Недоверие или предвыборные технологии?
«День» выяснил, свидетельством чего является отказ местных властей Луцка и Тернополя выполнять ограничения «красной зоны» карантинаЛУЦК ПРИЗНАЛ «РЕШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМИССИИ КАК НЕКОНСТИТУЦИОННОЕ»
Утро понедельника в Луцке напомнило не такие уж давние времена тотального карантина по поводу распространения коронавируса. На остановках общественного транспорта — толпы людей и практически полное отсутствие маршрутных автобусов, а троллейбусов никогда не было много. Накануне предпринимателей, занимающихся в Луцке автобусными перевозками, правоохранители предупреждали об ответственности за нарушение карантинных ограничений. Поэтому, хотя городской совет и не принимал решения об остановке транспорта, некоторые из предпринимателей все же побоялись. А в те редкие маршрутки, которые выехали на рейс, заходили полицейские, чтобы зафиксировать на телефон, соблюдают ли пассажиры и водитель карантин: нет ли стоячих пассажиров и все ли в масках.
С понедельника Луцк вместе с Тернополем и Кицманским районом Черновицкой области оказался в так называемой красной карантинной зоне. Решение это оказалось для лучан неожиданным и застало их врасплох. Ведь не такие уж угрожающие показатели выявления инфицированных коронавирусом. В понедельник собралась внеочередная сессия городского совета. «Город Ровно — наш сосед. По населению он почти такой же, как и Луцк. По состоянию на 29 июля (когда принимала решение государственная комиссия) в Луцке за неделю был зафиксирован 91 больной, в Ровно — 153. Всего в Луцке на тот момент было 880 больных, в Ровно — 1835. Почему тогда Луцк оказался в красной зоне, а Ровно нет? Пояснения министра здравоохранения Максима Степанова о том, что существует какая-то специальная формула, нелогичны», — говорил, выступая на сессии, советник городского головы Игорь Полищук. «Устанавливать карантин должны те, кто разбирается в ситуации и знает ее на месте, — органы местного самоуправления, а не государственные комиссии», — это мнение Игоря Полищука поддерживают и лучане, о чем можно судить по обсуждению ситуации в социальных сетях, по разговорам людей.
За весь период наблюдения в Луцке зафиксировано 968 случаев инфицирования коронавирусом, 18 человек умерло. Но практически все умершие имели тяжелые сопутствующие заболевания. Конечно, за это время больше умерло от инсультов, инфарктов, рака, осложнений диабета и т. д. А с коронавирусом на Волыни в целом и в Луцке в частности пришлось бороться сугубо за собственные средства. Так, 20 млн выделил фонд Игоря Палицы, выделяли бизнесмены и предприниматели, весомую сумму направлял городской и областной бюджеты. Поэтому, оказавшись наедине с covid19, лучане и не воспринимают решение государственной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям, которая внесла город в красную зону. Если помочь, то справляйтесь сами, а если закрыть город, то мы уже здесь.
Луцк — не «зона», решили депутаты городского совета на внеочередной сессии. Поэтому постановили не останавливать общественный транспорт, а также не закрывать рестораны, спортзалы, торгово-развлекательные центры и детские сады. «Учитывая все показатели заболеваемости, мы решили признать решение государственной комиссии неконституционным, а также продолжить работу учебных заведений, транспорта, ресторанов — продолжить нормальную жизнедеятельность города. Полицию мы призываем воздержаться от штрафов предприятий, которые продолжат работать», комментирует заместитель городского головы Константин Петрочук. Депутаты свое решение аргументируют тем, что меры государственной комиссии противоречат статье 32 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней» и требуют отменить постановление Кабинета министров Украины от 22.07.2020 № 641 «Об установлении карантина и внедрении усиленных противоэпидемических мероприятий на территории с широким распространением острого респираторного заболевания COVID-19, вызванного коронавирусом SARS-CoV-2 «, как такой, которая противоречит статьям 7, 22, 42, 43 Конституции Украины.
Депутаты поддержали предложение Аллы Надточий, чтобы центральная власть при включении населенного пункта в красную зону сразу предусматривала городскому бюджету государственную финансовую поддержку, компенсации бизнесу и гражданам, которые могут потерять доходы в этот период. Экономическому департаменту поручено изучить ситуацию и при необходимости разработать соответствующее обращение. За возвратом к жесткому карантину скрывается подрыв экономики, потеря рабочих мест, разрушение малого и среднего бизнеса в то время, когда обогащались гипермаркеты. Люди слышат о резких скачках заболевания коронавирусом в Киеве и других городах, где обнаруживают сотни инфицированных. Но там не вводят «зону».
Сейчас трудно спрогнозировать, как откликнется в Луцке решение внеочередной сессии и неповиновение высшей власти. Поэтому решено на сессии, что предпринимателям, учреждениям и организациям, которые могут получить предписания о нарушении правил карантина, будет дана правовая помощь и поддержка.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Конечно, нельзя исключать и того, что противостояние городской и центральной власти может быть одной из предвыборных технологий. Местные выборы уже очень скоро, а Луцк несколько лет после смерти предыдущего городского головы Николая Романюка так и живет без мэра, в Киеве все не назначают его выборы. Поэтому борьба за это кресло обещает быть достаточно горячей. Но стоит сейчас над этим задумываться? Город должен жить нормальной жизнью, а уже лучане разберутся, кто искренне за них болел.
«ЭТО СЛУЧАЙНАЯ ОШИБКА!»
Выступая на заседании областной комиссии по техногенно-экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям, председатель Волынской ОГА Юрий Погуляйко назвал то, что Луцк отнесен к красной зоне по распространению коронавируса, «случайной ошибкой». «К пятнице все исправится. Это случайная ошибка статистов. У нас нет такой катастрофической ситуации, чтобы вводить красную зону, — говорит Юрий Погуляйко. — Имеем то, что имеем. Не я же в пятницу принимал это решение. Но Луцк обязан выполнять решение государственной комиссии, пока его не пересмотрели».
Как объяснил членам комиссии главный санитарный врач Наталья Янко, Луцк попал в красную зону, потому что 68 процентов всех инфицированных на Волыни обнаружено именно в областном центре. В действительности же в Ривном и Львове новых больных больше, чем в Луцке, но они не в красной зоне. Глава Волынской ОГА Ирина Вахович считает показатели, на которые ориентировалась государственная комиссия, принимая решение по Луцку, абсурдными, говорит, что это «ошибка методики».
Однако железная дорога уже прекратила продажу билетов в Луцк и Тернополь, полицейские обещают штрафовать нарушителей карантина, перевозчики также не будут рисковать, как и заведения торговли и питания. Страдает бюджет города, люди остаются без возможности заработать и банально передвигаться по городу. Вот такие «ошибки», за которые никто не ответит? И каким будет уважение граждан к правительству?
«Случайная ошибка статистов», и в городе на 220 тысяч людей не выходят автобусы на маршруты, собирают сессию горсовета, бизнес едва не готовит восстание против столичных чиновников. Ну, уже бы признали ошибку, быстро все пересмотрели и не усложняли проблему, которую создали их «статисты». А так вертикаль Зеленского делает все, чтобы в городе их представители имели еще меньше шансов, а команда Палыцы показала себя, как «защитники» города от некомпетентного Киева», — считает политолог Антон Бугайчук.
ТЕРНОПОЛЬ: «РЕШЕТИЛЬНОЕ НЕСОГЛАСИЕ» С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБМИНА
Похожа на луцкую риторика и власти в Тернополе. Городской совет Тернополя заявил о решительном несогласии с постановлением Кабинета Министров Украины о зачислении города к «красной» зоне карантина в соответствии с уровнем распространения коронавирусной инфекции. На внеочередной сессии городского совета городской голова Сергей Надал рассказал, что Тернополя добились остановки поезда из Херсона (а соответственно к ограничению «красной зоны» Укрзализныця временно отменила остановку здесь транзитных поездов), а также зачитал сообщение от местных жителей, которые стали заложниками в поезде «Киев-Трускавец», отметив, что в мэрии получают «массу обращений» от людей. В городском совете также утверждают, что показатели уровня заболеваемости COVID-19 за последние дни пошли на убыль. На сессии запланировано приняли обращение к министру инфраструктуры с просьбой снять ограничения на остановку поездов в Тернополе, сообщает tsn.ua. Мэр Тернополя заявил, что предприятия, учреждения и организации Тернополя будут работать в обычном режиме.
Напомним, «красная» зона карантина предусматривает жесткие ограничения: запрет работы общественного транспорта, закрытие учебных заведений, ресторанов и торговых центров.
ПОЗИЦИЯ ВЛАСТИ: «ЗДЕСЬ НЕТ НИКАКОЙ ПОЛИТИКИ, ЕСТЬ ТОЛЬКО ЦИФРЫ»
Между тем министр здравоохранения Максим Степанов напомнил, что местные власти не могут смягчать карантинные ограничения, установленные комиссией ТЭБ и ЧС для определенного региона. «Полномочия по установлению этих ограничений имеет только комиссия ТЭБ и ЧС, которая определяет разный уровень опасности. Поэтому органы местной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законом, могут только усиливать определенные эпидограничения, но ни в коем случае не смягчать их», — сказал он на брифинге в понедельник.
Степанов отметил, что «условия адаптивного карантина, которые действуют в Украине, позволяют найти максимальный баланс между работой и эпидбезопасностью».
«Мы четко говорим, в связи с ухудшением каких показателей устанавливается тот или иной уровень опасности. Здесь нет никакой политики, есть только цифры», — сказал он.
Со своей стороны заместитель главы МВД Антон Геращенко напомнил мэрам об ответственности за отказ усиливать карантин в «красной» зоне. Об этом он заявил в комментарии Общественному радио, передает Укринформ. «Те мэры городов, которые занимаются популизмом, хотят стоять в стороне, рассказывать, что им не нужен карантин, будут отвечать за каждого погибшего в своих городах», — сказал Геращенко. Он также отметил, что на здоровье людей может сказаться то, когда мэры городов говорят, что не хотят карантина, потому что у них через 2 месяца выборы, и они не хотят принимать непопулярные меры.
КОММЕНТАРИИ
«КОРОНАВИРУСНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ ОТ МИНЗДРАВА НУЖНЫ БЫЛИ В НАЧАЛЕ ЭПИДЕМИИ»
Константин НАДУТЫЙ, уполномоченный координатор Украинского медицинского экспертного сообщества:
— Во всем, что касается коронавируса, нельзя исключить политику, стоит это рассматривать вместе с экономической и медицинской составляющими. Да, есть объективная сторона — количество зараженных и пути распространения. Если четко видно, что торговые точки дают наибольшее количество заражений, то любые ограничения имеют под собой почву. Второе, что следует учитывать, это экономика. Огромное количество людей страдает экономически от коронавируса. От региона к региону существуют определенные различия с занятостью населения. Если население занято в сфере обслуживания, поскольку в регионе мало промышленности, производства, то страдает основная производственная сила, люди теряют доходы, они вынуждены искать какие-то пути заработка. Их лишают этой возможности. Традиционно Украина была разделена на промышленные зоны и сельскохозяйственные, а в нынешних условиях это еще сфера обслуживания и туризм, которые страдают в первую очередь. И люди начинают оказывать неповиновение государству, потому что теряют доходы.
А местные политики должны реагировать на интересы масс, ведь они же потому и выбраны, чтобы отстаивать интересы местных. Или же расшатывают ситуацию в свою пользу, если потеряли определенные дивиденды на выборах. Поэтому эту неудовлетворенность политики могут использовать вопреки объективным критериям.
Мало обращают внимание на еще одно измерение — самодисциплину. Если во Франции, Швеции или Германии на поход человека в магазин без маски сразу реагирует полиция, а штраф будет неизбежен, то здесь я встречал в печати только одно упоминание, что кого-то оштрафовали на 17 тысяч гривен за нарушение масочного режима.
Относительно информационных разъяснений для населения, то сейчас поздно Минздраву что-то делать. Такие объяснения нужно давать в начале эпидемии. Скоро, мне кажется, нам придется людей лечить от посттравматического синдрома из-за коронавируса. Потому информации было много, причем такой, которая дезориентирует, создает страхи, не подтверждались. Происходила девальвация информации. Поэтому сейчас нужна достаточность информации, стопроцентная объективность, рассказывать нужно то, что доказано, понятно и известно, и можно говорить из уст государственных служащих. И я бы не снимал ответственности со СМИ за распространение информации. Итальянцы тоже сначала ходили в гости, обнимались, целовались и получили свой результат. У нас в начале очень сильно всех напугали, перегрузили строгими запретами, ясно, что маски и мытье рук необходимы. А сейчас тоже у нас свой результат.
«НУЖЕН КОНСТРУКТИВНЫЙ ДИАЛОГ МЕЖДУ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ И МЕСТНЫМ САМОУПРАВЛЕНИЕМ»
Владимир Фесенко, политолог, глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента»:
— Имеем достаточно показательную ситуацию: не только в Украине, но и во многих странах мира есть внутренние противоречия, даже протестные акции, например, недавно в Берлине прошла многочисленная акция противников карантина. У нас чем-то похожая ситуация сейчас. Почему руководители некоторых городов выступают против карантинных мер (напомню, все началось еще с черкасского мэра, сейчас видим продолжение в Луцке и Тернополе)? Из-за местных выборов, ведь любые карантинные меры воспринимаются достаточно критично многими жителями городов, поэтому мэры или руководители местного самоуправления, которые баллотируются, это учитывают. Второй важный момент относительно основания такого конфликта — бизнес, особенно малый и средний. Карантин, от запрета транспортного движения до мероприятий в отношении заведений общественного питания на них очень негативно влияют, это потери. Настроения малого и среднего бизнеса влияют на мэров, как политически, так и финансово: это и поступления в бюджет, и потенциальные спонсоры, мнение которых следует учитывать. Поэтому и возникает конфликт бизнес— и политических интересов с одной стороны, а с другой — конфликт интересов общественной и эпидемиологической безопасности. Центральная власть здесь на стороне интересов эпидемиологической безопасности, а мэры городов и представители местного самоуправления, на фоне местных выборов, скорее, занимают противоположную позицию. Вероятно, этот конфликт будет продолжаться пока не завершится эпидемия и предвыборная кампания.
Также присутствует и определенная правовая проблема. На мой взгляд, здесь есть почва для конфликта, что связано с тем, что у нас юридически не урегулирована ситуация с коронавирусом. Мы имеем законы о чрезвычайном положении и чрезвычайной ситуации, а вот как действовать в условиях эпидемиологических ограничений, не до конца понятно. Неслучайно некоторые чиновники критикуют и не хотят выполнять решения правительственной комиссии, поскольку статус этого органа довольно специфический, поэтому ее решения могут носить, скорее, рекомендательный характер, а санкций за нарушение нет. Здесь или нужно вносить изменения в соответствующие законодательные акты о чрезвычайном положении и чрезвычайной ситуации, и тогда к этому относиться более ответственно, или будет риск наказания. Сейчас это фактически выглядит так, будто обязательное решение принимают как рекомендации, здесь и кроется главное противоречие с точки зрения юридических последствий. Эту проблему, вероятно, надо будет решать на уровне Верховной Рады.
Однако этот конфликт не является чисто электоральной историей. Его следует воспринимать серьезно, потому что есть две составляющие: политико-правовая проблема, о которой я сказал, и другая опасная для страны политическая проблема. Вследствие протекания децентрализации у нас возникли диспропорции и серьезные противоречия, потому что у многих руководителей местного самоуправления появилось самовосприятие феодальных князьков «Центр нам не указ, хотим — выполняем, хотим — не выполняем». Это грозит растерзанием страны на отдельные вотчины, что очень опасно в противостоянии с Россией. Я бы на месте руководителей местного самоуправления был бы очень осторожен в заявлениях. «Не буду выполнять» — выражение на грани нарушения закона и создания рисков для национальной безопасности. Сегодня я, например, не выполняю эпидемиологические ограничения, завтра скажу, что налоги не буду платить.
Как выходить из этой ситуации? Надо провести нормальный ответственный диалог между центральной властью, что может сделать ОП, которые постоянно проводят селекторные совещания, или меры на уровне Кабмина. Собрать представителей местного самоуправления и договориться, что хоть ситуация и не совсем урегулирована, но существует общая опасность, поэтому не стоит создавать конфликтов, а местная власть должна брать на себя ответственность. Если это меры рекомендательного характера — просто надо предупреждать мэров и городских жителей, несоблюдение закончится плохо, в частности, если прописать санкции, то действия таких руководителей городов могли бы рассматриваться как преступная халатность. Гипотетическая ситуация: правительство обязало — местная власть не выполнила, но после этого поднялся всплеск эпидемии в городе, к тому же не только заболевших, но и погибших — тогда родственники умерших могут подавать в суд на мэра, который не выполнил предписания правительства, что привело к смерти или нетрудоспособности человека.
Нужен рабочий конструктивный диалог, чтобы не создавать дополнительных рисков, как для государства в целом, так и лично для чиновников.
ГОЛОС ИЗ FACEBOOK
«Это наша иллюстрация к мировой тенденции»
Павел КОВТОНЮК, экс-заместитель министра здравоохранения Украины:
— Луцк и Тернополь отказываются выполнять ограничение «красной зоны».
Это наша иллюстрация к мировой тенденции. Доверие людей к правительству и способность национальных лидеров объединить децентрализованное государство — ключевое в борьбе с пандемией.
И здесь не суть важно, насколько правильна или неправильна политика государства с технической и научной точки зрения.
Вот два противоположных примера.
Позитивный — Германия. Это федеральная страна, ее земли очень независимы, а центральное правительство и канцлер имеют ограниченные полномочия.
Тем не менее, правительству во главе с Ангелой Меркель удалось стать настоящим авторитетом и лидером для местной власти. Они убедили страну в том, что имеют план, который базируется на науке. Все земли действовали скоординировано, потому что доверяли федеральному правительству.
Подчеркиваю: доверяли, а не слепо подчинялись.
Германия показала один из наилучших примеров противодействия коронавирусу в мире, хотя была сильно поражена волной весной.
Негативный пример — США. Это также очень децентрализованная страна. Власть штатов большая, а центрального правительства, которое возглавляет Президент, серьезно ограничена.
Эта страна имеет одну из наилучших в мире систему общественного здоровья и научный потенциал.
Невзирая на это, Президент и его администрация подрывали доверие к науке, обесценивали ее, продвигали сомнительные лекарства и средства, делали противоречивые заявления, перекладывали с себя ответственность, политизировали тему пандемии.
В результате каждый штат играет сам за себя. Координация только местная. Губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо, который стал настоящей звездой в противодействии COVID, самостоятельно объединился с несколькими северо-восточными штатами, но этого мало. Ситуация в США — наихудшая в мире, невзирая на наилучший в мире потенциал.
Пример Украины не столь драматичен, но на шкале Германия — США он более близок к последним. Неуверенное и нервозное лидерство Минздрава, отставание от тенденций, перекладывание ответственности за распространение вируса на людей, политизирование темы, провальные закупки средств защиты, сосредоточенность на недоканных лекарствах, слепая вера в карантин, игнорирование системы тестирования, неэффективное использование фонда борьбы с COVID — все это создало атмосферу недоверия и вакуум в лидерстве.
Даже если технически разделение на зоны совершенно (я еще не успел основательно изучить его), недоверие и дискоординация, к сожалению, будут умножать технические решения на ноль. А применение силы (если оно будет) только увеличит бездну между громадами и правительством.
Президент требует четкой коммуникации
Президент Украины Владимир Зеленский требует четкой коммуникации правительства относительно условий адаптивного карантина, которые начинают действовать 3 августа, и создании всех условий для изготовления вакцин в Украине.
«По словам премьер-министра Дениса Шмыгаля, показатель заболеваемости вырос до 82,8 на 100 тыс. населения, заполненность койко-мест на Закарпатье составляет почти 69%, а в Киеве, Ивано-Франковской, Львовской, Ривненской областях и Буковине — свыше 40%», — сообщает пресс-служба Офиса Президента по результатам традиционного селекторного совещания относительно предотвращения распространения коронавируса.
Так, президент Зеленский требует от правительства четкого объяснения людям, как происходит распределение на четыре зоны и зачем нужен адаптивный карантин.
Кроме того, глава государства затребовал информацию от министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Игоря Петрашко относительно тех экономических мероприятий, которые направлены на помощь украинцам для защиты от негативного влияния эпидситуации.
На совещании Зеленский также коснулся вопроса обеспечения необходимых условий, чтобы украинские ученые имели оборудование, лаборатории и финансирование, чтобы стратегически Украина имела возможности для создания лекарств и вакцин в будущем.
Выпуск газеты №:
№144, (2020)Section
Подробности