Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Национальный «Петр-парадокс»

Несокрушимые идеалы и богатая Америка
21 ноября, 00:00

Вышло так, что мой старый приятель переехал жить в Соединенные Штаты. Два года назад. Не по собственному желанию, а по воле своих близких. Жена и трое взрослых детей поехали за море первые, а отец, кстати, очень порядочный человек, опирался еще несколько лет — не мог расстаться с Киевом, Днепром, квартирой, которая так тяжело и долго ему доставалась, с друзьями. К тому же он не знал языка и не имел никакой надежды им овладеть.

Больше всего держали Петра (это его имя), однако, идейные cоображения. Дело, видите, в том, что он сберег во всей, можно сказать, детской чистоте ортодоксальную коммунистическую идеологию. В частности, свято исповедовал такие догматы, как «в капиталистическом обществе человек человеку — волк», «единственная ценность там — деньги», а морали или справедливых законов просто не может быть. Особенно пугала его возможность оказаться в сетях капиталистической эксплуатации и «мыть буржуям грязную посуду». И вот, как он ни оттягивал, все-таки пришлось ехать. Единственным утешением для Петра было то, что оставляет он не Советский Союз (что-то вроде Царства Божьего на земле), а совсем другой порядок (вернее «непорядок»), который он категорически не признавал.

Первые письма Петра из-за океана выдавали его большую растерянность, в конце всегда стояло: «Если бы вы знали, какое здесь все чужое и как я хочу домой!». Американская иммиграционная машина, впрочем, делала свое дело — он получал документы, карточки, квартиру, бесплатные уроки английского, бесплатные пакеты продуктов, купил за бесценок старый автомобиль (что было неосуществимой мечтой всей его жизни). А чтобы помогать детям, устроился на работу. Петр, когда-то известный киевский врач, работал теперь гардеробщиком в крупном косметическом салоне. Его ежедневный заработок намного превышал здешнюю месячную пенсию, а также бывшую зарплату главного врача.

Петр писал, что для него существуют две большие проблемы. Во-первых, ощущение полной непричастности ко всему происходящему вокруг. «Финансовый кризис, убийство президента, потоп — мне все равно, меня это не касается!». Вот это «не касается» трудно было переживать. Вторая проблема — информационный вакуум. Петр не мог пользоваться журналами, ничего не понимал на телевидении, не воспринимал голос толпы. Чужой, безумный и яркий информационный поток омывал его, не задевая.

Этим летом Петр приехал на родину в гости. Первые дни ходил по городу со слезами на глазах, вспоминал студенческие годы, роскошествовал музыкой родного языка, ночи напролет читал газеты. Вскоре, однако, в его настроениях произошли радикальные изменения; начались разговоры, довольно таки бестактные, о том, что «здесь, в Украине, жить невозможно», что «это и не жизнь совсем» и что «жить в бедности и грязи недостойно человека». Поэтому все мы должны сделать большие усилия и переселиться в Америку. Удивительно то, что в его седой голове не появилось даже тени мысли о том, что именно обожаемая им Компартия, а значит, и он сам (40 лет партстажа) причастны к этой недостойной «Человека с большой буквы» жизни.

А уже через две недели Петр начал ... собираться «домой», хотя имел визу на три месяца. Подобно библейскому Исаву он, теперь уже по собственной воле, променял на американскую «похлебку» и родное слово, и село, в котором родился, а еще страну, «интересовавшую его», на полностью ему безразличную.

Главный Петр-парадокс, впрочем, состоит в другом. Два года, проведенные в таких привлекательных Штатах, не произвели ни малейшего впечатления на идейные убеждения бывшего члена КПСС. Было это раздвоение личности или типичное коммунистическое сознание, но принятие благ американской жизни у Петра спокойно сосуществовало с категорическим неприятием западного общественного уклада как такового. В его голове были как бы два измерения, никогда не пересекавшиеся. Он, например, с удовлетворением рассказывал, как хорошо к нему относятся в салоне, где он работал, — коллеги и домой подвезут, и на ленч пригласят, и деньгами помогут в экстренных случаях. А как же с «человек человеку — волк»? В ответ слышишь что-то вроде: «Не нужно обобщать!» То есть то, что видишь собственными глазами, совсем не имеет отношения к тому, во что веришь. А на вопрос о материальной обеспеченности пенсионеров-чужестранцев услышишь лекцию на тему, как Америка «всех обворовала, все из нас высосала(?), так теперь пусть помогает!». Это был тип убеждений, находящихся словно бы в вакууме, вне границ не только логики, но и собственного опыта. Нечто вроде мощного гипноза, из-под которого Петр, вместе со многими нашими соотечественниками, никак не может выйти. Как говорила моя бабушка: «Хоть кол на голове теши, а он свое!».

Взгляды и убеждения старого эмигранта интересуют только его близких, они никому не могут причинить вред. И совсем другое дело, когда в состоянии такой паранойи находятся наши ведущие политики, члены правительства или парламента, иногда совсем молодые люди. Какие еще терапевтические методы, кроме кола, смогут вывести их из этого посткоммунистического транса?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать