Перейти к основному содержанию

Не так страшен бюджет, как его принятие

08 февраля, 00:00

Вместе с проектом бюджета правительство направило депутатам экономический меморандум «Госбюджет-2000», изложив в доступной для народных избранников форме принципы предлагаемой бюджетной политики. В меморандуме, в частности, отмечается, что принципом бюджетной политики должно стать расширение полномочий местных органов власти с одновременным повышением их ответственности за целевое использование бюджетных средств. В местные бюджеты будут направляться поступления налога на прибыль коммунальных предприятий и организаций, что должно повысить заинтересованность регионов в увеличении рентабельности соответствующих предприятий. Согласно меморандуму, сообщает Интерфакс-Украина, предполагаемый уровень инфляции — 15,9% не будет препятствовать экономическому росту, а будет содействовать рентабельной деятельности субъектов хозяйствования.

Ранее депутаты большинства заявляли, что они готовы принять на этой неделе бюджет- 2000. Хотя и у подретушированной версии проекта главного финансового документа страны достаточно оппонентов, причем далеко не левой ориентации.

Например, президент корпорации «Укрпром», президент ОАО «Диком» Александр Махмудов, оценивая новый вариант проекта бюджета, сказал Елене ГОДОВАНЕЦ:

— На мой взгляд, бюджет пассивен и больше похож на обыкновенную смету доходов- расходов. Необходимо решать перспективные задачи, такие, как изменение технологических укладов в обществе, проблема инвестирования. Ведь нельзя рассматривать бюджет в отрыве от общего развития экономики. А учитывая то, что сумма кредиторской задолженности составляет два годовых ВВП, нужно быть осторожным с введением полного моратория на все льготы. С одной стороны считают, что выравняв правила «игры» для всех, наверняка возможно увеличить доходы в бюджет на 1,4 млрд. грн., а с другой — несколько скоропалительным кажется решение убрать нулевой НДС с энергоносителей. Ведь то, что они избавлены от налогов, — абсолютно обоснованная льгота, реальный шаг к масштабированию цен в экономике. Ликвидируй ее, и кто знает, осилит ли пока еще более-менее платежеспособное население выросшие в несколько раз услуги за электроэнергию, и в какой ситуации окажутся бюджетные организации (школы, детсады, больницы), «греющиеся» на бюджетном угле.

Думаю, стоит сперва «сверху» решить проблему неплатежей и перейти на нормальные денежные отношения. Государство непременно должно вести протекционную политику. Но ни в коем случае не перестараться с превышением темпов девальвации гривни над темпами инфляции. Иначе уход импорта и появление на внутреннем рынке низкокачественной отечественной продукции не заставят себя ждать. Что же касается прогноза по ВВП, то, на мой взгляд, прогнозируемый рост ВВП и вытекающая отсюда бездефицитность бюджета недостаточно мотивированы. Особенно если учесть то, что в прошлом году ВВП снизился на полпроцента.

Не удалось правительству убедить в правильности своей позиции и Союз лидеров местных и региональных властей и Ассоциацию городов Украины. Обе структуры приняли совместное заявление, в котором высказывают «обеспокоенность действиями Министерства финансов Украины по значительному уменьшению объемов издержек общего фонда местных бюджетов; сокращению собственной налоговой базы местных бюджетов путем зачета в 2000 году в Государственный бюджет поступлений от налога на прибыль предприятий, а также акцизного сбора с отечественных товаров в полном объеме и перевод в ранг «регулирующих» ряда традиционных для бюджетов территориальных общин налоговых поступлений». «Бюджет «минфиновского варианта» предполагает, — говорит председатель национального совета Союза лидеров местных и региональных властей Украины, глава Луганского облсовета Виктор Тихонов, — что теперь не львиная доля, как было раньше, а практически все средства с мест будут отбираться в центр, а дальше уже руководство каждой области будет «вымаливать» в Киеве свою часть финансирования. Практика показывает, что в таком случае маловероятно получить больше, чем одну треть — одну четверть от минимально необходимого для региона финансирования».

Создается впечатление, что если в ближайшие дни правительство не найдет более весомые аргументы в свою поддержку, то даже отдельно заседающее большинство, несмотря на все заверения, навряд ли поддержит кабминовский проект бюджета. Правда, тогда парламент может добавить сторонникам его роспуска еще один аргумент: зачем нужен законодательный орган, который не может принять бюджет страны?

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать