Перейти к основному содержанию

НАДЕЖДЕ нужна НАДЕЖДА...

Вера САВЧЕНКО: «ГРУшники Александров и Ерофеев Путину точно не нужны, так как нужна Савченко Порошенко»
18 апреля, 18:41
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В понедельник в Киеве был зачитан приговор российским спецназначенцам Александру Александрову и Евгению Ерофееву, которых возможно обменяют на Надежду Савченко. Как известно, 22 марта Донецкий городской суд Ростовской области осудил украинскую летчицу Надежду Савченко к 22 годам заключения по сфабрикованным обвинениям в убийстве двух российских журналистов, которые информационно сопровождали российское вторжение и давали лживую информацию о вроде бы преступлениях «украинских карателей». Стоит обратить внимание на особый цинизм, с которым РФ подошла к «делу Савченко». Россия похитила гражданку Украины, обвинила ее в заведомо безосновательных преступлениях и назначила судебный процесс в городе «теске» украинского областного центра, который в настоящее время  оккупирован российскими войсками. Таким образом, в СМИ при рассмотрении вопроса Савченко фигурирует название небольшого российского городка Донецк. 5 апреля приговор вступил в силу,  и Надежда ожидает этапа к месту отбывания наказания. От апелляции Савченко отказалась, а ее адвокаты заявили о возможном обмене заключенной, в частности, на пленных российских спецназовцев.

Задержанные российские ГРУшники в действительности не являются чем-то исключительным. Таких российских «трактористов» ловили и ловят регулярно. Потом довольно часто обменивают в тени, без лишнего внимания общественности. Но проблема заключается в том, что такие тайные обмены нивелируют сбор доказательств факта российской агрессии. А это крайне важная тема, ведь действия оккупанта должны быть квалифицированы на всех звеньях судопроизводства, в частности, и международного. Пойманные под Счастьем Ерофеев и Александров случайно попали под пристальное внимание украинских СМИ благодаря заметкам украинского военного в интернете. Поэтому и судьба их развернулась по совсем другому сценарию. Напомним, что 16 мая прошлого года российские ГРУшники были задержаны в зоне ведения боевых действий и доставлены в Киев, где им была предоставлена медицинская помощь и возбуждено дело по обвинению в незаконном пересечении границы и убийстве украинского военного.

ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Обменивать Савченко на Ерофеева и Александрова — значит признать ее военнопленной. А значит — признать войну войной, что почему-то не принято в наших отношениях с РФ. Более того, это значит — признать РФ агрессором и оккупантом не на словах, а на деле. Конечно, российская сторона к такому подходу относится с исключительной осторожностью. Но все же, какие рычаги остаются в Украине для освобождения самой известной пленницы? Эксперты в один голос заявляют: исключительно международное давление.

Вспомним еще один нюанс в процессе над Савченко, который остался вне поля зрения общественности. Вожак «ЛНР» Игорь Плотницкий, который однажды в сопровождении многочисленной охраны пожаловал на суд в российском Донецке, сам говорил Савченко об «общем политическом будущем». Анализировать тщательным образом тот диалог Плотницкого и Савченко, за которым с откровенным удивлением наблюдали и судьи, и другие присутствующие на процессе, не стоит. Но эта деталь сама по себе важна в том смысле, что «шестерка» Плотницкий, который сыграл роковую роль в судьбе Надежды, не позволил бы себе подобные фразы без соответствующей «санкции». Следовательно, «политическое будущее» Савченко рассматривается не только со стороны Украины, но и в стенах Кремля. Отпустить Савченко — для них означает дать реальный ход политической карьере Надежды. И в этом плане ее роль может быть совсем непредсказуемой.

Кстати, в контексте российского вторжения в Украину стоит вспомнить, что иностранные СМИ прямо указывают на факт обстрела украинских территорий с российской стороны. В 2014 году, когда украинские войска замыкали кольцо вокруг российских бандформирований и уже почти контролировали весь периметр украино-российской границы, с территории РФ начались  активные обстрелы позиций украинских военных. Подчеркнем — эти обстрелы происходили регулярно и на определенном этапе сыграли решающую роль в оккупации части Донбасса. И именно тогда была взята в плен Надежда Савченко. Руководитель международной организации журналистских расследований Bellingcat в интервью немецкому телеканалу ARD рассказал, что летом 2014 года с территории РФ было совершено более чем 300 обстрелов украинской территории из реактивных систем залпового огня. На базе спутниковых данных удалось установить факты вооруженной агрессии РФ против Украины. Это то, чего Украина так долго требовала от мирового сообщества — использовать средства спутниковой фиксации. На картах Google Maps можно также определить замаскированные позиции РСЗО. Идет речь о ведении огня российскими «градами» в пяти направлениях.

Главная интрига сводится не только к тому, возможно ли освобождение Савченко, а к тому боятся ли украинские политики ее возвращения? Безусловно, в российских казематах Надя стала политической фигурой. Именно поэтому те, кто стоит за кулисами сцены с обеих сторон театра войны, смотрят на нее «с прицелом» не будущее. Пока же состояние Надежды только ухудшается.

В то же время запрос на срочные дебаты по делу Надежды Савченко исчез из перечня вопросов повестки дня, представленной к утверждению весенней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы. То есть вопрос освобождения Надежды Савченко не будет рассмотрен на сессии отдельно, а прозвучит в четверг в контексте всех других вопросов, которые касаются Украины. Тогда планируется заслушать доклад «Гуманитарные вопросы относительно лиц, захваченных во время войны в Украине».

В свою очередь, президент ПАСЕ Педро Аргамунт призвал РФ освободить Савченко, которая является членом этой Ассамблеи. Освобождение Надежды особенно важно в русле сообщений о ее голодовке — отметил Аргамунт. Он при этом упомянул «возможность обмена пленными с украинской властью». Представитель постоянной украинской делегации в ПАСЕ Алексей Гончаренко так прокомментировал «Дню» ситуацию с обсуждением вопроса освобождения Надежды Савченко: «Вопрос по Савченко в ПАСЕ с самого начала планировался на четверг, и ничего никуда не перенесено. Вопрос в том, что сейчас продолжаются подготовительные мероприятия и решается вопрос о формате обсуждения той или иной ситуации. Так как в четверг будут рассматриваться гуманитарные последствия агрессии РФ против Украины, то вопрос Савченко решено рассмотреть в рамках этого обсуждения, а не отдельно. Говорить о возможности освобождения Надежды в контексте российского судопроизводства невозможно, поскольку режим Путина не предусматривает вообще юридического аспекта. Вопрос Савченко стоит исключительно в политической плоскости, и надеяться можно только на международное давление. Я недавно беседовал с адвокатом Надежды Николаем Полозовым, и он также это признает. Состояние Надежды очень тяжелое, и освободить ее можно только давлением мирового сообщества».

«ОБЖАЛОВАТЬ ПРИГОВОР РОССИЙСКОГО СУДА — ЗНАЧИТ ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ ШАМАНА»

Александр ПАВЛИЧЕНКО, заместитель директора Харьковской правозащитной группы:

— Надежда Савченко не признана военнопленной. Савченко является фактически похищенным лицом. А значит должно быть возбуждено уголовное дело против тех, кто ее незаконно похитил. Все, принимавшие участие в процессе над Савченко, являются преступниками, которые принимают участие в совершении преступления и должны быть поданы в розыск. Правовых оснований для ее обмена не существует. Обычно с юридической точки зрения нельзя обменивать людей, признанных преступниками. Признание Савченко военнопленной будет означать признание РФ стороной конфликта, а следовательно, агрессором.

Такой обмен является исключительно политическим решением, поэтому мы не можем в этом случае опираться ни на какие правовые основания. Здесь даже Минские соглашения не действуют, потому что сейчас речь должна идти о том, что Надежда была похищена, содержится на территории РФ незаконно и находится там неизвестно в каком качестве. Это все равно, что какая-то террористическая группировка похитит человека и будет имитировать судебный процесс. Сама Савченко не считает это судебным процессом и потому отказывается от любых процессуальных действий, которые ей навязывают. Это шаманство, а не судебный процесс. Считать, что РФ играет по каким-то цивилизованным правилам, нельзя. Обжаловать приговор российского суда, подавать апелляцию — значит играть за правилами шамана, то есть это нецелесообразно. И я поддерживаю в этом плане поведение Савченко.

«НАМ ПОРА ДАВНО УЖЕ УСВОИТЬ УРОКИ ОТ РФ. КРЕМЛЬ ВСЕ ДЕЛАЕТ АСИММЕТРИЧНО»

Вера САВЧЕНКО, сестра Надежды Савченко, общественный активист:

— Нам пора давно уже усвоить уроки, которые нам дает РФ. Кремль все делает асимметрично. Если у нас есть цель, то Путин обязательно сделает иначе. ГРУшники Александров и Ерофеев, по крайней мере, Путину точно не нужны так, как нужна Савченко Порошенко. Позиция РФ понятна — они не признают своего присутствия в Украине, и поэтому разговоры об обмене Надежды на упомянутых ГРУшникив только подрывают эту версию Кремля. Я не знаю, почему наша страна так пиарит этих спецназовцев и тему об обмене Надежды на них. Конечно, я очень хочу, чтобы это произошло. Я смотрела Надежде недавно в глаза и видела, что она пытается зацепиться за жизнь — ищет хоть какую-то надежду. Но есть вещи, которые нужно делать без огласки, а то, что политики заявляют повсюду, что вот-вот Надежду обменяют, это «отдает» непрофессионализмом. Я знаю, что были и другие договоренности достаточно неплохие для Путина. Но, к сожалению, наши политики делают фальстарты своими громкими и многообещающими заявлениями. Что касается ПАСЕ, то должна сказать, что я многократно там была, но встречи с президентами Ассамблеи — все это делалось через студентов, простых граждан. Политики наши для этого не сделали ничего. Украинские политики там работают, как мокрые дрова горят. Только один человек из фракции Надежды мне подсказывал, куда идти и к кому обращаться.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать