«Национальный парламент»
или повод к межнациональному конфликту?В Крыму снова заговорили о старой проблеме. Новый глава правительства автономии Анатолий Бурдюгов заявил, что продолжит линию Анатолия Матвиенко на стабилизацию межнациональных отношений, в частности, будет решать проблему легализации меджлиса крымско-татарского народа. Ему тут же возразили многие пророссийские политики и организации. Комментируя заявление Анатолия Бурдюгова, нардеп Леонид Грач в свойственной ему манере заявил: «Это путь к эскалации напряжения в межэтнической сфере, дорога к «бенладовщине» на территории полуострова.
Меджлис крымских татар сами крымские татары не без оснований называют «высшим представительным органом народа». Не без оснований: создана и прижилась четкая система выборов делегатов курултая, аналогичная выборам депутатов официальных советов в городах и районах, а также выборам депутатов Верховной Рады. С той разницей, однако, что участие в этих выборах принимают только крымские татары. Но летом 1991 года, то есть еще при Советском Союзе, курултай и меджлис создавались для защиты интересов депортированного народа, которому органы власти мешали возвращаться на родину. Что сейчас, когда государство Украина уже потратило на обустройство репатриантов около 1 миллиарда гривен и планирует потратить еще больше, является задачей меджлиса? С одной стороны, хотя государство и создало программы обустройства, многие его задачи не решены — не возвращена незаконно отнятая Сталиным собственность, не решена проблема наделения репатриантов землей, не создана система начального образования на родном языке и нет практики использования крымско-татарского языка в общественной жизни, что необходимо для выживания народа, не решена проблема представительства народа в органах власти, наконец, не возвращена историческая топонимика в Крыму и другие вопросы. Их решение и ставит своей задачей сегодня меджлис крымско-татарского народа. Но дело в том, что наше украинское законодательство не предусматривает как регистрацию, так и существование организаций, являющихся национальными парламентами. С другой стороны, меджлис настаивает, как сказал когда-то Мустафа Джемилев: «Пусть регистрируют нас, как мы есть, высшим представительным органом крымско-татарского народа, а не партией или общественной организацией, которыми мы не являемся…» Поэтому получается, что курултай в Крыму является выборным органом, параллельным Верховной Раде Крыма, но только однонациональным, а меджлис — как бы его параллельным президиумом, меджлисы же на местах — выборными органами, параллельными официальным городским и районным советам, в которых, между прочим, также есть депутаты от крымских татар. Выходит, у крымских татар есть свой национальный парламент, тогда как у русских, украинцев, у других народов — только общекрымский.
В нашей истории было несколько попыток развязать этот гордиев узел. В первые годы существования автономии говорили о том, что курултай крымских татар (или хотя бы меджлис) должны (или могли бы) в полном составе войти в состав Верховной Рады автономии. Однако этому помешала, во-первых, численность делегатов курултая, — их больше, чем депутатов Верховной Рады. Во-вторых, в этом случае депутаты не были бы равны между собой, поскольку избирались бы разным количеством избирателей. В- третьих, численность самого меджлиса — более 30 человек — превышала бы возможную квоту, ведь крымские татары составляют пока 12% населения Крыма, соответственно, не могут иметь 30% мест в парламенте. Проблема была в какой-то степени решена в первом крымском Верховном Совете, где существовала квота для депортированных народов из 18 депутатских мест — 14 от крымских татар, по одному от армян, греков, немцев и болгар. Эта фракция успешно работала в парламенте и была, как считают сегодня многие, стабилизирующим для Крыма фактором, поскольку через переговоры с ней решались многие межнациональные проблемы. Однако с принятием новой конституции Крыма, разработанной «интернационалистами» коммунистами, крымско- татарский язык, как и русский, утратил статус государственного в автономии, а в парламенте теперь не предусмотрены национальные квоты.
Тогда эта проблема была решена президентом Леонидом Кучмой по-другому. Он создал Совет представителей крымско- татарского народа при президенте Украины и включил в него весь меджлис в полном составе. Впервые в истории меджлис крымских татар получил официальный государственный статус. Но не надолго. Вскоре на очередном курултае меджлис был переизбран (хотя ключевые политики в нем остались), а состав Совета не изменился до сих пор. Норма о том, что состав Совета меняется автоматически с переизбранием меджлиса, президенту тогда не понравилась и в положение о Совете включена не была.
По-своему решил проблему тогдашний председатель Верховной Рады Крыма Леонид Грач, создав при себе Совет аксакалов. В его состав Леонид Грач подбирал людей, преданных только Компартии, глубоко презираемой большинством крымских татар за осуществление акта депортации, поэтому эти «аксакалы» не только не пользовались авторитетом у народа, но и вызывали насмешки. Такой орган был никому не нужен и спокойно распущен новым спикером Борисом Дейчем, который вместе него создал при себе Межнациональный совет. О его работе до сих пор ничего не слышно.
Таким образом, меджлис де- факто является национальным парламентом (хотя де-юре его вообще не существует). Причем с ним успешно сотрудничают государственные органы. А могут ли государственные органы работать с незарегистрированной организацией? Некоторые политики считают, что не могут. Не пора ли решить эту проблему?
Ситуацию обострил Анатолий Матвиенко, уже в первые недели своей работы подписавший с меджлисом крымских татар специальный протокол, который к тому же пытался держать в тайне от общественности, хотя его содержание вскоре стало известно пророссийским организациям Крыма. Заговорили о «тайном сговоре за спиной крымчан» Матвиенко с меджлисом. Анатолий Матвиенко ушел в отставку, а протокол, и тем более проблема, остались. Анатолий Бурдюгов сказал, что сам Президент просил его приложить усилия к ее решению. Более того — он подтвердил наличие «секретного» протокола между правительством и меджлисом.
Таким образом, меджлис существует, с ним работают, подписывают совместные документы, считаются даже с его кадровыми рекомендациями. Некоторые политики предлагают Верховной Раде Украины признать меджлис отдельным законом, другие — внести изменения в существующий закон об общественных организациях, включив в него пункт о «национальных парламентах», ведь в Крыму уже созданы не только меджлис крымских татар, но и Славянское вече, и Русский собор. Они также позиционируют себя «национальными парламентами», хотя, в отличие от курултая и меджлиса, не избраны народом, а просто созданы путем регистрации членов и являются именно общественными организациями или даже партиями. Предлагают также внести в конституцию Крыма пункты о возможном существовании в автономии «национальных парламентов», но при этом четко определить их функции. Ни ученые-правоведы, ни юристы-практики пока не внесли свою лепту в решение этой проблемы, которая, тем не менее, требует глубокого научного, правового, юридического анализа.
Выпуск газеты №:
№184, (2005)Section
Подробности