Наши «красные линии»
«Единственное, чего мы можем добиваться сейчас – это возвращение всех наших территорий», — эксперт«Мы хотим жить. Наши соседи хотят видеть нас мертвыми. Это оставляет не слишком много пространства для компромисса»
Голда Меир, премьер-министр Израиля (1969-1974)
Рано или поздно любая война заканчивается подписанием соглашений. Они могут быть совершенно разными: от полной капитуляции одной из сторон до договора о мире с разными возможными вариациями для подписантов. Война Московии против Украины, конечно, продолжается, рашисты пытаются атаковать на разных направлениях, особенно на восточном и южном, также осуществляются постоянные ракетные и авиационные удары по военным и гражданским объектам украинских городов и сел. Погибают люди, в том числе дети. Эти преступления врага обязательно должны быть расследованы, а виновные наказаны.
Вместе с тем, активного продвижения путинских войск не происходит, планы Кремля на блицкриг давно провалились, никакого завоевания «второй армией мира» Украины за неделю нет. И не будет. Поэтому агрессор согласился на переговоры, постепенно убавляя свой пыл и требования. Несмотря на ожесточенные бои, консультации между представителями украинской власти и путинистами начались фактически сразу. Уже прошло несколько раундов переговоров, которые будут продолжаться.
Все прекрасно понимают, что результат дипломатии напрямую зависит от успеха на поле боя. «Украинская армия создала сильные переговорные позиции. Народ поддерживает. Политикам нужно выдержать: полный вывод войск, граница 1991 года... Как минимум», - написала главный редактор «Дня» Лариса Ившина у себя на ФБ. Помимо освещения преступлений путинского режима и трагедии самой войны, одна из наиболее обсуждаемых тем - переговоры с Московией. Информации не так много, но даже то, что озвучивается, вызывает опасения и критику.
«Путин вышел из шокового ступора, в котором находился несколько недель с начала войны – из-за неспособности добиться военного успеха в развернутой против Украины войне. Пока диктатор демонстрирует искусственную неадекватность, поскольку не принял окончательного решения по Украине, - пишет директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак в ФБ. – Путин в телефонном разговоре с Эрдоганом сознательно перечислил неадекватные требования к Украине, которые он считает условием вывода войск и заключения мирного соглашения. В частности, согласно информации пресс-секретаря Эрдогана, присутствовавшего во время разговора 17 марта по инициативе Путина, Путин среди требований к Украине для прекращения вторжения назвал нейтральный статус Украины и ее отказ от вступления в НАТО, а также разоружение Украины до такого уровня, который Кремль признает для себя достаточным, обеспечение "защиты русского языка в Украине", а также то, что Путин называет "денацификацией". Такой перечень требований свидетельствует, что Путин находится в состоянии колебания и не принял окончательного решения в отношении Украины, то есть завершить войну путем соответствующего соглашения или осуществлять дальнейшие попытки достичь военного успеха и таким образом затягивать войну на неопределенный срок».
На разных ресурсах озвучиваются еще два требования агрессора – это уступки со стороны Украины по поводу так называемых ДНР и ЛНР и признания Крыма российским. В куче, как видим, все это выглядит супернагло. Украинцев такие требования точно не устроят, и на такой вид капитуляции они не согласятся. В то же время мы должны понимать, что рашисты делают все, чтобы дезинформировать украинцев и мировую общественность, выставляя недопустимые для Украины требования. Это, в частности, делается для того, чтобы перессорить нас внутри. Как реагирует украинская сторона?
Советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк в интервью польскому изданию WP Wiadomości заявил, что у НАТО нет сил остановить Путина, поэтому Украина хочет создать новый альянс, чтобы положить конец войне. «Нам важен не статус, а союзники, действительно готовые бороться на нашей стороне. Вторжение в Украину показало, что вся архитектура европейской безопасности нуждается в проверке. Мы знаем, что Путина можно остановить только силой. НАТО сегодня не имеет этой силы. На наш взгляд, это организация, деятельность которой в основном ограничивалась проведением саммитов, на которых генералы делали грозные лица. Правда состоит в том, что самый большой военный союз в истории человечества не производит впечатления на Кремль», - заявил Подоляк.
«Все эти разговоры о приближении НАТО к границам России – это лишь уловки, пропаганда россиян на внутреннем рынке для оправдания их нападения на Украину и другие страны. Вот почему мы хотим положить конец этой войне, создав новый альянс, достаточно сильный, чтобы остановить Россию, если она снова захочет напасть на кого-нибудь. На этот раз это будет договоренность не вроде Будапештского меморандума, а конкретное соглашение, соответствующее всем нормам международного права. В нем шаг за шагом будут описаны механизмы, которые будут запущены в случае очередного нападения на Украину. Мы хотим убедиться, что нас больше не оставят на поле боя. Государства, которые будут выступать гарантами, в том числе и сама Россия, примут конкретные обязательства. В дальнейшем этот документ может быть расширен, и на его основе будет создан новый альянс, обеспечивающий безопасность всей Европы», - сказал советник главы ОП. Напомним, что ранее Президент Владимир Зеленский в обращении к Конгрессу США призвал к созданию нового объединения государств U-24, которое могло бы в течение суток оказывать всю необходимую помощь, в том числе вооруженную, для немедленной остановки конфликтов.
Во время войны очень важно выступать единым фронтом против врага: власть поддерживает общество, а общество поддерживает власть, тем более если она делает все, чтобы защитить страну. Однако очень важно, чтобы соглашение с Московией, если оно будет подписано, стало общим решением всей страны. И чтобы те жертвы, которые сегодня украинцы платят, защищая свою независимость, были не напрасны. Еще до большой войны Путин требовал от Украины отказаться от НАТО, нейтральный статус, демилитаризацию, уступок по «Л/ДНР» и признание Крыма. Если вдруг сегодня украинское руководство согласится на эти уступки в новом соглашении, тогда возникает вопрос – зачем было ввязываться в это сражение с тысячами жертв и разрушениями? Верим, что власти все-таки хорошо чувствуют температуру в обществе и на дипломатическом фронте добьются таких же побед, как украинская армия на поле боя.
О ДОГОВОРЕ С РОССИЕЙ
Виктор НЕБОЖЕНКО, политолог (facebook.com):
- Как мы можем заключать договор о мире с путинской Россией, которая не умеет, не хочет и не будет соблюдать никакие мирные договоры? Страна, грозящая всему миру ядерным оружием, как единственным аргументом своей политики, просто уже не может заключать мирные договоры. Тем более что даже Кремль не знает, сохранится ли Россия в нынешнем виде и состоянии.
А «победители» в этой страшной российско-украинской войне 2022 года – США и Китай вряд ли будут откровенными с Украиной по поводу своих планов будущего, ослабленной и поруганной на весь мир путинской России.
Еще хуже то, что страны-гаранты такого мифического договора между Украиной и Россией подозрительно напоминают список стран, подписавших Будапештский меморандум, который, как мы уже убедились, оказывается, никто и не собирался выполнять.
Поэтому любой мирный договор с Россией в условиях глубокого кризиса международного порядка и ООН или отсутствия института международных гарантий является скорее дипломатическим способом стран «Большой семерки» ограничить национальные интересы Украины и спасти Россию от полного поражения.
«ВЫИГРАТЬ ЭТУ ВОЙНУ ПОБЕДОЙ В ВИДЕ ПАРАДА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ – НЕРЕАЛЬНО. УКРАИНА РЕСУРСНО НЕ ВЫТЯНЕТ ВОЙНУ С РОССИЕЙ»
Олег ПОСТЕРНАК, политтехнолог:
- Говоря о переговорах с Россией можно вспомнить разные соглашения. В частности Дейтонские, которые принесли мир в Хорватию, или Хасавюртовские с Чечней, или посмотреть на пример Приднестровья. Но нынешняя российско-украинская война не похожа на ни один из этих конфликтов. Логика России заключается в полном структурном разрушении и обеспечении отсталости нашей страны, которая демонстрировала большие успехи в некоторых сферах, чем Российская Федерация. Однако получилось так, что Путин, пытаясь достичь этой цели, подставил свой же народ под инфляцию, безработицу и вообще экономический кризис. Поэтому нынешняя российско-украинская война является феноменом, который не похож ни на конфликт в Югославии, который российские эксперты любят нам ставить в пример, ни на конфликты на постсоветском пространстве. Мы имеем настоящую межгосударственную войну.
Определяющим планом России было полное подчинение Украины. Никаких мирных соглашений не планировалось. Россия хотела принятия капитуляционного акта, который должен был быть подписан новой оккупационной администрацией в Украине со всевозможными псевдо-образованиями. Таким образом, Путин достиг бы самой главной своей цели – превращения российско-украинской войны в настоящую гражданскую, когда бы часть украинских регионов начала партизанскую войну, а другая часть находилась под оккупантами и стала бы эпицентром боевых действий. Но эта цель Путина не была реализована. Украина уже сорвала этот сценарий, который готовил Путин. Не только военный блицкриг, но и политический сценарий. Закон о коллаборации максимально свели на нет попытки политической агентуры создать оккупационную администрацию. Равноправный мирный договор или соглашение является в принципе неплохим сценарием для Украины по сравнению с предыдущими планами. И в этом мы должны, прежде всего, быть благодарны украинской армии.
То, что обнародовала Financial Times – это материал с подачи Лаврова. То есть те пункты, которые там обсуждаются, вброшены по инициативе российской стороны. Это доказывает, что Российская Федерация не рассчитывает на реализацию своих ценностных ориентиров и положений, которые они ставили себе за основу.
В чем может быть компромисс? Обратим внимание на вопрос относительно НАТО. Я и раньше говорил, что, скорее всего, в дипломатических кругах обсуждался (и по моему прогнозу на 100% реализовался) вопрос обмена. С нашей стороны тайм-аут на вступление в НАТО или даже нейтралитет, а за это ЕС ускоряет процедуру интеграции Украины в свои структуры. Даже как компенсационный механизм такое предложение выглядит довольно резонным. Но при этом Украина настаивает на обеспечении ясных, понятных, четких гарантий собственной безопасности и защиты. По последним данным, такими гарантами могут быть США, Великобритания, Турция и возможно даже РФ, которая в этом мирном соглашении должна прописать обязанность не нарушать территориальную целостность Украины.
Вопрос относительно денацификации абсолютно отброшен. С самого начала Россия также требовала принятия нового языкового законодательства, отмены закона о коренных народах. Эти вопросы теперь не стоят вообще.
Вопрос относительно демилитаризации. Россия требовала ограничения количества украинских войск. Этот вопрос, скорее, также отменен. Единственное, в чем могут быть уступки - это взять на себя обязанность не размещать на своей территории иностранные военные базы.
Украина со своей стороны требует полной деоккупации территорий до границы 24 февраля 2022 года.
Думаю, что также будет обсуждаться вопрос снабжения воды в Крым. То есть в случае деоккупации территорий – возобновление эффективной работы Северо-Крымского канала.
По инициативе украинской стороны остро стоит вопрос компенсации за разрушения, которые нанесла Украине Российская Федерация в результате бомбардировки гражданских и военных объектов.
Надо отметить, что позиция России стала более уступчивой. Конечно, что это достигнуто благодаря украинской армии и эффективной работе военно-политического руководства страны.
К сожалению, в этом мирном соглашении не могут быть развязаны вопросы о деоккупации Крыма и ОРДЛО. Думаю, что эти вопросы там рассматриваться не будут.
В целом я считаю, что выиграть эту войну победой в виде парада на Красной площади – нереально. Украина ресурсно не вытянет войну с Россией. Сейчас эта война имеет отечественный оборонный характер. Мы должны максимально выйти к границам 24 февраля, заставить Россию компенсировать потери и ни в коем случае не уменьшать санкционные давления, которые будут иметь свой надлежащий эффект в перспективе.
«ЛЮБЫЕ ДОГОВОРЕННОСТИ С ПУТИНЫМ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НИЧЕГО НЕ СТОЯТ»
Андрей СЕНЧЕНКО, глава общественного правозащитного движения «Сила права»:
- Прежде всего, надо задать себе вопрос – нужно ли нам вообще вести переговоры с Россией. Нас подталкивают к этому, чтобы нашлись обвинители, в том числе в Европе, которые скажут, что нам предлагали переговоры, а мы отказались. Такая же цель и у России. Кремль ни о чем в действительности договариваться не собирается. Это такая себе имитация.
Относительно возможных компромиссов. Сегодняшний статус Путина является таким, что он давно не является адекватным лидером ядерного государства. Это военный преступник и террорист №1 в мире. Давайте представим себе, что кто-то будет пытаться в Украине договориться о чем-то с этим террористом. Это как-то изменит статус Путина в мире? Нет. Снимет ли это санкции с России? Нет. Потому что санкции требуют не представители власти в разных странах, а граждане, их электорат. Поэтому любые договоренности с Путиным в действительности ничего не стоят. Неужели украинское общество согласится на то, чтобы зафиксировать то состояние, которое есть на сегодня? Нет. Пригодится ли Путин для того, чтобы вернуться к ситуации на 23 февраля в результате договоренностей? Тоже нет. Поэтому единственное чего мы можем добиться сейчас – военным, дипломатическим, юридическим путем, экономическим давлением – это возвращение всех наших территорий. В том числе Крыма и Донбасса. Направление российских средств, в том числе золотовалютного запаса на компенсацию ущерба – как материального, так и морального – и выплату огромных репараций. Этот ущерб нанесен Российской Федерацией Украинскому государству, бизнесу и гражданам. Это та цель, к которой надо додавливать ситуацию.
Представим, что ситуацию мы додавили. Что дальше? Россия останется в таком именно неадекватном состоянии с возможными рецидивами? Думаю, что рано или поздно вызреют определенные внутренние процессы в самой России. Сами контуры России будут другими. Поэтому под международным контролем надо проводить демилитаризацию Российской Федерации. Все, кто в это не верит и не делает для этого ничего, должны понимать, что война в таком случае не закончится, а любые переговоры будут лишь паузой для очередной эскалации со стороны России.
«ВСЕ РЕШАЕТ ПОЛЕ БОЯ»
Олег ЖДАНОВ, военный эксперт:
- Путин в своих намерениях не будет уступать ни на йоту. То есть, пока он находится во власти в России переговорный процесс с Кремлем невозможен априори. В такой ситуации все решает поле боя. Пока мы окончательно не убедимся, что Путин проигрывает, до этого времени можно не надеяться на любые диалоги.
С нашей стороны, я побаиваюсь, что некоторые персонажи в окруженные Президента, в его Офисе готовят определенные уступки для таких переговоров. Лично я некоторых из них вообще отношу к сотрудникам российских спецслужб. Отец одного из них, например, консультирует Главное разведывательное управление МО РФ. Задача этих лиц примирить нас с Россией, но такое примирение невозможно без ликвидации нашего суверенитета. И то, что сейчас предлагает Россия – это фактически немного отложенное поглощение Украины и капитуляция. Но нашу сторону от такого рода уступок достаточно веско сдерживает украинское общество, которое сейчас еще и вооружено. Кроме того, в окруженные Президента есть и проукраинские силы, например, тот же Кулеба и Данилов.
Путин не хочет полумер с Украиной. Он хочет окончательно решить так называемый «украинский вопрос» – один раз и навсегда. И такая его категоричность постоянно вызывает протест в нашем обществе. С нами так нельзя. Мы готовы биться до конца. Как можно простить то, что россияне творят сейчас в Украине? Никак. Украинцы никогда этого не простят и не забудут. Нельзя договариваться о компромиссе с теми, кто пришел тебя убивать – это известная позиция Голды Меир актуальна для нас. Потому договариваться с Россией можно будет лишь тогда, когда не будет Путина. В том «компромиссе», который был обнародован в FT, нет для Украины приемлемых вещей. И судя по поведению Подоляка, который спешно потом начал оправдываться, этот материал был согласован с нашей делегацией. А FT просто обнародовало проект «договорняка» между Офисом Президента Украины и Кремлем. Подоляк начал прикрываться жесткой позицией Зеленского.
Надо понимать, что наши государственные интересы совпали с интересами коллективного Запада. И в этой ситуации мы без войны от России не отойдем никак. Больше того, когда мы выигрываем в этой войне, гарантий того, что Россия не нападет, опять не будет. Рано или поздно они опять пойдут на нас. Гарантией нашего существования остается профессиональная армия. И именно сейчас Запад, и особенно США, настроены на конструктив, в котором одним из ключевых моментов есть задача – выбить Россию из геополитической арены. Убрать Россию как игрока и оставить ее на уровне стран третьего мира и превратить ее в сырьевой придаток. Путин, наоборот, хочет уровень этой войны поднять на уровень мировой. Его цель, чтобы с ним разговаривал Байден, а не Зеленский. Поэтому Путин никогда не пойдет на прямую встречу с Зеленским. Этот путинский пафос можно сбить лишь полным военным разгромом. Только тогда адекватная российская элита избавится от Путина и начнет отношения с Западом с чистого листа.
Иван КАПСАМУН, Валентин ТОРБА, «День»