Перейти к основному содержанию

Навеки вместе?

Православные УПЦ КП и... московский ОМОН
30 августа, 00:00
Одним из участников VIII Всемирного Конгресса Украинцев, который завершился в Киеве на прошлой неделе, был представитель украинской диаспоры в Российской Федерации митрополит Московско-Богородский и Днепропетровско-Криворожский УПЦ КП Адриан. Владыка Адриан прочитал доклад, а также распространил среди делегатов текст под названием «О положении Украинских церквей в России». Доклад вызвал большой интерес, особенно учитывая то, что диаспора украинцев в России — наиболее многочисленная в мире, и большинство из них — православные. Сегодня, однако, там официально зарегистрировано только девять религиозных организаций украинских православных. Мы обратились к владыке Адриану с просьбой поделиться своим взглядом на современные украинские религиозные дела.

— Каким образом произошло присоединение к УПЦ КП украинцев Московской области?

— В 1992 году прихожане — украинцы и русские — Богоявленского собора города Ногинска Московской области во главе с архимандритом Адрианом начали переговоры с митрополитом Филаретом о присоединении к УПЦ КП. И в начале 1994 года к УПЦ КП были официально присоединены не только приход Богоявленского собора города Ногинска, но и Свято-Александро-Невский приход, Свято-Троицкий и Свято-Тихвинский женский монастырь сестер милосердия и благотворительности.

— Как отнеслась Московская патриархия к образованию нескольких общин другой — Украинской православной церкви на территории России?-

— Московская епархия РПЦ немедленно начала судебный процесс в Московском арбитражном суде с целью отнять у нас Богоявленский собор вместе с комплексом зданий, которые мы — украинцы — строили на его территории. Судебное дело продолжалось пять лет, но силы были слишком неравными. В сентябре 1997 года городская власть направила в Ногинск сто омоновцев и милицию для захвата как собора, так и украинского центра «Братство». «Штурм» произошел ночью. Всех украинских гимназистов, студентов Духовной семинарии и духовенство с женами и малолетними детьми выгнали за ограду собора, на улицу.

Вот таким образом наши приходы оказались в старом трехэтажном доме города Ногинска, где был оборудован Свято-Троицкий православный храм УПЦ КП. Четыре года мы служили и жили в этом доме без всяких условий — была отключена электросеть, вода, канализация, отопление и газ. Только благодаря вмешательству иностранных журналистов, местная власть подала в дом тепло, воду; еще через несколько лет подключили электроэнергию, а после нашего обращения к президенту Российской Федерации Путину — газ.

— Скажите, владыка, каким образом украинские представительства в России поддерживали украинские православные общины в Российской Федерации?

— Нужно подчеркнуть, что с тех пор, как украинские православные приходы с Богородской епархией УПЦ КП вышли из состава РПЦ, ни Посольство Украины в России, ни Украинский культурный центр в Москве не только не оказали нам какой-то моральной или материальной помощи, но никто ни разу и не приехал к нам. Мы были обречены на самовыживание, хотя неоднократно обращались к Объединению украинцев России за советами и защитой. А вот президент Всемирного конгресса украинцев в Торонто г н Аскольд Лозинский, которогоотделяет от нас 12 — 14 тысяч километров, таки нашел возможность приехать в Ногинск и посетить украинских православных. Многократно мы письменно обращались также к послу Украины в России, но — никакого ответа. Хотя украинцы в России не имеют ни одного Православного Украинского храма — ни православного, ни греко-католического.

— Как вы расцениваете современное положение православия в Украине, в частности, доминирующую роль УПЦ Московского патриархата во многих важных социальных сферах?

— Дело здесь, в частности, в том, что в филиал РПЦ МП в Украине входят архиереи и духовенство, среди которых, как ни странно, более 70% украинцев, особенно из западных областей нашей страны. Все они верой и правдой служат интересам чужой Церкви и чужого Российского государства.

Поэтому украинский народ должен очень серьезно подойти к следующим выборам, проявить свой патриотизм и мудрость на выборах президента Украины осенью 2004 года. От этого будет зависеть также социальное и духовное положение украинской диаспоры и украинской церкви в России. Возможно, тогда все наши правители будут получать советы и благословения не у Московского патриарха, а у патриарха Киевского и всея Руси-Украины. Только такие государственные деятели смогут поставить вопрос о нормальном существовании русской диаспоры в Украине, а украинской диаспоры — в России, как это существует в странах Балтии.

— Как себя чувствуют представители УПЦ КП в самой Москве?

— Сегодня мы в России абсолютно бесправны, в частности, лишены прав на свое собственное имущество. Напомню, что украинскими вельможами ХVII века были построены в Москве не только десятки Украинских Православных храмов, но и дворцы, в том числе и дворец гетмана Украины Ивана Мазепы. Сегодня этот дворец используется, как ни парадоксально, московскими омоновцами, а в украинских храмах служит духовенство Московского патриархата.

Богородская епархия УПЦ КП имеет в Москве два православных прихода. Один — в честь Святого великомученика и целителя Пантелеймона и второй — Святых апостолов Петра и Павла. Ни один из них не имеет не только должного помещения, но и не может получить земельный участок для строительства храма. Приходу Св. Пантелеймона (протоиерей Евгений Удалый) местная московская власть прислала десятки писем- ответов, в которых в течение уже восьми лет обещает предоставить земельный участок под строительство храма. «А воз и ныне там». Этот приход устроил домовой храм в одной из больниц города Москвы, но московские священнослужители наняли себе «защитников веры», которые однажды утром разбили иконостас с иконами, вынесли их на улицу и сожгли. Что касается прихода Св. Петра и Павла, то Управление юстиции города Москвы приняло решение не перерегистрировать Устав этого прихода, хотя это противоречит закону РФ.

— Чего владыка ждал от VIII Всемирного Конгресса Украинцев?

— Мы, православное духовенство и верующие УПЦ Киевского патриархата в Российской Федерации, просим Президиум и членов VIII Всемирного конгресса украинцев повлиять на государственную власть РФ и в официальной форме потребовать от нее конституционных прав и религиозных свобод для наших верующих, а именно:

1. Предоставить двум православным приходам УПЦ Киевского патриархата в г. Москве отдельные здания или помещения для проведения богослужений на украинском языке.

2. Выделить земельные участки для строительства типовых православных храмов этих приходов.

3. Передать Богородской епархии УПЦ Киевского патриархата бывший дворец гетмана Украины Ивана Мазепы в Москве для устройства в нем Епархиального управления и воскресной школы.

4. Вернуть нам Богоявленский собор с комплексом зданий в г. Ногинске Московской области и компенсировать разрушенное Московской епархией РПЦ и захваченное движимое имущество четырех православных юридических организаций УПЦ КП на общую сумму $800 тысяч.

5. В Украинском культурном центре г. Москвы предоставить комнату для совершения православных богослужений, таинств и треб на украинском языке.

6. Требовать от российской власти беспрепятственно регистрировать общественные уставы украинских церковных приходов — в соответствии с законами РФ.

7. Предоставить миссионерам Московско-Богородской епархии возможность формировать приходы нашей Церкви на территории Российской Федерации, особенно при украинских землячествах Дальнего Востока, Сибири, Кубани, Закавказья и в Подмосковье.

8. Предложить Министерству юстиции Украины дать церкви УПЦ МП название согласно ее принадлежности к РПЦ МП — она должна называться Экзархат РПЦ в Украине, как это было до 1990 года.

И , наконец, еще одно. В 2002 году, когда Россия объявила Год Украины, мы, православное духовенство и верующие, просили российскую государственную власть о разрешении официально пригласить в Москву и Ногинск патриарха Киевского и всея Руси- Украины Филарета. Ответа мы не получили. Поэтому думаю, что и патриарх Московский Алексий II не должен получать разрешения на визит в Украину.

P.S. Стоит поучиться у россиян тому, как сохранять свою аутентичность, свою веру, свою неделимую гегемонию. Ну скажите, люди добрые, что такое девять украинских православных духовных организаций на фоне почти 12 тысяч общин и организаций Русской православной церкви в России? Российские же православные (вместе с местной властью) — несмотря на Конституцию, несмотря на все международные права и конвенции, воюют с этой каплей в море так, словно речь идет о самом существовании Русской церкви, будто ей угрожает смертельная опасность, распад, осквернение, конец света. Трудно понять, что речь идет не о каких-то там сатанистах и даже не о «Аум синрике», а о православных братьях, с которыми — «навеки вместе».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать