Независимость Украины под угрозой
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20010816/4146-4-2_0.jpg)
Идеологическую войну Украина проиграла достаточно стереотипно. Благодаря всем правилам отечественной налоговой политики. Ни для кого не секрет, что существует так называемая правительственная программа поддержки отечественного производителя. Как осуществляется эта поддержка? Элементарно. По принципу: главное — не в ущерб себе. Именно: повышаются таможенные пошлины на импортируемые товары. Отчего, в сущности, страдает только потребитель, то есть мы с вами. Ведь после того, как, скажем, цена на «БМВ», «Опель» или «Ситроен» после расторможки выросла в несколько раз, «Таврия» не стала «Мерседесом». Оттого, что детективы российских издательств, оккупировавшие наши прилавки, стали дороже, на книжных рынках не появилось конкурентоспособной украинской литературы.
Дело в том, что крупные издательства России, настоящие монстры книгопечатания, работают на льготных условиях уже больше пяти лет. Украинские издательства такие льготы получили только в июне 2001 года. И, на мой взгляд, наивно предполагать, что они сейчас смогут догнать и перегнать таких королей фэнтези и криминального чтива, как «ЭКСМО», «ОЛМО», «АСТ», «Махаон» и так далее.
Может, Украине не хватает талантливых авторов. Ничуть. Во-первых, есть великолепные образчики — Юрий Рогоза, Андрей Курков, опять же Виктор Доценко. Последний просто издавал своего «Бешенного» в Москве, а сам то он из Донецка. Во-вторых, вот что нам рассказали в одном из киевских издательств: «авторы есть, интересные произведения тоже есть, а вот денег на издание новых книг, увы, нет». Вы спросите: как же так, книгопечатание — прибыльный бизнес? Я тоже задал этот вопрос. И мне объяснили, что уже изданные книги расходятся очень и очень медленно. Низкий товарооборот, как известно, приводит к замораживанию вложенных средств. Поэтому и произведения новых авторов выпускать не за что.
Конечно, подобную ситуацию можно списать на непрофессионализм маркетологов наших издательств, на пассивный и некачественный менеджмент. В конце концов, традиционно — на низкую покупательную способность населения. Но, по-моему, проблема кроется в государственной налоговой политике. Российские книгоиздатели умело воспользовались форой в пять лет, которую им милостиво предоставило наше щедрейшее правительство, и, что называется, с потрохами захватили украинский рынок сбыта литературы, а заодно и наше сознание. Приучили нас покупать постбуки с эмблемой черной кошки, с трепетом разыскивать романы Акунина, Донцовой, Кивинова, Константинова, Корецкого, Марининой, Шитова и так далее, до бесконечности.
Вот и выходит, что украинский народ готов заглатить любую наживку, нанизанную на крючок российского издательства. И, поверьте, краски никто не сгущает. Возьмем, к примеру, тех же «ментов», которые начали особо активно популяризироваться в виде «Убойной силы» как раз к предвыборной компании бывшего руководителя Питерского ФСБ, господина Путина. Скажите, не заглотили образ честного мента, борца за справедливость и чистоту в высших эшелонах власти, защитника обездоленных? Припоминаете сюжетец про мафиози — депутата Боголепова? Съели и не подавились. А ведь наживка совсем даже не для нас готовилась. Время наше еще не подоспело. Ничего, особенно переживать и долго ждать, думаю, не придется. Нас тоже вскоре чем-нибудь попотчуют.
Искусство пропаганды вообще дело тонкое. И, ах, как замечательно оно было поставлено при советской власти. Вспомнить приятно. Плакаты пионеров-героев вдоль тенистых аллей в пионерских лагерях — Павлик Морозов, Марат Козей, Валя Котик. Как преподносились комсомольские герои Великой Отечественной войны — Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой, Сергей Тюленин. А какие талантливые и привлекательные образы трудовых парней шестидесятых создал Николай Рыбников в фильмах «Весна на Заречной улице», «Девчата», «Высота». Вот на кого хотелось быть похожим молодежи того времени. Вот к чему они стремились. А что сейчас? Пустое пространство. Вакуум. А свято место, как известно, пусто не бывает. «Тогда было совсем другое дело, — возразите вы мне. — Тогда всем правил госзаказ. Сейчас — рынок. А значит, спрос определяет предложение. Пользуются спросом чтиво, выстроенное по примитивной схемке: «Козел! — А за козла ответишь?» Значит, его и штамповать нужно».
Но давайте посмотрим на рыночную до мозга костей Америку. Ведь там пропаганда поставлена не хуже, чем у нас во времена развитого социализма. Вспомните шикарные образы Скарлет Охары из «Унесенных ветром», Маргарет Митчел или Френка Каупервуда из «Трилогии желаний» Теодора Драйзера. Вот где истинные американцы, вот где несгибаемый дух борьбы, вот где стремление к намеченной цели. И прививается это с самого раннего детства. Впитывается чуть ли не с молоком матери. Вспомните дядюшку Скруджа из диснеевских «Утиных историй». Нескончаемый поток приключений, как правило, с прибыльным хэппи эндом. Чем не пример для подражания для самых маленьких. А хозяин милейшего сенбернара Бетховена — образ современного американского предприимчивого бизнесмена, для которого существуют не только деньги. Для счастья и благополучия своей семьи он готов рискнуть головой, совершить подвиг. О формировании подобных образов американские предприниматели задумались уже в кризисные тридцатые годы. И не жалели для этого средств, потому что понимали, без широкомасштабной поддержки населения, без формирования общественного мнения высоких результатов в бизнесе достигнуть, практически, невозможно. Невозможно победить государство, которое, так или иначе, не заинтересовано в появлении и развитии крупных монополий. В концентрации серьезных денежных средств в одних руках. И поэтому американский бизнес спонсировал и продолжает спонсировать ПР-проекты, направленные на продвижение образа удачливого, неунывающего ни при каких обстоятельствах, и симпатичного бизнесмена, которому хочется подражать.
В России несколько иной подход к этой проблеме. Там идеологическую работу спонсирует государство. Не случайно одним из учредителей «Махаона», крупного московского издательства, является Газпром.
Мы тоже, казалось бы, строим демократическое общество, основанное, в том числе, на частной собственности, личной инициативе и предпринимательстве. Однако вместо дядюшки Скруджа и Френка Каупервуда имеем «нового» украинца — брата близнеца своего русского коллеги. Того самого, который «... весь покрытый зеленью» и, который «кегу пива за пять баксов покупает. За семь продает, а на эти два процента, типа, существует». То есть имеем импортированный фольклорный образ для анекдотов. Образ жадного, тупого, чванливого обалдуя.
Чего уж там и говорить про олигархов. Они в нашем сознании успешно и прочно заняли нишу врага номер один. Ту самую, которая раньше безраздельно принадлежала ядерным ракетам НАТО, направленным своими боеголовками на территорию Советского Союза. Ведь это из-за гонки вооружений, навязанной проклятыми империалистами, в магазинах в восьмидесятых не хватало копченой колбасы, мебели. Да и вообще, понятие дефицита неотрывно ссвязывалось с милитаристической западной угрозой. А сегодня из-за ненасытных и алчных олигархов имеем развалившуюся экономику, безработицу, дырявый бюджет. Согласитесь, удобно, когда есть на кого сваливать. Кому удобно? Кому выгодна такая пропаганда? Так называемые новые украинцы, кстати, из опыта личного общения, в большинстве своем грамотные и целеустремленные личности, практически постоянно находятся в состоянии войны с собственным государством. Войны в виде коррупции и бюрократии чиновников, неоправданно высоких налогов, беспредела карательных органов. И в этих условиях они ухитряются создать, во-первых, продукт или услугу, необходимую для нормальной жизнедеятельности общества. А во-вторых, формируют новые рабочие места. В чем наше государство, к сожалению, проявляет полную беспомощность и нерасторопность. Что касается олигархов, тех, которые вывозят капиталы, причем из казенных денег, за кордон, то у меня напрашивается пара вопросов. Скажите, может ли человек добраться до бюджетных средств без ведома, согласия и участия ответственного чиновника? Куда смотрят наши многочисленные карающие структуры, когда происходит хищение? Так кто же, в конце концов, олигархи?
Государственный аппарат Украины срочно нуждается в коренном реформировании. На ключевые посты руководства страной в ближайшее время должны прийти новые молодые личности, команда профессионалов, а не постаппаратные служащие, впитавшие в сознание коррупцию, бюрократизм и безответственность. И немыслящие процесс государственного строительства по какому- либо другому сценарию. Только новая генерация, как молодая кровь, способна вдохнуть в тело нашей державы свежие силы, воплотить реформы, вывести Украину из кризиса. Только выскококлассные специалисты, сознание которых не зашорено коммунистическими стереотипами, способны создать государство, где каждому есть место под солнцем. В котором женщина может не бояться за будущее своих детей, а мужчина не прячет глаза, а гордится своим делом, своей семьей, своей Родиной. Только в такой Украине не будет места «новым украинцам» из анекдотов и тем, кого окрестили олигархами. Только в такой стране появятся образы, достойные подражания для молодежи. Только такая страна никогда и никому не проиграет идеологической войны.
Выпуск газеты №:
№146, (2001)Section
Подробности