Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Не о политике, а о спасении души»

«Разрушенная духовность» — общая проблема всех христианских конфессий на Полтавщине
31 мая, 19:16
ЕПИСКОП ПОЛТАВСКИЙ И КРЕМЕНЧУГСКИЙ ФЕДОР, УПЦ КП

«Ныне возводят церкви и Киевского, и Московского патриархатов, и автокефальной церкви, и мы радуемся тому, что Господь дал нам возможность жить в свободное время, когда храмы не разрушают, а строят. Не суть важно, кому принадлежит храм — Московскому или Киевскому патриархату. Это украинский храм на украинской земле. Рано или поздно у нас будет одна поместная церковь», — такие слова на днях сказал Святейший Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет в Полтаве, где освятил возрожденный Свято-Успенский кафедральный собор и новопостроенную колокольню Свято-Покровской церкви, а в Кременчуге отслужил Божественную Литургию в Свято-Николаевском соборе, возглавил крестный ход и провел молебен на центральной площади. Также во время визита в Полтаву Его Святость встретился с общественностью города в переполненном конференц-зале Галереи искусств, где в течение почти двух часов отвечал на вопросы полтавчан. Его пребывание на Полтавщине в целом проходило в спокойной атмосфере. Как достигается согласие между церквями в условиях разъединения, мы говорим с епископом Полтавским и Кременчугским УПЦ КП Федором, а также с представителями других конфессий на Полтавщине.

ВМЕСТЕ ПРЕОДОЛЕТЬ ДУХОВНУЮ РАЗРУХУ

— Владыка Федор, как вы в целом оцениваете развитие православия в Полтавской области? Увеличивается ли количество приходов?

— Ныне на Полтавщине насчитывается около 170 религиозных общин УПЦ КП и заметна тенденция к увеличению их количества. Как и в целом в Украине, Киевский патриархат в области развивается не благодаря, а вопреки. Он держится на волеизъявлении народа, который хочет иметь украинскую церковь. Подавляющее большинство наших общин состоит из людей, которые сознательно выбрали именно УПЦ КП и приходят в храмы, потому что понимают язык богослужения. Украиноязычность — это принцип и позиция Киевского патриархата, хотя я не скажу, что мы предвзято относимся к церковнославянскому языку, потому что некоторые наши священнослужители на нем молятся и проводят богослужение. Но, к сожалению, церковнославянский язык не всегда понятен народу.

Вообще, Полтавщина очень разрушена в духовном плане. Люди нуждаются в возрождении, наши храмы, причем и Киевского, и Московского патриархатов, не настолько заполнены, как нам бы этого хотелось. Здесь мы находимся в одинаковом положении. Чаще всего люди приходят в церковь на Пасху и Богоявление, и только в этом заключается их религиозность. Все зависит от священника: если он действительно отдан своему делу, верующий, работящий и порядочный, то община обязательно увеличивается, возможно, не так интенсивно, но есть улучшение. В целом межконфессиональная ситуация в области стабильная и нормальная.

— Как УПЦ КП взаимодействует с другими ветвями православия на Полтавщине — с УПЦ МП и УАПЦ, а также с римо-католиками? Между вами происходит какой-нибудь диалог?

— Официального диалога нет. Мы просто более-менее мирно сосуществуем, и каждый делает свое дело. Редко, но время от времени священники Московского патриархата запугивают людей, мол, не ходите в храмы Киевского патриархата, потому что они «неблагодатные» и «неканонические». Думаю, верующим все понятно, а вот те священнослужители, которые ведут подобную агитацию, сами и не знают, что такое благодать и каноничность.

Римо-католики на Полтавщине очень мало, у них буквально несколько общин, поэтому особого взаимодействия нет. В чем оно может заключаться? В общих мероприятиях? Каждый занимается собственными делами, но, конечно, деятельность любой конфессии направлена на то, чтобы утверждать мораль в обществе, поднимать культуру и духовность, поэтому даже если мы отдельно что-то делаем, то это направлено для общего блага.

— Находитесь ли вы на общегородских или областных мероприятиях вместе с представителями УПЦ МП?

— Скажу так, что в последнее время Киевский патриархат не приглашают на общественные мероприятия, на них присутствуют священнослужители только Московского патриархата. Я от этого лично не страдаю, но думаю, что ситуация изменится, ведь недавно состоялась встреча Президента Украины с членами Всеукраинского Совета церквей — и скоро на места придет понимание того, что нельзя игнорировать одну из самых больших конфессий в Украине.

— Вы уже бегло вспомнили об отношениях и некоторых трениях с УПЦ МП, но скажите, встречаются ли при этом случаи переманивания священников и паствы из одной церкви в другую, каким образом решаются споры в отношении храмов?

— У нас есть ныне конфликт в селе Михедовка в Лохвицком районе. Люди перешли из Московского патриархата в Киевский, причем единодушно, есть соответствующие протоколы. Однако довольно долгое время верующих вообще не впускали в церковь, она была опечатана, регистрация общины сначала состоялась, а затем ее отменила областная государственная администрация. Хотя не скажу, что местная власть кому-то потворствует: я общался по этому поводу с главой Полтавской облгосадминистрации Александром Удовиченко и увидел, что он занимает нейтральную позицию, поэтому мы спокойны. По крайней мере, нет противостояния, которое бы вылилось в физическую борьбу.

СПАСЕНИЕ ДУШ БЕЗ АГИТАЦИИ

— Несколько лет назад продолжались споры вокруг Свято-Николаевской церкви в Полтаве, но в итоге конфликт был разрешен в интересах Киевского патриархата.

— Да. И кстати, община этой церкви интенсивно и успешно развивается, она возрождает здание храма. Конфликт относительно Свято-Николаевской церкви был связан с тем, что священник и глава общины решили перейти в Московский патриархат и стали претендовать на помещение. Долгое время церковь была опечатанной и находилась в запустении. Все зависело от решения судов. Наконец, тот священник перешел в Московский патриархат, а глава религиозной общины, который хотел заниматься бизнесом под прикрытием церкви, увел за собой очень малочисленную группу верующих, практически свою семью. Ныне Свято-Николаевская церковь принадлежит Киевскому патриархату, хотя, конечно, есть определенная «взрывоопасность», потому что эти две общины существуют рядом.

— Как церковь Киевского патриархата на Полтавщине работает с молодежью? Проводит ли она летние лагеря?

— Такая работа, конечно, ведется. Мы уже много лет подряд проводим детские и молодежные православные лагеря — и летние, и зимние. Эти мероприятия дают результат, причем очень серьезный, потому что молодежь очень тесно общается со священниками. Немного сложнее с детьми, поскольку они менее сознательны, часто бывает так, что родители привозят в лагерь своих детей против их воли или даже отправляют их туда в наказание. Тогда это ложится тяжелым крестом на плечи воспитателей, но с Божьей помощью дети меняются, становятся спокойнее, учатся общаться с Богом в молитве, раскрывают свои таланты. Один из принципов наших лагерей — отсутствие так называемых «дискотек», которые мы заменяем творческими вечерами. Кроме того, полтавская православная молодежь в качестве воспитателей ездит в зимний молодежный лагерь «Лістивиця» на Тернопольщине. Конечно, это капля в бурном море, потому что мы проводим все мероприятия собственными силами и с помощью пожертвований меценатов и родителей, однако когда видишь, как Бог изменяет детей, это очень серьезный стимул для нас.

— С чем был связан недавний визит на Полтавщину Патриарха Филарета?

— Во-первых, приезд Патриарха был связан с освящением Свято-Успенского собора Полтавы. Событие это историческое, потому что храм был разрушен в середине 1930-х годов, разобран и уничтожен дотла. С Божьей помощью собор возродили по инициативе покойного Анатолия Кукобы, бывшего полтавского городского главы, которому нужно отдать должное, поклон ему и большой почет. Он начал работу с восстановления храма, а община уже завершила и еще будет завершать это дело, но престол уже освящен Патриархом Филаретом. Это основная цель визита нашего предстоятеля. Вторая составляющая заключалась в поддержке паствы Киевского патриархата на Полтавщине, поскольку и для духовенства, и для верующих большое счастье общаться со своим Патриархом. Скажу от себя, что каждая встреча с ним — это большое духовное укрепление для меня.

— Чем, по вашему мнению, отличаются визиты Патриарха Филарета от приездов в Украину главы Русской православной церкви Патриарха Кирилла?

— Визиты Патриарха Филарета отличаются от поездок Патриарха Кирилла тем, что они имеют духовный характер. Наш предстоятель не говорит о политике, не призывает к каким-то объединениям, он обращается к духовным вещам — спасению души, единению с Богом, морали, исполнению заповедей Божьих, и поэтому к нему тянутся люди. Во-вторых, Патриарх Филарет — довольно скромен. Например, его визит не сопровождался беспрецедентными мерами безопасности, но люди знали об этом приезде на Полтавщину и были счастливы услышать главу нашей церкви.

КОММЕНТАРИИ

«НАША ЦЕРКОВЬ ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕ ВЫСТУПАЕТ ПРОТИВ ДИАЛОГА С УПЦ КП. БОЛЕЕ ТОГО, МЫ СЧИТАЕМ ЕГО ВЕСЬМА ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ»

Василий ФАЗАН, протоиерей храма Вознесения Господнего УПЦ (МП. — Ред.) в Полтаве, кандидат педагогических наук, доктор теологических наук, доцент кафедры общей педагогики и андрагогики Полтавского национального педагогического университета им. В. Г. Короленко:

— Что касается отношений, сложившихся между УПЦ и религиозными организациями УПЦ КП и УАПЦ на Полтавщине, можно сказать, что они являются стабильными и толерантными с нашей стороны. Очень часто нас обвиняют в том, что мы «наступаем» на какие-то права УПЦ КП в регионе, но вынужден отметить, что есть множество случаев, когда храмы, которые были в юрисдикции УПЦ, обманом или силой захватывались УПЦ КП, например Свято-Николаевская церковь в Полтаве. Таких случаев, к сожалению, достаточно в области. Мы не вмешиваемся в дела УПЦ КП и УАПЦ и, где есть возможность, ведем речь не о политических предпочтениях, а о реальных действиях по возрождению нравственности нашего молодого поколения.

Более проблематичной была и остается возможность диалога УПЦ с УПЦ КП, которую возглавляет бывший митрополит Филарет. Наша церковь принципиально не выступает против этого общения. Более того, мы считаем его весьма желаемым. Однако, четко придерживаясь канонической традиции, мы не можем вести официальный и полноценный диалог с УПЦ КП до тех пор, пока ее глава не принес покаяния в грехе раскола перед Матерью-церковью и находится под анафемой. Вне церкви нет полноты истины и благодати, они не могут быть предметом собственности и гордости. Поэтому, храня невредимой чистоту своей веры и каноничность своей иерархии, УПЦ не находится в гордом одиночестве, а является открытой к диалогу с братьями, которые отделились от нас.

Цель УПЦ — засвидетельствовать перед ними, что в нашей церкви живет и действует христова любовь, которая поможет им вернуться в дом Отца, который они когда-то покинули. По примеру любящего отца из притчи о блудном сыне, УПЦ готова сегодня выйти навстречу своим заблудшим детям и опередить их покаяние своей открытостью и любовью. Мы должны помнить, что раскол можно преодолеть лишь тогда, когда между церковью и схизматиками существует догматичное единомыслие. Сохранилось ли такое единомыслие между УПЦ и «неканоническим православием» — УАПЦ и УПЦ КП? Конечно, если детальнее исследовать экклезиологические взгляды «автокефалистов», то можно прийти к выводу, что они небезупречны, а иногда даже граничат с еретическими. Однако в целом догматичное единомыслие между нами сохраняется, и это дает нам надежду, что в будущем в ходе диалогического общения единомыслие по ряду экклезиологических вопросов будет окончательно найдено.

«ВОЗМОЖНО, КОГДА-ТО СИТУАЦИЯ В КОРНЕ ИЗМЕНИТСЯ, НО ЭТО БУДУТ УЖЕ ДРУГИЕ ВРЕМЕНА И ДРУГИЕ ЛЮДИ»

Игорь ЛИТВИН, благочинный Полтавского деканата Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ, протоиерей, настоятель прихода святого великомученика Георгия Победоносца, Полтава:

— Я служу на Полтавщине четырнадцатый год, и за это время у меня, конечно, сложилось определенное виденье ситуации относительно здешних межконфессиональных отношений. Нет никаких претензий на незаангажированность — мой взгляд очень субъективен, потому что иначе, по моему мнению, и быть не может, если человек вообще чувствует себя субъектом, а не объектом постороннего влияния.

Представлю ситуацию ретроспективно. Во времена «кучмизма» и мэрства в Полтаве ныне покойного господина Анатолия Кукобы отношение местной власти к УАПЦ было толерантным в прямом смысле этого слова — нас, «скрепя сердце», терпели. Но это терпение сопровождалось даже определенными знаками уважения: нас официально поздравляли открытками с государственными и церковными праздниками (хотя эти праздники, к моему глубокому сожалению, ныне постепенно переплетаются и становятся каким-то аморфным и псевдовизантийским «теократическим» или «иерократичным» единым целым по образцу РФ), поздравления с Рождеством и Пасхой нашего архиепископа Игоря (Исиченко) печатал местный официоз, меня приглашали на разнообразные официальные мероприятия лидеров религиозных и этнических общин.

Но в 2000 году мы на Поместном соборе в Киеве, очевидно, под давлением бюрократического промосковского госаппарата поступили опрометчиво — избрали двух лидеров нашей церкви: духовного главу митрополита Константина, предстоятеля УПЦ в США и главу УАПЦ в диаспоре, и бывшего «батюшку» Московского патриархата Мефодия Кудрякова, который каким-то образом сделался митрополитом УПЦ КП, а затем перебрался и в УАПЦ. Этот последний был зачислен в клир УАПЦ даже без проверки документов о церковном рукоположении. Не удивительно, что такая легкомысленность не прошла без соответствующих последствий. Кудряков вскоре откровенно отказался от сотрудничества с владыкой Константином и принялся отрабатывать сценарий Администрации Президента Кучмы по созданию «единой поместной церкви», которой Москва вроде бы обещала «автономию». В эту «единую поместную» должны были «добровольно» войти УПЦ МП, УПЦ КП и мы, смиренные. Харьковско-Полтавская епархия УАПЦ, которая ведет свою историю с 1942 года и имеет своего основателя блаженного памяти митрополита Теофила Булдовского, не могла принимать участия в таких «хитроумных» геополитических проектах постсоветской номенклатуры. Нам пришлось зарегистрировать отдельный устав Консистории обновленной Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ к проведению всеукраинского православного собора.

Во времена президентства Виктора Ющенко и мэрства Андрея Матковского наша епархия, которая остается единственной представительницей УАПЦ в Украине, которая имеет связь с УАПЦ в мире, оказалась в еще худшем положении, чем при Кучме. «Проукраинская» власть сделала ставку на УПЦ КП как на единую государственную и «патриотическую» церковь, вернувшись, таким образом, к аналогичной идее времен «мудрого» Кравчука. На нас оказывали ощутимое давление, которое не стало критическим только потому, что в самой «проукраинской» власти продолжалась несмолкаемая борьба между «ющенковцами» и «тимошенковцами». Но меня все еще приглашали на официальные мероприятия в Полтавскую облгосадминистрацию, уполномоченный чиновник встречался с владыкой Игорем (Исиченко), хотя митрополит Мефодий назначил епископом Харьковско-Полтавской епархии другого человека, бывшего местного писателя и целителя, который определенное время был нашим прихожанином, а затем перешел в УПЦ КП, где очень быстро стал высокопоставленным священнослужителем.

В нынешние времена при Януковиче тайное стало явным: УПЦ МП сделалась не только фактически, но и официально господствующим государственным религиозным институтом. У населения Полтавщины властные постсоветские факторы продолжают подспудно культивировать психологическую установку на то, что существует единая «каноническая» православная церковь, которую поддерживают все серьезные и богатые мужи — от Президента до местного мэра, а рядом с ней прозябают какие-то чудаковатые маргиналы, дни которых сочтены. На мой взгляд, быть вот таким «чудаковатым маргиналом» в глазах властей предержащих и массы номинальных от роду православных граждан — в этом и заключается христианская позиция. Потому что едва лишь христианство становится господствующей конфессией (независимо от того, православие ли это или униатство, римо-католицизм или протестантизм), оно превращается в обыкновенный официальный или неофициальный госдепартамент, ненужную «надстройку» и без того раздутого госаппарата.

Думаю, вы поняли, что никаких отношений ни с владыкой Филиппом из УПЦ МП, ни с владыкой Федором из УПЦ КП у меня и у владыки Игоря (Исиченко) нет. К сожалению, у нас совсем разные представления о христианстве как таковом и о его роли в судьбе украинцев. Возможно, когда-то эта ситуация в корне изменится, но это будут уже другие времена и другие люди.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать