Перейти к основному содержанию

Нация без амбиций обречена

Нужно восстановить разрушенную веру людей в возможность «квантового скачка»
13 июня, 11:21
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В мире ценят страны, которые имеют собственный национальный проект, собственные амбиции, то есть виденье своей страны в будущем. Это своеобразный маяк, на который должна ориентироваться страна в бурном море мировой политики.  Важно, чтобы он не завел нас на мель, на «полный холодильник», что является унизительным для европейского народа в ХХІ веке (хоть он и не должен быть пустым). Поэтому «национальная идея» должна быть и амбициозной, и в то же время реалистичной.

Амбициозным является желание возобновить ядерный статус Украины. Но насколько это реально?

Привлекательна идея, выраженная Президентом Владимиром Зеленским во время инаугурационной речи: «Объединиться, чтобы достичь невозможного». Объединиться 65 миллионам украинцам всего мира, чтобы возобновить тот статус Украины-Руси, о котором говорил руководитель посольства императора  Франции Генриха I, отправленного для сватовства дочери Ярослава Мудрого Анны: «Край этот более объединен, более счастлив, более могуч, более значителен, более культурен, чем Франция».  Невозможно? Фантастически?

Я уже приводил слова Макиавелли: «Не стройте скромные планы, они не способны взволновать душу». Нужно восстановить разрушенную веру людей в возможность «квантового скачка», в возможность прыгнуть выше себя. Если этого не удастся достичь новой, молодой команде глав государства, тогда Украину будет действительно ожидать катастрофа — разочарование  в собственном государстве.  Нация без амбиций обречена. Любомир Гузар говорил: «Разочарованные люди не в состоянии построить свободное государство».

Трудно сформировать национальную идею по состоянию на сегодняшний день — нет не только общего виденья прошлого, но, что более досадно, нет общего виденья и будущего. Мне кажется, что над нами все еще нависает тень двуглавого орла: одна голова на запад, вторая — на восток. Есть политические силы, которые, спекулируя на непутевости всей нашей предыдущей политики, пытаются вернуть нас в привычное стойло «братских народов».

Национальная идея, направленная в будущее, должна бы «сшить» украинское общество. Она должна была положить начало осознанному, обоснованному движению Украины в определенном направлении. Первым шагом на этом пути должна быть «модель государства» — какой мы видим Украину в будущем. Модель государства конкретизирует, наполняет содержанием национальную идею. 

Разочарованные предыдущей властью люди отдали свои голоса молодой власти в надежде на построение такого, нового государства. Его очертания, контуры должны быть сформированы в модели государства. Что такое «модель государства»?

Это:

•  внутреннее обустройство государства;

•  его территориальная организация (унитарная, федеральная, области, края, земли);

•  принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти. В значительной степени это зафиксировано в Конституции, которая является, по сути, неотъемлемой частью модели.

Но она формирует всего лишь каркас государства — «дома для народа», как говорят в скандинавских странах о социальном государстве. А как будет организована жизнь внутри дома? Будет ли она справедливой? Будет ли народ действительным источником власти или только электоратом?              

Методы реализации власти, которые обеспечивают проведение определенной государственной политики, — демократия, авторитаризм, диктатура. Выбор методов зависит от задач, целей, которые ставит перед собой власть государства: то ли соблюдение любой ценой каких-то теоретических постулатов, принципов, то ли существование и развитие государства. Эти два фактора не всегда могут совпадать. П. Столыпин отмечал: «Бывают судьбоносные моменты в жизни государства, когда государственная необходимость стоит выше права и когда надлежит выбирать между целостностью теорий и целостностью Отчизны». Имеет ли право на жизнь тезис «пусть погибнет Украина, но победит демократия»? Классический пример тезиса «государство прежде всего, человек — ничто» — это СССР. Модель должна сочетать и классические гуманистические принципы относительно Человека, и ежедневную работу по укреплению государства. Их сочетание — сверхсложная задача для власти, решение которой должно иметь место в модели. Нужно не бояться отхода от клише. Конрад Аденауэр говорил: «Я диктатор, но с сильным демократическим уклоном». Методы должны быть подчинены цели, национальной идее.  

Основные факторы, которые должны учитываться при формировании модели:

•  национальный состав страны (особенно при формировании культурной и языковой политики);

•  менталитет населения; он формируется веками, и игнорирование его специфики не даст возможности эффективно проводить, в первую очередь, внутреннюю политику. Это опять же отношение населения к власти. Но уже не со стороны доверия или его отсутствия, а со стороны традиционных надежд на государство — на бесплатное образование, на бесплатную медицину, на гарантию работы, на достойную пенсию и тому подобное. Людей приучали зависеть от государства, от чиновников. Из людей долго выбивали дух предприимчивости, чувства экономической свободы и независимости. Теперь все это нужно осторожно возвращать. Именно учитывая такой менталитет необходимо выбирать одну из 44 моделей государства. Они объединены, как я уже писал, в 3 группы: либеральная (англо-саксонская), консервативная (континентально-европейская), социал-демократическая (скандинавская). Исходя из особенностей нашего менталитета, нам наиболее подходит скандинавская (точнее, шведская) модель. Такого взгляда придерживался и Богдан Гаврилишин.  Ментальность имеет много сторон — это и народные традиции, отношение к религии и ее ценностям, к женщинам, к земле, к природе и тому подобное. И они не должны противоречить модели государства, национального государства.

•  Уровень жизни населения или качество жизни. Качество жизни коррелируется с таким показателем ООН, как Индекс человеческого развития, где на первом месте — продолжительность жизни (здоровье людей), на втором — образование, наука, культура; на третьем — ВВП на душу населения. Кстати, продолжительность жизни (и все компоненты, от которых она зависит, — качество воды, воздуха, еды, образа жизни, медицины) может быть еще одним из вариантов национальной идеи. Лауреат Нобелевской премии 1998 года Амартия Сен назвал продолжительность жизни ключевым критерием успешности развития страны. Она говорит об уровне и направлении развития общества больше, чем любые макроэкономические показатели. В западных экономических теориях все больший вес обретает точка зрения, что эффективность работы транснациональных компаний стоит оценивать не по величине их прибылей, а по их влиянию на качество жизни. Следовательно, при всей важности экономики  на первые места в модели должны выходить образование, наука, медицина, культура, экология. А экономика должна лишь служить инструментом обеспечения развития этих сфер жизни людей.

•  Роль мирового содружества, мировых процессов.  В современном мире каждая страна, несмотря ни на что, является всего лишь частью глобализированного мира. В модели должна быть отображена мера влияния мировых трендов на страну —  климатические изменения (то есть — экология), цифровизация всех сторон жизни общества, переход к горизонтальным связям, борьба с социальным неравенством, миграционные процессы. А также — сотрудничество с международными организациями (МВФ, ЕБРР и другие), участие в международных организациях (ВТО, например). Для Украины, которая зависит от экспорта сырья, особенно важно учитывать глобальные изменения спроса на мировых рынках.     

Это — общие подходы к формированию модели государства. В современных развитых странах таким понятием уже не проникаются. Их модели государства уже давно сформировались эволюционно в течение веков, и они только модернизируются, приспосабливаются к новым вызовам. Переход от классических капиталистических, рыночных, демократических обществ к каким-то новым формам организации общества является темой массы публикаций западных философов, экономистов, политиков. У Украины, как нового, молодого государства, нет времени на эволюционное становление модели. Стихийное развитие Украины в предыдущие годы показало, что без целеустремленной, научно обоснованной политики становления государства мы обречены на переход Украины в разряд второстепенных стран. То есть нужно формировать собственную модель государства в расчете на будущее, а не на следующие выборы. В такой модели необходимо учитывать особенности Украины.

Модель государства не является фиксированным юридическим документом. Это набор ответов на проблемы, которые стоят перед Государством, обществом как внутри страны, так и извне.  Она не предусматривает количественные показатели, равно как и часовые ограничения.  Она дает возможность обществу, экспертам, специалистам понять, отслеживать, контролировать направление развития государства, роль в этом власти и политической  элиты

Об особенностях Украины говорить сложно, поскольку какую сторону общественно-экономической жизни страны не возьми, какой сектор экономики не назови — везде не так, как должно быть. В этом и заключается  особенность Украины. К сожалению. Стоит назвать лишь некоторые из направлений, решение которых должно иметь место в модели конкретного государства — Украины:

•  многострадальная реформа судебной системы;

•  борьба с коррупцией как основной внутренней угрозой страны;

•  особое внимание проблеме растущего социального неравенства;

•  реформирование избирательного законодательства; а также закон о политических партиях;

•  отлучение олигархов от власти, превращение их в национальную буржуазию;

•  создание мощной прослойки малого и среднего бизнеса как основы демократического общества;

•  структура экономики, определение драйверов на ближайшие 10—15 лет (например, агроинновационный сектор, энергетика как экономический фундамент настоящей независимости Украины, транспортные коридоры, ІТ-технологии);

•  отдельно — вопрос о рынке земли;

•  внешняя политика — достройка «Северного потока-2», отношения с КНР, закрытие Нигерией посольства в Украине, отказ Саудовской Аравии строить у себя завод вместе с «Антоновым» и тому подобное;

•  сверхважный вопрос о роли государства в конкретных исторических условиях Украины — ее роль должна быть минимальна в социально-экономической жизни страны или, напротив, должна расти (на что есть много причин, которые учитывают мировые тренды, так и в целом менталитет народа).

Вне данной модели стоит вопрос о возобновлении территориальной целостности Украины. Это форс-мажорные обстоятельства, которые должны сформировать отдельную модель деятельности относительно освобождения наших территорий на Донбассе и в Крыму. Согласование этих двух моделей — тоже тяжелая проблема для нового руководства государства.  

Как майонез превращает массу компонентов во вкусный салат оливье, так же весь набор отдельных компонентов превращается в целостную модель развития государства с помощью определенной идеологии. Это еще одна особенность Украины: за 28 лет существования независимого государства у нас так и не родилась определенная идеология развития. Недавно представитель Президента в Верховной Раде Руслан Стефанчук заявил, что такой идеологией будет либертарианство. Кроме высоких идей, она предусматривает — свободное владение оружием, однополые браки, легализацию проституции. Из высоких идей — свобода (философ И. Берлин: «Свобода для волков означает смерть для овец»), невмешательство государства в экономику, против налогов, против призыва в армию и тому подобное. Насколько такие идеологические постулаты отвечают менталитету украинцев? Насколько с этой идеологией знакомо общество? В то же время — без идеологии государство не построить. Поэтому легкомыслить с идеологией опасно. Когда-то большевики абсолютизировали одну из сторон учения Карла Маркса (уничтожить частную собственность и ее носителей), и это стоило жизни миллионам людей не только в СССР. И, в конце концов, доказали свою абсолютную неконкурентоспособность в мировом масштабе. 

Модель государства не является фиксированным юридическим документом. Это набор ответов на проблемы, которые стоят перед Государством, обществом как внутри страны, так и извне.  Она не предусматривает количественные показатели, равно как и часовые ограничения.  Она дает возможность обществу, экспертам, специалистам понять, отслеживать, контролировать направление развития государства, роль в этом власти и политической  элиты.              

Стоит ли уделять большое внимание таким, казалось бы, теоретическим, далеким от наших повседневных проблем понятиям? Стоит. 28 лет мы развивались без национальной идеи, без модели государства, без государственной стратегии развития. То есть без плана построения и развития новой страны. Видим результат. 73% голосов за Президента В. Зеленского убедительно свидетельствуют об отрицании народом такой модели развития — стихийного, хаотического, без научного обоснования. Пока нет осознанной, четкой другой модели развития. Есть только надежда, что она будет лучше как для населения в целом, так и для Украины как государства. В наших условиях, в ХХІ веке надежда должна базироваться на научных разработках, воплощенных и в модели развития, и в государственной стратегии, четко расписанной по направлениям, секторам, а также в часовом измерении. В действиях предыдущей власти «мнение ученых учитывалось недостаточно», как очень дипломатично отметил вице-президент НАНУ академик С. Пирожков («День» № 99-100 за 7—8 июня 2019 года). Мы должны надеяться, что новая команда, говоря о «правительстве в смартфоне», лучше понимает роль науки в современном мире. Должны надеяться, что новая и молодая команда видит в Украине и свое собственно будущее. Уместно будет вспомнить слова М. Грушевского, что беда Украины заключается в том, что ею руководят те, кому она не нужна. Мы должны надеяться, что молодой команде нужна современная, модерная Украина.       

В противном случае будет необходимо  хирургическое вмешательство.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать