Перейти к основному содержанию

«Народный контроль»-2?

Почему бы и нет?
19 сентября, 20:24

В условиях властного кризиса немало отечественных политиков взяли моду апеллировать к народу. Мол, народ разберется, кто виноват, а кто — нет, народ на выборах определится, скажет свое слово... Народ, конечно, разберется. Тем более что он уже доказал свою способность в переломные моменты влиять на ход истории. Однако общественность, думается, нуждается в рычагах влияния на власть не только во время выборов. Оказывается, и механизмы осуществления такого влияния в государстве де-юре созданы. Вот только заинтересована ли сегодня власть в «запуске» этих механизмов?

Летом 2004 года, в период избирательной кампании, Президент Украины Л. Кучма издал Указ об обеспечении условий для более широкого участия общественности в формировании и реализации государственной политики (31.07.2004 № 854/2004). Так в конце своего 10-летнего правления Леонид Данилович решил, что и народ имеет право формировать и реализовывать государственную политику в любой отрасли. С целью упрочения гарантий реализации гражданами конституционного права на участие в управлении государственными делами, утверждение в Украине народовластия и развития гражданского общества бывший президент признал необходимым создать эффективные организационные и правовые условия такого участия.

Тогдашний премьер-министр Украины В. Янукович соответствующим постановлением правительства признал, что создание общественных советов при органах власти и будет тем механизмом реализации права общественности на формирование и реализацию государственной политики.

Неудивительно, что это постановление правительства было подписано именно под первый тур выборов президента Украины (18.10.2004). Видно, что действующая в то время власть искала поддержки общественности. А нужна ли такая поддержка нынешней власти?

Конституция Украины и законы Украины, в том числе и «Об объединении граждан», «О гражданском демократическом контроле над военной организацией государства» уже определили право общественности контролировать власть. Эти законы предоставили общественным организациям право контроля за органами государственной власти в Украине, действиями и решениями их должностных и служебных лиц, направления информационных запросов и права получения ответа.

Более того, Конституция Украины предоставила право обжалования неправомерных действий и решений органов государственной власти, их должностных и служебных лиц в судебном порядке и право возмещения морального и материального ущерба, причиненного их действиями или бездеятельностью.

Очевидно, что при условии отлучения общественности от общественно-политических процессов, лишения ее права формировать и реализовать государственную политику и представлять интересы общины, надеяться тогдашней власти на приверженность электората не приходилось.

Заменить бывший «народный контроль», по замыслу президента Украины, должны были бы именно общественные советы — якобы с более широкими и настоящими полномочиями.

Однако тогдашний премьер свел поручение главы государства только к утверждению порядка проведения консультаций с общественностью, что совсем не тождественно праву формировать и реализовывать государственную политику. То есть общественные советы могут действовать при министерстве или администрации и консультировать власть, если она того захочет. Не больше. Просто и понятно. Тогда как президент поручил правительству в двухмесячный срок создать советы при центральных органах исполнительной власти и местных государственных администрациях для осуществления координации мероприятий в сфере реализации гражданами конституционного права на участие в управлении государственными делами. Следовательно, именно требование относительно обеспечения открытости деятельности органов исполнительной власти и учета общественного мнения в процессе подготовки и организации выполнения их решений, поддерживание постоянного диалога со всеми социальными группами граждан было самым главным в Указе президента! А создание возможностей для свободного и объективного освещения всех процессов в этой сфере средствами массовой информации давало надежду на действительно революционные сдвиги в отношениях власти и общественности.

Но не тут-то было.

Скажем, настоящее состояние украинского войска, ход его реформирования, сокращение численности военнослужащих, военных частей, штабов и учебных заведений, реализация техники и недвижимости требует неотложной оценки специалистов и контроля со стороны общества, потому что именно оно своими налогами и содержит войско. Только на заре независимости, осенью 1991, в Министерстве обороны Украины была создан ячейка Союза офицеров Украины, общественной организации военнослужащих, которая должна бы заниматься проблемами социально-правового характера. Однако малочисленный, фактически не признанный руководством министерства Союз просуществовал только до пришествия очередного министра обороны В. Радецкого, который сразу же решил, что никакого контроля он не требует...

Революционный и постреволюционный период оттянул во времени создание общественных советов. Соответствующий приказ главы государства так и не был выполнен.

Только в мае нынешнего года теперь уже экс-премьер-министр Украины Ю. Тимошенко согласилась с предложениями своего предшественника, однако решила, что должны быть общественные коллегии — и не при министерствах и администрациях, а при министрах и главах администраций.

Предусматривалось, что привлечение к работе в этих советах представителей объединений граждан, органов местного самоуправления и средств массовой информации будет содействовать предоставлению действиям правительства общественной поддержки.

Оставалось одно — создать такие коллегии.

Новая попытка, в частности, военных оказалась более удачной, только теперь Министерство обороны никак не может разработать и утвердить положение об общественной коллегии и уже третий месяц не может подать его на суд общественности.

Общественных организаций, изучающих проблемы войска, безопасности и обороны Украины оказалось почти полсотни, и у всех есть свои предложения и желания консультировать руководство Министерства обороны, формировать и осуществлять эффективную реализацию государственной политики в сфере обороны.

Внедрение мероприятий, направленных на развитие партнерских отношений, углубление сотрудничества между органами государственной власти и общественностью, обеспечение всесторонней поддержки общественно значимых инициатив, безусловно, способствовало бы и росту авторитета власти. Публичное обсуждение проектов важнейших решений, разъяснение органов государственной власти их представителям социальных групп, права и законные интересы которых они задевают, безусловно, нашли бы поддержку не только в общественных организациях, но и во всем обществе.

Кстати, Указ президента Украины предусматривал и закладку в проект государственного бюджета и местных бюджетов средств на финансирование мероприятий, связанных с привлечением граждан и их объединений к формированию и реализации государственной политики.

Проведение соответствующих социологических и научных исследований, мониторинг средств массовой информации и тому подобное будет содействовать более широкому привлечению общественности к такой работе.

Поручения главы государства касались и Министерства образования и науки Украины, в сфере которого находятся учебные заведения, где более глубоко изучаются современные коммуникативные технологии, методы привлечения общественности к участию в формировании и реализации государственной политики, анализа общественного мнения. Государственному комитету телевидения и радиовещания Украины с привлечением Национальной академии государственного управления при Президенте Украины предлагалось разработать рекомендации для центральных и местных органов исполнительной власти относительно порядка проработки предложений, которые освещаются в средствах массовой информации. Органам местного самоуправления рекомендовалось принять дополнительные меры для расширения участия граждан в обсуждении и разрешении важных вопросов местного значения.

Участие общественности в формировании и реализации государственной политики в посторанжевый период становления украинской государственности будет содействовать и становлению гражданского общества, воспитанию гражданина, который будет уважать власть и заставлять ее ему служить. Возможно, при таких условиях «слуги народа» будут искать приверженности своих избирателей не раз в четыре-пять лет (а сразу после выборов — снимать с себя любую ответственность, ведь механизма отозвания народных избранников все равно не существует, то есть даже «бездельникам» во власти ничего не угрожает), а ежедневно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать