Налоговый блицкриг
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20021207/4226-4-1_0.jpg)
Новый министр экономики Валерий Хорошковский вчера сделал первое программное заявление о приоритетах своей работы на ближайшее время. Планируется провести административную реформу, «выстроить механизм дешевого государственного аппарата и дорогого чиновника». А главное внимание министр намерен сосредоточить на налоговой реформе. Хорошковский выступает за снижение налоговых ставок, причем, на его взгляд, делать это нужно немедленно. Похоже, в Минэкономики всерьез опасаются, что экономический рост, наблюдаемый в Украине на протяжении последних трех лет, может приостановиться именно в период работы нынешнего правительства — признаки стагнации на лицо. Такой реализм в выгодную сторону отличает нового министра, поскольку его предшественник всегда признавался, что старается избегать плохих новостей, и тем более их публичного обсуждения.
Валерий Хорошковский рассчитывает на завершение налоговой реформы уже к лету следующего года. Для этого Верховная Рада должна снизить налог на прибыль предприятий, ставку НДС, а также утвердить новую шкалу налога на доходы физических лиц. Учитывая, что эту идею поддерживают и пропрезидентские фракции, и большая часть оппозиции, реализация столь амбициозных планов вполне реальна. Помешать этому может лишь очередной виток политического кризиса. Лишившись последних парламентских постов, оппозиция наверняка не удержится от демаршей, который страна уже наблюдала во времена спикериады. Во многом от умения нового правительства найти общий язык с экономистами оппозиционных фракций будет зависеть реализация, его реформаторских замыслов.
Тем более что, как утверждает министр экономики, Кабмин рассчитывает не только снизить налоги, но и отменить налоговые льготы. Уж по этому поводу острая дискуссия и «прицельный огонь» политико- финансовых лобби Валерию Хорошковскому обеспечен. Лишь льготы, которыми до сих пользуются совместные предприятия, стоят государственному бюджету около 2 миллиардов ежегодно. Усилия СНБОУ, Кабинета Министров по решению этой проблемы показали, что к СП-льготникам имеют отношения не только многие народные депутаты, но и члены правительства. Что касается льгот для населения, то в этом добиться каких-либо результатов новому Кабмину будет еще более проблематично. 43% украинских граждан имеют «корочки», позволяющие пользоваться теми или иными благами цивилизации просто так. К ним, кстати, принадлежат и министры, и народные депутаты.
И все же министр экономики Валерий Хорошковский, похоже, настроен весьма решительно. По его словам, правительство планирует учесть предлагаемые налоговые новации уже при подготовке государственного бюджета на 2004 год. Именно поэтому стратегической целью определено завершение налоговой реформы в первом полугодии. У противников столь быстрых перемен будет неплохая «зацепка». Закон «О бюджетной системе» запрещает при разработке бюджетного проекта учитывать налоговые изменения, которые еще не вступили в силу. А согласно тому же документу, если изменения в налоговых законах произойдут в 2003 году, то вступить в силу они могут лишь с 2005. Так требует закон, но нужно отметить, что он уже не раз благополучно нарушался парламентом — как говорится, в государственных интересах.
А государственный интерес сейчас действительно должен быть сконцентрирован на срочной налоговой реформе, поскольку тенденция выхода экономики из тени уже сменилась противоположной. Большинство крупных предприятия базовых отраслей экономики по итогам трех кварталов задекларировали убытки. Природа этой убыточности очевидна — бизнес снова спасается от налогов.
Выпуск газеты №:
№226, (2002)Section
Подробности