Новая волна признания Голодомора в мире
О решении валенсийского парламентаЕдиногласно принятое валенсийским парламентом постановление «О повышении осведомленности и осуждении больших преступлений ХХ века, которым был Голодомор 1932—1933 годов», — в мотивационной части которой идет речь о самом «решительном осуждении нечеловеческих и геноцидных действий, осуществленных тоталитарным режимом Сталина», — предпринимает следующий шаг в признании Голодомора.
Когда я проходил в Испании школьную программу по истории, сызмальства учась в Валенсии, нам рассказывали несколько примеров преступлений коммунизма в ХХ веке, в частности о геноциде в Камбодже. Но в испанских учебниках не было ни одного слова о куда более близком случае, который является частью общей европейской исторической памяти, — Голодоморе.
Это было сложно понять, ведь на то время признание Голодомора было уже международным — как «национальная трагедия украинского народа» (заявлением в рамках ООН в 2003 года), «преступление против человечества» (Европейским парламентом в 2008 году) и тому подобное.
В самой Испании, миллионы жертв спровоцированного Сталиным большого искусственного голода, были отмечены национальным парламентом в 2007 году. Правда, в отличие от других стран, без признания этих событий геноцидом. Но тогда же, парламенты трех испанских автономных регионов — Страны Басков, Каталонии и Балеарских островов, а также ряда каталонских и валенсийских муниципалитетов, признали Голодомор именно как геноцид украинцев.
Как для Пиренеев в те годы, это было большим продвижением и, следует сказать, все — благодаря усердности тогдашнего Генконсула Украины Юрия Клименко. Но нельзя не обращать внимания на другое. В 2015 году, на конференции украинского общества Университета Валенсии, профессор истории Гарсиа-Монеррис признала кричащую реальность: «если спросить у рядового студента исторического факультета, что случилось в Европе в 1933 году, он, вероятно, ответит, что это был год прихода Гитлера к власти. Немногие (или даже ни один) не ответили бы, что это был также год страшного и спровоцированного голода, который всколыхнул на Украину, другие районы СССР, и повлек миллионы смертей».
Начав совершеннолетие и проукраиноведческую общественную деятельность — шесть лет назад — именно по тематике Голодомора, за это время сделал два личных вывода.
Во-первых, само по себе увеличение численности в перечне зарубежных заявлений о поминании Голодомора в духе прошлых десятилетий — ничего не изменяет. В то же время все новые и новые поколения школьников и студентов в странах ЕС и в мире будут вступать во взрослую жизнь без усвоения великого урока демократических ценностей, чем является Голодомор. Поэтому — необходимым является квалитативный прорыв.
Во-вторых, если просто затронуть вопрос Голодомора и дать иностранцам возможность выучить то, о чем они раньше не знали, их естественный вывод будет однозначным — это был геноцид. Основанием этому есть уже существующий перечень государств и международных организаций, которые так заявили на основе исследований, или приблизились к этому определению другими формами признания, а также — немало привлекательной современной публицистики (отмечу книгу Энн Эпплбом) и фильмов.
Как и на многих организованных мероприятиях на эту тематику, в который раз убедился в этом 4 декабря — на рассмотрении в парламенте Валенсийской автономии постановления о Голодоморе. В своих выступлениях представители всех фракций — от крайне левой до крайне правой — сами сказали или согласились, что Голодомор был геноцидом и «холокостом» украинцев. При этом публичная цель подъема этого вопроса в региональный парламент была другой.
Единогласно принато валенсийским парламентом постановление «О повышении осведомленности и осуждении великих преступлений ХХ века, каким был Голодомор 1932-1933 годов», — в мотивационной части которого говорится о самом «решительном осуждении нечеловеческих и геноцидных действий, осуществленных тоталитарным режимом Сталина», — предпринимает следующий шаг в признании Голодомора.
Так, резолютивная часть постановления призывает исполнительную власть «способствовать ‘сенсибилизации’, познанию и осуждению Голодомора — вместе с большими преступлениями XX века, диктатурами, формами репрессий и уничтожения человеческих жизней, чтобы память об этих событиях служила предупреждением для нынешних и будущих поколений валенсийцев». Более того, вторым пунктом обязывается валенсийский Женералитат (правительство) в трехмесячный срок сообщит парламентскому комитету по правам человека о принятых мерах в этом направлении.
Как комментирует Пабло Хиль, мой партнер по ГО Instituto 9 de Mayo, откуда вместе с Генконсульством Украины в Барселоне занимались продвижением этого постановления, «принятое решение ставит вопрос о следующих действиях здешней власти, которые мы будем поддерживать, в частности обеспечение сведений о Голодоморе в просветительской сети, чего нет до сих пор».
Эта новость из испанской Валенсии составляет первый небольшой противовес тому, что в 2010 году комитет по вопросам образования Конгресса депутатов Испании отклонил предложение о включении информации относительно Голодомора в учебные программы.
Возможно, этот наш опыт пригодится для начала «второго фронта» отстаивания справедливости и солидарности относительно жертв Голодомора.
Ведь, как демонстрирует российская гибридная война, ценность не в том, что на официальных бумагах. В наше время идет борьба за умы и эмоции людей.
Выпуск газеты №:
№225-226, (2019)Section
Подробности