Наука демократии: гуманитарные перекрестки политики и права
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070928/4165-4-2.jpg)
Сегодня на отечественном «политическом Олимпе» все чаще наблюдается своеобразная игра определенных политиков на опережение, суть которой сводится к убеждению окружающих и общества, что они являются «самыми большими демократами», а также теми уникальными лидерами, которые способны привести Украину к «светлому демократическому будущему». Иногда это внушает отвращение, — когда те, кто ведет речь о демократии, еще вчера провозглашали лозунги о справедливом «коммунистическом строе», при котором все, кто «не шагает с нами в ногу», являются врагами народа. Иногда это выглядит смешно, когда речи о демократии сопровождаются искажением цитат известных мыслителей в подтверждение провозглашенных лозунгов. Порой это выглядит грустным, поскольку постепенно начинаешь понимать, что именно так, на уровне предвыборных лозунгов, значительная часть политиков в Украине и понимает сущность того, что такое демократия и к какой цели в своем развитии стремится Украина.
В контексте общих призывов к созданию демократии в Украине особое значение приобретает изучение без шума того, что представляет собой демократия, к которой мы стремимся, что следует сделать, чтобы демократия превратилась из пустых политических обещаний в ежедневную реальность каждого без исключения? На первый взгляд, может показаться, что обращение к науке в данном случае является малоактуальным. Мол: какая там наука, когда завтра выборы?! Возможно, и так. Однако, хотелось бы напомнить, что выборы проходят (а вместе с ними меняются правительства, парламенты, сами политики и тому подобное), а цели общественного развития остаются. Если же такие цели являются неосознанными и неисследованными, то о каком общественном развитии может идти речь? Тогда имеем дело не с обществом граждан, а с совокупностью людей, у которых единственная цель — выжить и, по возможности, обезопасить себя от проблем.
Поэтому среди общего массива современных научных исследований демократии нельзя не отметить появление цикла 16 монографических трудов «Развитие политико-правовых основ демократических трансформаций в Украине». Этот цикл позволил не только прояснить фундаментальные проблемы общественного развития современной Украины, но и положил начало новому направлению научных исследований, каковым является исследование правовых проблем политических институтов и процессов.
В пределах издания отмеченного цикла трудов, осуществленного под эгидой Института государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины, процесс демократических трансформаций в Украине был исследован сквозь призму взаимосвязи политической и правовой систем, что сделало возможным не только комплексно подойти к проблемам реформирования Украинского государства, но и сделать важные теоретико-методологические обобщения, составить иерархию факторов общественной трансформации, определить спектр альтернатив национального развития и проанализировать вероятность каждой из них. Это дало возможность проанализировать классическое и современное понимание феномена демократии, продемонстрировать, в доступной широкому кругу читателей форме, основные аспекты и специфику теоретического понимания демократии, а также тех проблем, которые возникают в ходе практической реализации демократического идеала в условиях транзитивных политических систем.
В то же время характерным свойством цикла является то, что исследователи направили свои усилия на анализ всех граней понятия демократии, ее сущности, важных этапов ее становления и развития в Украине, характеристике ее исторических источников, начиная от первых лет независимости Украины и заканчивая современным состоянием Украинского государства. Особое внимание практически во всех без исключения трудах, которые входят в этот цикл, уделяется анализу основных политических и правовых институтов, которые свойственны демократии, исследованию их функционирования и формирования в условиях установившихся демократий, а также в транзитивных политических системах. В монографиях представляется широкая панорама разнообразных научно-теоретических подходов к толкованию демократии, включая всестороннее рассмотрение критических аргументов, которые выдвигаются по отношению к тем или иным моделям демократии. Вместе с тем, нельзя не отметить, что практически во всех монографиях, которые образовывают этот цикл, авторы делают вывод, что процесс демократизации и демократического развития не может быть представлен исключительно с позиций «институционной демократии», поскольку структурно- функциональная эффективность демократических институтов в значительной степени зависит от той среды, в которой они существуют. В связи с чем особое значение приобретают такие факторы, как развитие гражданского общества, реальное обеспечение прав человека и гражданина, содействие расширению политического участия, нейтрализация действия факторов, которые содействуют политическому отчуждению населения, формирование высокой политической и правовой культуры, воспитание гражданской благотворительности.
Таким образом, исследуя процессы политического и правового развития современной Украины, следует признать, что по существу сейчас речь идет не столько о попытках предложить определенное альтернативное видение тому, что такое демократия, и тому, как она должна реализоваться, сколько о том, каким именно образом и благодаря каким институтам становится возможным гарантировать фундаментальные демократические ценности, которые могут быть определены как универсальное ядро всех существующих теорий демократии. Очевидно, в этом сложном процессе анализ «аксиологического» измерения демократии и демократических трансформаций в Украине приобретает первоочередное значение. Нельзя обойти вниманием и проблему интеграции Украины в европейское и международное сообщество. С этой точки зрения, принципиально не только реализовать меры по адаптации законодательства к законодательству стран-членов Европейского Союза, но и проводить системные шаги, направленные на гарантирование существующих в Европе стандартов функционирования ключевых для демократии институтов, на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, которые признаны на уровне европейского и международного права, на общую модернизацию экономики, на содействие развитию институтов гражданского общества. При этом сам процесс европейской интеграции Украины должен рассматриваться не столько с позиций внешнеполитических целей Украинского государства, сколько как общий вектор современного демократического развития Украины, как посттоталитарной страны, которая ныне находится в транзитивном периоде развития.
Пока стоит сознательно подчеркнуть именно проблему стратегического видения перспектив трансформации, поскольку последние годы создания государства в Украине показали явное и очень опасное отсутствие стратегического понимания и видения того, что объективно происходит и должно произойти в Украине. Об этом свидетельствует как незаконченный характер практически всех без исключения реформ (конституционная реформа, реформа судебной системы, административная реформа, парламентская реформа и тому подобное), так и постоянное шатание внешнеполитического курса, который колеблется между «восточным» и «западным» векторами дальнейшего развития Украины, между ЕЭП и ЕС, между Россией и НАТО.
Среди основных вопросов, которые поднимаются в пределах цикла трудов «Развитие политико-правовых основ демократических трансформаций в Украине», следует отметить и проблему реформирования системы государственного управления в Украине. Это объясняется тем, что демократия в повседневной жизни государства и общества действует, в том числе, и как механизм государственного управления. В этом смысле демократия предстает не просто как совокупность определенных принципов, ценностей, требований, институтов, процессов и тому подобное, а как четко действующая система государственного управления, специфика которой обусловлена характером формирования органов государственного управления, их связью с гражданским обществом, теми методами, которые применяются в ходе управленческой деятельности, а также теми признаками, которые позволяют отличить этот механизм государственного управления от каких-либо иных. Вместе с тем, немалое количество проблемных моментов и сомнений в отношении эффективности подобного механизма государственного управления и его функциональной адекватности в Украине обусловлено не столько общей неэффективностью демократии, как механизма государственного управления, сколько объективными недостатками, искажениями и деформациями, которым подвергся этот механизм в Украине.
В то же время, проведение комплексных преобразований, о которых пишут авторы цикла, имеет цель не только оптимизировать условия развития демократических институтов в Украине, но и создать почву для формирования современного развитого гражданского общества, которое может выступать на равных с государственной властью, проводить эффективный контроль над ней, аккумулировать разнообразные интересы граждан и доводить их в случае необходимости на уровень государственной власти.
Выпуск газеты №:
№165, (2007)Section
Подробности