«Назовите хотя бы одну цифру...»
Генеральный директор комбината им. Ильича ставит под сомнение «достижения» Кабинета
госпакет акций в размере 50% приобрело ЗАО «Ильич —
— Ваше предприятие — одно из самых успешных в Украине. Как вы считаете, чем оно отличается от других металлургических предприятий?
— ОАО «Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича» — одно из крупнейших в Украине предприятий с полным металлургическим циклом, производящее разнообразную продукцию. Это толстолистовая и тонколистовая сталь из монометалла, толстолистовая биметаллическая сталь, бесшовные горячекатанные трубы нефтяного сортамента, сварные прямошовные водо- и газопроводные трубы, баллоны. Наш комбинат экспортирует свою продукцию более чем в 50 стран мира.
С начала независимости Украины мы работали, пытаясь прогнозировать ситуацию, складывавшуюся на рынках, и, благодаря этому, даже в неблагоприятных условиях продолжали развивать производство, открывали новые цехи. Их теперь на 11 больше, чем было в 1990 году. В прошлом году ввели в строй самый современный в странах СНГ известково-обжигальный. В настоящее время на комбинате работают 55 тысяч человек, тогда как в 1991 году — 26 тысяч. И наше предприятие отличается от других тем, что мы постоянно создаем новые рабочие места. При этом заработная плата у нас одна из самых высоких в отрасли. Мы никогда не имели срывов по ее выплате, за все годы ни на один день ее не задерживали, не то что вообще не выплачивать, как это стало привычным на многих предприятиях. В стране безработица, а мы выполнили программу «Молодежь-2000», по которой на комбинат было принято 2050 человек. Не бросаем на произвол судьбы и пенсионеров. На комбинате сохранены рабочие места для 8800 ветеранов труда.
Большое внимание уделяем социальной сфере. За период проведения реформ мы не закрыли ни одного детского садика, Дворца культуры, спорткомплекса, пансионата. Наоборот, с каждым годом наращиваем их число и не жалеем средств на их содержание, на льготные путевки, лекарства, на снижение цен в рабочих столовых и буфетах. В составе комбината имеются также предприятия, обеспечивающие коллектив сельскохозяйственной продукцией. Ко Дню металлурга завершили реконструкцию стадиона, где проводятся футбольные матчи команд высшей лиги. Условия труда и отдыха наших работников всегда находятся в центре внимания руководства комбината. Главная ценность для нас — это трудовой коллектив, десятки тысяч людей, посвятивших свою жизнь профессии металлурга. С этого года наш трудовой коллектив стал полноправным хозяином комбината, и теперь мы сами решаем свою судьбу, заботимся о дальнейшем развитии производства. И каким бы сложным ни было сегодня положение в металлургии, я уверен, — безвыходных ситуаций не бывает. Мы это доказываем своей работой.
— Согласны ли вы с утверждением, что экономический рост в Украине в основном является следствием прогресса в украинской металлургии, в то время как ее достижения обусловлены в свою очередь улучшением конъюнктуры мирового и, в первую очередь, российского рынка, а также следствием экономического эксперимента в этой отрасли украинской промышленности?
— Все последние пять с лишним лет мы, промышленники, просили: облегчите налоговый пресс, и мы гарантируем, что будет больше поступлений в бюджет. Эксперимент в металлургической отрасли это подтвердил и полностью себя оправдал. Но когда рассказывают, что правительство Виктора Ющенко все сделало для того, чтобы уменьшить уровень налогообложения, я прошу: назовите хотя бы одну цифру? К примеру, были начисления на зарплату где-то порядка 37%, а сегодня... И если взять любую позицию, нигде не уменьшились налоги, наоборот, они давят, давят и давят товаропроизводителя! Скоро будем платить налоги за то, что дышим. Вот так работало наше правительство.
Когда же говорят о благоприятной конъюнктуре рынка, то нужно иметь в виду, что цены на металл поднялись в 1999 году, а начиная с середины 2000 года начали падать и соответственно обозначился спад в металлургии. Если сравнить рентабельность до сентября прошлого года и после, то вы увидите, что у металлургов рентабельность упала в три-четыре раза. Кроме неблагоприятной конъюнктуры рынка, в этом, конечно, сыграла свою роль и ценовая политика правительства.. Где есть в мире нерегулируемый рынок? Его не существует. Можете ли вы себе представить, что в Германии отпустили цены на продовольствие? К примеру, на 30% вдруг увеличились цены на товары первой необходимости . Что там будет!? А у нас все нормально! Нам рассказывают, что инфляция составляет 27%. Только в январе 2000 года цена на хлеб была 65 копеек. А сегодня гривна 15 копеек. Мясо стоило 6,5 — 7 гривен, сегодня — 20 — 22. Спрашивается, какой же процент инфляции, кто и как его считает? Вот и можно сказать, что правительство обманывало весь украинский народ в том, что якобы народное благосостояние улучшается. Да пусть спросят у любого учителя, врача, лучше ли им стало? В сравнении с январем 1999 года мы повысили зарплату работникам комбината в два с половиной раза, но я считаю, что это очень мало по сегодняшним ценам. Мы действительно работаем неплохо. Самостоятельно ищем пути, как снижать себестоимость, как снижать энергозатраты, все делаем для того, чтобы предприятие, а оно вносит немалый вклад в экономику Украины, развивалось. А что сделало правительство? Вот сегодня у меня были представители швейцарской фирмы, так они смеются: в Европе цены на электроэнергию меньше, чем в Украине! Там тариф для промышленника от 2,2 до 2,5 цента, а у нас? Думаю, что комбинату надо строить свою электростанцию и себя обеспечивать, иначе пропадешь! Этим и занимаемся, куда же деваться... Сегодня положение дел в металлургии очень тяжелое... Но мы — частное предприятие, работаем на себя, и все люди понимают это, и мы выживаем. Если уж, как говорится, «умирать», то последними. Но до этого, естественно, не дойдет: я думаю, что у нас ума хватит жить нормально и показать, что мы — богатая страна.
— Как вы оцениваете результаты экономического эксперимента на своем предприятии? Если положительно, то следует ли его распространять?
— Результаты эксперимента на нашем предприятии я оцениваю положительно и считаю, что его необходимо расширить.
— Какие меры правительства Виктора Ющенко, по вашему мнению, дали Украине положительные, а какие отрицательные результаты? Как вы оцениваете деятельность правительства по поводу защиты старых рынков сбыта и завоевания новых?
— А можно ответить словом «никак»? Я не вижу никаких положительных результатов деятельности правительства В. Ющенко. Подъем экономики начался в 1999 году еще при правительстве В. Пустовойтенко. А команда, которая пришла с Ющенко, своими действиями только усугубила положение дел в экономической и социальной сфере страны. Рост в экономике был заложен теми решениями по ценообразованию, о которых мы просили и которые под давлением Президента выполнялись. Кабмин В. Ющенко все пустил под откос, когда отпустил цены на уголь. И сегодня наши монополисты такие, как «Укрзализница», например, наносят колоссальный ущерб государству, потому что на них нет управы. Я вчера говорил с министром экономики Роговым и задал вопрос: понимают ли они, что делают? Правительство не только не поддерживает нас, экспортеров, постоянно пополняющих валютный запас государства, но и давит, обдирает безбожно. НДС нам не возвращают. Получается, мы кредитуем государственный бюджет сотнями миллионов гривен! Я уже предлагал, чтобы направляли хотя бы 50% задолженности по НДС, куда вымываются бешеные деньги, той же «Укрзализнице», и за электроэнергию. Я все время думаю над тем, почему законы в нашей стране обязательны для граждан, предприятий и не обязательны для правительства? Как это может быть? Я согласен, чтобы налоговая у нас работала постоянно и не выходила, потому что мы открыты, мы не воруем. Если где-то есть ошибки, можно вместе их исправить, потому что инструкций придумали столько, что очень сложно в них разобраться даже юристам: один говорит, так правильно, а другой — нет, это неправильно. Приведу один пример. Наш комбинат постоянно оказывал материальную помощь работникам бюджетных организаций, чтобы хоть немного приблизить их зарплату к уровню промышленности. Кабмин В. Ющенко издает постановление, согласно которому нельзя оказывать материальную помощь, направленную на заработную плату учителям, медикам, работникам культуры, спорта и другим. (Можно только на покупку мела, тряпок и т. д.). В постановлении этом все так закручено, что мы вынуждены обратиться в Конституционный Суд за разъяснением, как его читать.
— Изменились ли в последнее время (с назначением Олега Дубины) подходы правительства к управлению металлургической отраслью?
— Пока трудно сказать. Мы работаем с О. Дубиной. Обещания есть, но решений, о которых просят все директора, пока нет.
— Как вы оцениваете работу правительства в области приватизации?
— Если говорить о той приватизации, которая прошла у нас, то больше всего денег за приватизацию «содрали» с нашего трудового коллектива. И ничего не дали взамен. Хотя можно было часть денег оставить на инвестирование, на развитие. Ведь, если завтра продать все, то за счет чего тогда жить? Когда говорят, что кто-то нам поможет, то я отвечаю: ничего подобного, только мы сами можем помочь себе. Никто своими интересами не поступится, ни Америка, ни Европа, потому что для них их приоритет превыше всего. Деньги есть деньги, и никто просто так их не дает. Если честно говорить, я был против приватизации нашего комбината, я за то, чтобы 50% акций оставались у государства. Но поскольку случилось так, что нас могли отдать кому попало, то эти два года мы воевали за свой завод и сегодня доказываем своей работой, что другого такого предприятия в Украине нет. Наш комбинат — гордость страны. Его металл ценится во всем мире. Мы постоянно пополняем валютный запас государства. Я очень переживаю сегодня за «Криворожсталь», хочу, чтобы и это предприятие пошло таким же путем, как наше. Почему? Все уже поняли, что частный владелец не будет работать для социальной сферы. Уверен, делиться с рабочими прибылью он тоже не будет.
— Как вы считаете, готовы ли металлургические предприятия страны, в частности ОАО «ММК им. Ильича», к экономике открытого типа?
— А мы все время в ней работаем. В связи с тем, что мы — частное предприятие, и ничье согласование нам не нужно, постоянно проводим реорганизацию в структуре управления, решая две главные задачи: обеспечить эффективное материально-техническое снабжение и экономическую безопасность комбината и организовать сбыт, нормальную торговую сеть. Этими вопросами мы сейчас и занимаемся.
— На ваш взгляд, насколько готова управленческая элита (и в исполнительной власти, и на предприятиях) к новым условиям ведения бизнеса, возникшим после распада СССР? Насколько велико влияние управленческих ошибок на состояние дел как в отрасли, так и в стране? Готовы ли нынешние управленцы к успешному ведению бизнеса в условиях все возрастающей глобализации?
— Мы давно работаем в новых условиях. Сами занимаемся антидемпинговыми расследованиями, находим рынки сбыта. Например, в США участвовали в демпинговых расследованиях только два комбината — наш и «Азовсталь», нанимали адвокатов. Такое было в Индонезии. На Тайвань я сам ездил, встречался с президентом компании, с министром экономики, с ассоциацией металлургов и решил все вопросы, доказав, что проблем по демпингу у нас нет. Но хотелось бы, чтобы и государство защищало интересы национальных товаропроизводителей.
Конечно, самый лучший рынок сегодня для нас — это Россия. Наш комбинат никогда не терял деловых взаимоотношений с российскими партнерами, и сегодня мы расширяем сотрудничество. Но главная сегодняшняя проблема — это расширение внутреннего рынка. Необходимо производить хорошие машины, суда, трактора, автомобили, чтобы можно было уменьшить импорт готовой продукции, оставляя больше денег в Украине. Расширение внутреннего рынка — первоочередное условие для развития экономики страны.
Выпуск газеты №:
№83, (2001)Section
Подробности