Перейти к основному содержанию

Налоговая система должна «разогреть» экономику

25 мая, 00:00
На приведенном рисунке показаны 4 зоны:

I зона — зона замерзания, характерная высокой долей натурального хозяйства и неразвитостью рыночных и банковских механизмов. Следует отметить, что в этой зоне находится физиологический предел выживания, для Украины, с учетом ее климатических особенностей, равен примерно среднедушевым 600$ в год. В 2000-м запланирован среднедушевой доход на уровне 520$, что может привести к необратимым последствиям, вплоть до потери государственности, поскольку при таких доходах, исходя из пирамиды Маслоу, граждане платить налоги не смогут и не будут, ведь их основные усилия будут направлены на обеспечение физиологического выживания.

II зона — экономика в стадии стагнации. Пример — США в 1933 году, Россия в настоящее время. Наиболее оптимальной является модифицированная кейнсианская монетарная политика, что и использовали США в 1933 году, запустив экономику, которая, кстати, была тогда на несоизмеримо более высоком институциональном уровне, чем экономика Украины в настоящее время. Следует обратить внимание, что в наиболее кризисном 1933 г. среднедушевой ВВП США упал почти на 50% … и составил в ценах 1987 г. 4700$.

Это зона, из которой выходят сейчас Польша, Чехия, Венгрия.

III — зона развития . Именно для успешного развития экономики в этой зоне Фридманом была разработана монетарная модель (1976 г.), а среднедушевой доход США составлял около 15 тыс. $ (1975 г., в ценах 1987 г.). Монетарная модель была направлена на предотвращение «перегрева» экономики и ее прогнозируемое развитие для сглаживания кризисов перепроизводства и прочих деформаций быстрорастущей экономики.

IV зона — постиндустриального развития.

Динамичное бескризисное развитие США с середины 80-х годов — результат реформ Рейгана, который значительно снизил и так невысокое по сравнению с европейскими странами налоговое давление. Сейчас разрабатываются новые кредитно- денежные системы, учитывающие особенности постиндустриального развития, в частности теория рациональных ожиданий.

Поэтому Украине в настоящее время следует, в первую очередь, «разогреть» экономику, на что и должна быть нацелена налоговая система.

Для этого ей надо, во-первых, стимулировать спрос (в отличие от развитых стран, где налоговая система направлена на сдерживание спроса). Во-вторых, обеспечить восстановление оборотных средств предприятий и, в-третьих, ускорить внедрение технологий, направленных на ресурсосбережение.

Кроме того, она должна обеспечить (безусловно, наряду с комплексом других мер) стратегическую ориентацию общества — движение на опережение (см. одноименную статью Е. Марчука, «День» №42 от 10.03.2000) и учитывать постиндустриальный курс развития мировой цивилизации, а не способствовать движению в фарватере высокоразвитых стран, повторяя ошибки и усугубляя недостатки последних.

Для достижения этих целей прежде всего надо полностью отказаться от налога на прибыль как крайне сложного и трудоемкого в методике подсчета и контроля и совершенно неэффективного в условиях глобализации и интернетизации мировой экономики.

Нелишне напомнить, что в начале XX века в США практически отсутствовали налоги на доходы корпораций, что и привело к их активному росту и выходу на мировые рынки, что позволило потеснить Великобританию и заложить фундамент для господства США в XX веке.

Во-вторых, следует отказаться от налога на НДС, одного из существенных факторов «замораживания» отечественной экономики.

Это позволит не только резко снизить долю убыточных предприятий, привлечь инвестирование и существенно повысить производство товаров и услуг, но и значительно сократить долю теневой экономики, попутно решив проблему с СЭЗами.

Какие же налоги можно ввести?

1. Налог на энергоресурсы, как внутренние, так импортируемые. Причем на импортные энергоресурсы налог следует брать на границе с возможной отсрочкой платежа. Кроме достаточно легко внедряемой прозрачной системы налогообложения, он будет стимулировать и внедрение ресурсосберегающих технологий, повышая конкурентность продукции и энергетики, независимость страны.

2. Налог на сырьевые ресурсы: различные руды и другие полезные ископаемые, используемые в качестве сырья, а также на потребление воды, что также приведет к выгодности внедрения эффективных технологий по их переработке и использованию.

3. Налог рентного типа: на нефте-, газо- и продуктопроводы, на частотное и воздушное пространство, на транзитное перемещение грузов. Он также должен быть регулируемым и способствовать внедрению новых технологий, в частности, оптико-волоконной связи.

4. Налог на имущество предприятий и физических лиц.

Для этого одновременно с легализацией теневой экономики, на что нацелен соответствующий Указ Президента, следует провести декларирование всей собственности как граждан Украины, так и юридических лиц.

Это декларирование можно осуществить по достаточно простой и эффективной схеме. Граждане и юридические лица сами оценивают свое движимое и недвижимое имущество. Причем оценка должна сопровождаться двумя условиями: 1. В случае низкой оценки государство имеет приоритетное право выкупить это имущество по задекларированной цене. 2. Следует ввести налог на перепродажу (изменение права собственности), который рассчитывается от разницы между продажной и задекларированной стоимостью. Сюда же следует отнести и юридически зафиксированную интеллектуальную собственность, но с более низкой шкалой налогообложения.

Для пенсионеров, инвалидов и подобных категорий граждан из налога на жилье исключить площадь, равную 30—35 м 2 для одного человека и 50—60 м 2 для двоих.

5. Налог на торговые, складские и производственные помещения, где следует учитывать и санитарные нормы.

6. Налог на роскошь: престижные марки автомобилей, яхты, драгоценности и т.п.

7. Экологический налог, роль которого следует повысить, что не только будет способствовать внедрению ресурсосберегающих технологий, но и улучшению экологии. Это несомненно приведет к улучшению здоровья населения Украины и тем самым снизит расходы на медобслуживание и повысит производительность труда.

8. Ввести налог на фондовый рынок, который при ликвидации налога на прибыль и НДС неминуемо получит развитие.

9. Налог на доходы физических лиц, состоящий из трех ставок: 0 — при минимальном среднегодовом доходе, 10% — до 10 минимальных среднегодовых доходов, 20% — при превышении 10 минимальных среднегодовых доходов. Дивиденды следует облагать по шкале 20% и не включать их в налогообложение среднегодового дохода.

Ввести критерий минимальной почасовой зарплаты и сетки зарплат для штатного расписания, значительно его увеличив, что, во-первых, приведет к более быстрой легализации зарплат при отсутствии НДС и налога на прибыль и, во-вторых, росту зарплат и, соответственно, издержек производства, а, следовательно, сделает выгодным внедрение современных технологий и модернизацию производства.

10. Ввести еще ряд мер, способствующих стимулированию безналичных расчетов как между юридическими, так и между физическими лицами. В результате повысится производительность труда и появится возможность добиться прозрачности экономики. Я не буду описывать эти меры по вполне понятной причине — то, что хорошо для одной налоговой системы, может оказаться губительным при использовании в ныне действующей.

11. Ввести единый налог в социальный фонд в размере 10—15%.

12. Налог на нотариальное оформление документов.

13. Акцизы и пошлины обладают огромным регулирующим потенциалом, но я не буду, в силу очевидности, на них останавливаться.

14. Налог на землю (ренту) для сельскохозяйственных угодий.

15. Местные налоги: налог на продажу (до 5%), на рекламу, гостиничный сбор, автотранспорт (или бензин), землю, стоянки, символику, налог на развлечения.

Внедрение этой комплексной системы неминуемо приведет к кратковременному бюджетному дефициту, который как раз и могут перекрыть доходы, полученные от легализации теневой экономики. Легализацию следует проводить только одновременно с налоговой реформой, иначе она теряет смысл, поскольку существующая система отчетности и ставки налогов на прибыль не приведут к ожидаемому результату, и совершенно необходимые меры по легализации окажутся лишь холостым выстрелом, обеспечив возврат лишь тех средств, которые предназначены для приобретения акций высоколиквидных предприятий, планируемых для приватизации. В то же время указанные меры приведут к росту стоимости акций высоколиквидных предприятий, что дает дополнительный источник поступлений средств в бюджет.

Конечно, за каждым пунктом стоят определенные нюансы, особенно в системе пошлин и акцизов, уточнять которые не позволяет размер статьи. Но следует отметить, что указанные налоги гораздо проще контролировать и собирать, что значительно сократит отчетность и тем самым повысит производительность труда, приведет к переориентации госаппарата на контроль за функциональным развитием экономики, резко оживит экономическую деятельность и вызовет сокращение сектора теневой экономики как экономически невыгодного.

Указанные меры следует проводить совместно с кардинальной реформой кредитно-денежной и бюджетной систем, поскольку любые реформы налогового поля без адекватного решения накопившихся проблем в области кредитно-денежного обращения в лучшем случае приведут лишь к кратковременному облегчению состояния экономики.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать