Неоранжевый взгляд
Председатель партии «Русский блок» Александр Свистунов давал интервью в то время, когда львовяне пикетировали Генеральное консульство Российской Федерации во Львове. Главным его желанием было обозначить позицию, которой придерживаются его единомышленники, русские, проживающие в Украине и, в частности, во Львове.
— Наша оценка действий власти и системы власти не расходится с оценкой украинского народа. Да, власть злоупотребляла и злоупотребляет. Да, эту систему власти нужно менять. Причем не состоялся диалог у народа и власти не только центральной, но и на местах. Но я бы хотел сказать и другое — народ все-таки мало волнует, кто персонально будет президентом, его больше волнует то отношение, которое к нему будет проявлять власть. Встретил несколько минут назад знакомого бизнесмена, он говорит: «Не хочу, чтобы ко мне три раза в день приходили с проверкой, каждый раз требуя — деньги на бочку! Не хочу, чтоб происходила постоянная перекачка денег от одной политической структуры к другой. Хочу жить в правовом государстве». И подобные претензии могут высказать люди разных профессий и социальных слоев, люди разных национальностей.
Я бы хотел заявить, что все, что происходит сегодня в Киеве, на майдане Незалежности, находит понимание в сердцах русских. Но что-то в этом сценарии меня настораживает. Схожесть с 1991-ым годом: те же лозунги и те же слова. Был и харизматический лидер — Вячеслав Чорновил. Взявшись за руки, стояли люди от Львова до Киева. Чем все это кончилось? Промышленность во Львове была угроблена как раз первой демократической властью. А потом народ побежал мыть туалеты Испании, Италии и Канады… Только из городов и сел Западной Украины выехало полмиллиона людей. Хотя реальная цифра, наверное, больше.
— А как бы вам хотелось, чтобы закончилась оранжевая революция?
— Знаю, что определенные группировки будут награждены. А нужно серьёзное и реальное перераспределение полномочий между народом и властью. Меня никто не убедит в том, что люди, которые стояли на трибуне перед Майданом, не будут лоббировать свои интересы, не будут брать взятки. И когда они кричат: нужна новая власть, то все здравомыслящие и не потерявшие память, осознают, что все эти люди уже были у власти. Поэтому русское движение отстаивает несколько позиций. Во-первых, сегодня взаимоотношения между властью и народом должны быть, как я уже подчеркивал, трансформированы. Нужна реформа местного самоуправления, децентрализация власти, ее передача из центра на места. Я не за федерализацию, я — за регионализацию страны. Каждый регион имеет свою специфику, свои особенности, и если этого не учитывать, все перемешать, опять придем к революционной ситуации. Во-вторых, мы не признаем ультиматумов одной политической власти к другой. Почему нас заставляют носить оранжевую символику? У меня есть примеры, когда избивали людей без оранжевого цвета в одежде или петлицах, когда переворачивали машины без оранжевых флажков. Я бы хотел призвать людей с оранжевыми повязками к толерантности и сдержанности. Мы все-таки живем в демократическом государстве, поэтому я уважаю ваш выбор, а вы должны уважать наш.
Сегодня нужно вести диалог с народом. В том числе с тем народом, который не носит оранжевых повязок. Нужно говорить с народом везде — и на Западе, и на Востоке. Говорить открыто о том, что конкретно нужно сделать, чтоб мы жили лучше, что нужно менять.
Недавно руководитель партии социалистов на Львовщине публично говорил о том, что мы сами раскрасили оскорбительными лозунгами свой культурный центр. Наверное, мы сами себя и пикетируем? Я считаю, неприемлемым такое отношение к людям, которые составляют немалый процент населения — 100 тысяч. Как можно пикетировать своих людей? Личности, которые провоцируют подобные вещи, не представляют последствий таких шагов. Ситуация уйдет, а трагедия, непонимание между русскими и украинцами останется.
Люди встревожены. Есть все-таки некое напряжение, есть перехлесты в речах политиков, есть провокации на бытовом уровне. Мне хочется сказать: не нужно всего этого, нас ведь тоже много и мы имеем право на справедливость и торжество закона. Я надеюсь, что украинский народ благоразумен, я лично никогда не позволю отзываться об украинцах плохо, и верю — мы найдем взаимопонимание.
— Каким вы видите выход из нынешнего кризиса?
— Мы имеем многочисленные заявления о фальсификации выборов. Причем фальсифицировали и на востоке, и на западе Украины. Поэтому я считаю, что фальсификации были направлены не против Ющенко или Януковича, а против украинского народа. Необходим закон, выписанный таким образом, чтобы сама возможность фальсификации не выплывала на повестку дня, не была возможной.
Верю в третью силу, которая выведет Украину из тупика. Нужны поиски новых людей, свежих политических сил.
Выпуск газеты №:
№225, (2004)Section
Подробности