластиковой платежной карты покупателя. Согласно официальной точке зрения, обнародованной заместителем председателя правления НБУ Ярославом Солтисом, потоки наличности вне банков «являются почвой для финансовых злоупотреблений, взяточничества, криминализации общества». Есть еще три десятка причин, почему Украина должна шире использовать безналичные расчеты, — высокая себестоимость изготовления и защиты банкнот, их инкассация, «вымывание» бюджетных денег через подставные фирмы. Причем ни для кого не секрет, добавил г-н Солтис, что процесс вымывания денег из финансовой системы усилится в период избирательной кампании.
Очевидно, все эти нововведения не на шутку встревожили обывателей. И уже неделю спустя пресс-служба НБУ объяснила, что готовящийся Национальным банком ввод ограничений на размер расчетов с использованием наличных денег не коснется платежей физических лиц: «Эти ограничения совсем не касаются расчетов наличными, которые осуществляются населением», — сказано в сообщении. Национальный банк ограничит тремя тысячами гривен размер наличных расчетов в течение одного дня между юридическими и физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности. «При этом выдача наличных средств со счетов субъектов хозяйствования не ограничивается, а их расчеты между собой могут осуществляться как за счет средств, полученных в банке, так и за счет выручки», — сказано в сообщении пресс-службы Нацбанка.
Впрочем, официальные представители Нацбанка не коснулись причин ограничений наличных расчетов, на которые обратил внимание корреспондента «Дня» источник в Кабмине (пожелавший остаться неизвестным). По его словам, предвыборный фактор действительно является ключевым, но не в смысле опасений по поводу расширения теневого бизнеса, а в смысле утраты контроля над инфляцией. Наше внимание было обращено на всплеск популистских обещаний, способных трансформироваться в рост денежной массы вне банков (т.е. наличных денег) накануне выборов. В частности, на прошлой неделе Президент издал распоряжение Кабмину выделить 1 млрд. грн. в качестве кредита Пенсионному фонду и обеспечить стопроцентное финансирование текущих социальных выплат. Таким образом, святая предвыборная цель — погасить долги самому активному отряду электората, стоит, как минимум, 2 млрд. грн.
Наблюдатели и раньше прогнозировали изменение русла денежных потоков: из безналичной формы в наличную, от получателей правительственных субсидий, кредитов, дотаций (в «безнале») к пенсионерам, учителям, врачам («налом»). Заметим, в условиях невозможности легкого доступа к печатному станку, ведь на страже стоит закон «О бюджетной системе» в компании с МВФом, — денежный рынок поневоле начинает работать по закону «сохранения энергии»: ничто не берется из ничего и не исчезает бесследно. Иными словами, если на наличном рынке ожидается прилив массы, на безналичном — приходится делать дефицит, поощряя собственников «разных» денег сотрудничать друг с другом только в одну сторону — с базара в банк.
15 июня глава НБУ В. Ющенко говорил, что правление поручило эмиссионно- кредитному департаменту в течение двух дней проанализировать возможность снижения ставок. Но уже 17 июня директор эмиссионно-кредитного департамента Нацбанка Наталья Гребеник вынуждена была сказать своему шефу, что считает преждевременным снижение ставок, учитывая избыток свободных средств у банков и достаточно высокий уровень инфляции. Спустя шесть дней такой же диагноз был поставлен и состоянию банковских резервов. «Национальный банк сейчас не имеет возможности снизить размер обязательных резервов коммерческих банков… На сегодня и в течение ближайших 10 дней такой возможности нет. Размер резервов сейчас отвечает состоянию банковской ликвидности. Если уменьшить резервные требования, это может негативно отразиться на рынке», — сказала Наталья Гребеник. Хотя ранее НБУ не исключал возможности смягчения резервных требований к банкам в течение июня.
Тактические телодвижения НБУ стороннему наблюдателю понять трудно, но их абсолютно не понять в свете разработок Министерства экономики, прогнозирующего до конца этого года денежный «штиль»: по словам министра экономики Василия Рогового, курс гривни не достигнет даже верхней границы действующего курсового коридора и составит от 4,2000 до 4,4000 UAH/USD. Правда, этот прогноз не учитывает возможные политические риски. «Есть несколько моментов, которые могут повлиять на стабильную ситуацию на рынке. В частности, политическая ситуация осенью (в период выборов Президента) — если она будет дестабилизирующей и внесет неуверенность в поведение субъектов этого рынка, то спрогнозировать дальнейшее развитие событий достаточно сложно», — сказал г. Роговой.
Вероятно, у Нацбанка нет права не учитывать политические риски. Скорее наоборот, он только тем и занимается, что их учитывает: на 10 дней, месяц, квартал вперед. Другое дело — экономические риски, предоставляющие другие реалии для прогнозов.
КСТАТИ
Экономист Тамара ШИГАЕВА в еженедельнике «Зеркало недели» пишет: «Пока все мы покупаем продукты старого урожая, цены на потребительском рынке сохраняются на прежнем уровне. Но осенью экономика должна будет сбалансировать цены, и это приведет либо к их обвальному росту, либо к росту квазиденег, особенно просроченных задолженностей. Заметим, что осенью рост цен происходил всегда, поскольку в период уборки урожая нужно было оплатить его уже по новым ценам, сбалансированным с выросшими за год ценами на все несезонные виды продукции. Таким образом, осень всегда была наиболее сложным в экономическом отношении периодом. Но нынешняя предвещает нам наиболее крупномасштабный кризис…»
Выпуск газеты №:
№115, (1999)Section
Подробности