Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Налоговое партнерство, инвестиции в человека и новая социальная политика

Три главных направления преодоления кризиса украинской экономики
04 ноября, 00:00

Прежде всего кризис коснулся финансовой и кредитно-денежной сфер, как ни парадоксально, до сих пор считавшихся в Украине относительно благополучными, стремительно перебросившись затем на все другие сферы экономики. И поскольку не вызывает сомнений то, что он вызван глубинными причинами, очевидно: недостаточно прибегнуть к кратковременным «пожарным» мерам, если мы хотим избежать повторения таких же событий в будущем. Мы должны разработать систему государственного антикризисного регулирования, включающую меры чрезвычайного, краткосрочного, характера, среднесрочные и те, что будут ориентированы на долгосрочную перспективу.

ШАГИ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ОТЛОЖИТЬ

Что нам необходимо в ближайшее время? Приостановив стремительное падение гривни и по сути, осуществив ее серьезную девальвацию, не дать «сорваться» курсу и в дальнейшем. Для этого в кратчайшие сроки, месяц-два, следует продолжить весьма жесткие шаги, некоторые из которых уже сделаны правительством, скажем, существенно ограничен и централизован валютный рынок.

Но этого недостаточно. Мы должны:

— гарантировать сохранность вкладов населения, скажем, введя двухуровневую процентную ставку — более низкую для тех, кто забирает свой вклад, и более высокую для тех, кто сохраняет деньги на счету или пополняет вклад;

— жестко сократить все выплаты из госбюджета, кроме социальных, до выработки среднесрочной программы борьбы с кризисом и объявив мораторий на все мероприятия, особенно дорогостоящие, независимо от источников финансирования, если они не связаны со здоровьем и жизнью людей;

— прекратить выдачу гарантий правительства по кредитам частным фирмам.

СРЕДНЕСРОЧНЫЕ МЕРЫ

Среднесрочные меры должны быть рассчитаны на год-два и ориентированы на институциональные преобразования в бюджетной и банковской сферах, коренные изменения в налоговой системе.

Скажем, кризис госбюджета не разрешить за счет механического сокращения бюджетных расходов, это можно сделать лишь созданием программ эффективного использования средств бюджета. Важно не просто разработать меры по выбиванию долгов из крупных налогоплательщиков, а создать механизм, который не позволял бы накапливать эти долги в будущем. Поэтому, скажем, на мой взгляд, совершенно оправданно было бы в случае неспособности правительства оплачивать поставленную ему продукцию или услуги и невозможности цивилизованным образом оформить возникающую задолженность государства, включать механизм управляемой эмиссии. Естественно, эмиссия должна быть контролируемой, и здесь возможны различные рычаги воздействия на Нацбанк и правительство, вплоть до отставки правительства при достижении критического уровня эмиссии.

Вне сомнений, серьезных изменений требует работа Национального банка. Его главной задачей сегодня стала монетарно-регулирующая функция. Но кризис убедительно продемонстрировал: этого недостаточно в переходной системе. Национальный банк должен объединять интересы реального производства, налоговые интересы бюджета и внешнеторгового баланса. А это, в свою очередь, предполагает создание механизмов денежной поддержки банков, работающих с реальным сектором, и предприятий, работа которых эффективна с точки зрения поддержания баланса товарной и денежной массы, наращивания экспорта. Такие механизмы могут, к примеру, выразиться в предоставлении рефинансированных кредитов банкам, осуществляющим реальные инвестиционные программы вексельного кредитования промышленности (по опыту некоторых стран, скажем, Германии).

Не менее сложная задача создать механизмы аккумулирования и перераспределения инвестиционных средств в переходной экономике. Где искать источники этих средств? На самих предприятиях. Поэтому нам не обойтись без санации предприятий, направленной на восстановление их способности к самофинансированию воспроизводственного процесса и перевод этого процесса на инновационную основу. Для этого государство должно оказать поддержку формированию инфраструктуры инновационной сферы: продвижению научных и образовательных услуг на рынок, содействовать формированию научных консалтинговых структур, венчурных фондов и фирм, специализированных инновационных банков, банка реконструкции и развития, финансово-промышленных групп.

«ПЕРЕЗРЕВШИЕ» ВОПРОСЫ

Для запуска механизма экономического роста, вне сомнений, необходимо реформировать систему налогообложения. Для этого следует:

— перейти от чисто фискального принципа ее построения к принципу налогового партнерства;

— обеспечить непротиворечивость налогового и мотивационного механизмов в реальном секторе экономики;

— дифференцировать налоги для стимулирования инновационных процессов и вытеснения экологически вредных и устаревших технологий;

— переориентировать нашу систему с налогообложения производства на налогообложение потребления и имущества граждан.

К примеру, давно, как говорится, «перезрел» вопрос об НДС. Известно, что в странах с развитой экономикой этот налог служит инструментом защиты экономики от «перегрева», ограничивая чрезмерную экономическую активность. Зачем нам НДС, если проблема «перегрева» экономики, мягко говоря, в Украине не стоит? В условиях экономического спада НДС у нас по сути превратился в акциз практически на все виды товаров и услуг, взимаемый с конечного потребителя и снижающий конкурентоспособность отечественной продукции.

Грамотная налоговая политика помогла бы нам в значительной мере решить острейшую проблему занятости. Известно, что спад производства превысил 50 процентов. По существу, происходит разбазаривание ценнейшего капитала страны — ее трудовых ресурсов. Чтобы остановить этот процесс, с одной стороны, следует максимально снизить цену труда без ущерба для уровня жизни трудящихся, а с другой — стимулировать инвестиции в относительно более трудоемкие производства без ущерба для эффективности народного хозяйства. Для этого достаточно, во-первых, снять всю налоговую нагрузку с заработной платы: НДС, подоходный налог (в пределах гарантированного минимума), различные начисления и отчисления, в совокупности удваивающие сегодня цену труда для работодателей и, во-вторых, взять курс на сохранение, а еще лучше — на приумножение социальных выплат и льгот, поступающих трудящимся в неденежной форме: бесплатное жилье, льготы на жилищные и коммунальные услуги, бесплатная медицинская помощь и образование.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ

Экономика — не та сфера, где без разбору можно экспериментировать. И все же, когда не дают результата апробированные методы, стоит обратиться к новым. Тем более то, что относительно ново для Украины, хорошо известно в мире. Почему бы, скажем, нам не основать специализированный украинско-американский (или швейцарский, или французский, или германский) инвестиционный банк для работы с валютными средствами физических лиц — граждан Украины? Он может быть организован на паритетных началах правительством Украины и США (Швейцарии, Франции, Германии) с равным представительством от стран-участниц в совете директоров и правлении банка. Частные вклады граждан Украины будут гарантированы правительством Соединенных Штатов (или перечисленных выше стран) и в этом смысле они будут надежнее, чем наличные доллары. Не менее половины активов банка должно использоваться в украинской экономике, часть может быть размещена в инвестиционные проекты, прошедшие международную экспертизу и одобренные украинской и американской сторонами. Прибыль банка делится украинской и американской сторонами. Это позволит одновременно решить несколько острейших проблем: население получит возможность надежного и прибыльного вложения наличной валюты, иностранцы — доступ к закрытому ранее для них бизнесу при сохранении за ними полного контроля размещения средств, а украинская экономика — доступ к крупным инвестиционным ресурсам — сбережениям населения, сокращение оттока капитала за рубеж.

Дамокловым мечом навис над экономикой Украины громадный государственный долг. Не спасает конверсия ОВГЗ в облигации с выплатой дохода в будущем веке? Почему бы в таком случае нам не расплатиться по долгам недвижимостью, участием кредиторов в капитале, наконец, землей, естественно, приняв соответствующий закон о земле? Почему бы не обменять государственные долги на инвестиционные гарантии, передав долговые обязательства от украинского правительства к новым конкурентоспособным иностранным инвесторам?

Схема могла бы быть такой. МВФ выпускает для компании гарантийный сертификат на полную сумму инвестиций. Инвестор может погасить сертификат при потере инвестиций в результате действий украинского правительства. В этом случае МВФ прибавит эту сумму к совокупному внешнему долгу Украины. Если же все стороны соблюдают взаимные обязательства, инвестор, освобожденный от украинских внутренних налогов, будет обязан выплачивать фиксированные платежи в счет погашения украинского внешнего долга. Таким образом, платежи минуют недееспособную украинскую налоговую систему и будут поступать к кредиторам непосредственно от международных инвесторов, производящих и продающих свою продукцию в Украине.

ИНВЕСТИРУЙТЕ В НАУКУ И ЧЕЛОВЕКА!

Долгосрочные меры должны быть рассчитаны на перспективу гораздо более длительную, чем на год или два и направлены на запуск механизмов экономического роста страны.

В целом выработка долгосрочных мер — это серьезная, кропотливая работа над изучением ведущих тенденций мирового развития и адаптация их к нашим условиям и реалиям. Лучшие стратеги ведущих стран мира заняты сегодня такой работой, и в итоге ставка делается, как правило, на информационную сферу и фундаментальные научные исследования. США, Япония, другие страны-лидеры идут по пути открытий, которые приведут к новым, еще неизвестным технологиям. По сути вся экономика становится не просто инновационной, а технологичной, научной и информационной. И проблема выбора важнейших направлений в науке, технике и технологиях — сегодня это, по сути, главная задача, которую надлежит решить, разрабатывая долгосрочные меры развития страны. А наряду с наукой мы должны наконец начать реально инвестировать в человека, чтобы получить интеллектуальный продукт для экспорта. Грубо говоря, весь мир стремится к тому, чтобы воспитывать и селекционировать высококлассных специалистов, дающих стране возможность экспортировать компьютерные программы, а не железную руду и металл. Мы же до сих пор почему-то упорно стремимся к обратному.

Подводя итоги, заметим: сегодня важно выработать четкую тактику действий на всех этапах преодоления кризиса, и жестко придерживаться ее. Принять решения и... выполнить их. Пусть это будет жестко, не всем приятно, не всем принесет прибыль. Скажем, как это ни парадоксально, но, возможно, спасая нашу финансовую систему, сегодня следует достаточно широко открыть доступ на рынок Украины иностранному капиталу, иностранным банкам. Да, это больно ударит по многим украинским банкам. Но речь не идет о том, чтобы разорить их. Возможно, следует «вписать» их в новые структуры, и тем самым, пожертвовав самым слабым, спасти от банкротства и краха всю банковскую систему. Мы видим, чем все обернется, если этого не сделать, на примере России.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать