Перейти к основному содержанию

Новейшая из новых

Никита СОЛОВЬЕВ о партии «Демократична Сокира», скандальном 169-м избирательном округе и переименовании проспекта Петра Григоренка в Харькове
18 июля, 20:13

Партия «Демократична Сокира» — новая сила на украинском политическом ландшафте. Созданная меньше полутора года назад, в реестр политических партии она была внесена лишь в мае этого года. На нынешних парламентских выборах политсила представлена десятью кандидатами в одномандатных избирательных округах. Наше внимание «Демократична Сокира» привлекла не только своим названием и акциями, но и деятельностью отдельных ее представителей. В частности сегодня мы говорим с Никитой Соловьевым, который баллотируется на 169-м избирательном округе в Харькове. Округ особенный, стоит лишь взглянуть на состав кандидатов — действующий народный  депутат, который уже успел выйти из БПП, Александр Грановский, Александр Куницкий от «Слуги народа», который также успел отличится скандалом с двойным гражданством, и еще один действующий народный депутат — Александр Кирш, считающимся близким к главе МВС Арсену Авакову.

— Чем оригинальна ваша партия, кроме названия?

— Наша партия отличается от большинства остальных тем, что является именно партией. К сожалению, многие партии, которые себя называют таковыми, являются на самом деле политическими проектами. Они не соответствуют базовым определениям партии. У нашей политсилы совершенно ясная и однозначная идеология, которая является главным критерием для принятия решений. Мы последовательно занимаем позицию правого либерализма. Наша партия не имеет олигархического финансирования. Мы живем на деньги, которые приходят к нам, это 280 тысяч грн. в месяц регулярными платежами, плюс разовые платежи (деньги, которые вносят люди, разделяющие наши идеи). У нашей партии нет одного лидера. Внутренние решения по оперативным вопросам принимаются членами оргкомитета (5 человек). По стратегическим вопросам решения принимаются политсоветом, в который я вхожу.

«Демократична Сокира» активно работает не только во время выборов. Долгое время мы активно занимались вопросом продвижения налога на выведенный капитал вместо налога на прибыль. Мы смогли «отбить» правки Фирташа в Газовый кодекс.

Наша партия была создана чуть больше полутора лет назад, когда пятеро основателей окончательно убедились в том, что нормально продвигать свои идеи через имеющиеся в стране политпроекты, нет возможности. Я много лет выступаю за то, чтобы создать праволиберальную идеологическую партию. Именно поэтому меня и пригласили. С момента издания ныне действующего Закона о партиях мы первая партия, которая прошла «в лоб» процедуру регистрации. В подавляющих случаях, когда вам кто-то говорит, что создал и зарегистрировал партию, это означает что она была купленная со сменой названия, уставом и руководящего органа. Мы собрали 12 тысяч подписей. Искали переселенцев по всем областям из Крыма и Севастополя. Посетили 27 городов во время сбора подписей партийным автобусом. После этого мы 4 месяца боролись с Минюстом, так как там нет ни одного человека, который бы знал и помнил — как проходит процедура регистрации. Они эту процедуру проходили вместе с нами на ходу.

«Демократична Сокира» на сегодняшний день задает стандарты. Когда другие так называемые партии говорят что являются идеологическими, они лукавят. Ведь когда им задают прямые вопросы по поводу декларируемых ценностей, они отказываются публично заявлять о необходимости легализации ЛГБТ партнерств, так как знают что электорально данная тема не очень популярна. Масса партий одновременно рассказывает о росте социальных расходов и снижении налогов. Мы же на любые вопросы, даже если они неудобны, даем честные ответы, следующие из нашей идеологии. 

— Почему такое название?

— Когда у тебя нет гигантского медиа бюджета и за тобой не стоит телеканал кого-то олигарха, нужно вести себя таким образом, чтобы это запоминалось. Наша партия создана блогерами, и мы придумывали название партии таким, чтобы оно запоминалось. Сейчас на радио крутится мой рекламный ролик с небольшой ротацией. И получается очень смешная вещь — слово «сокира» запоминают все, а слово «демократическая» единицы, потому что оно сливается в один поток с заезженными словами — демократия, патриотизм, либеральность... Иногда нас называют партией троллей. Мы же утверждаем, что без весьма кардинальных решений, невозможно изменить сложившуюся систему.

В каких регионах вы представлены территориально?

— Вот сейчас я с вами разговариваю из Харькова. Харьковское отделение — это первое отделение, которое у нас появилось. На сегодняшний день (кроме Киева) по шести городам у нас есть организации достаточной силы для того, чтобы мы могли выдвинуть кандидатов в народные депутаты. При этом мы не покупаем агитаторов. За нас агитируют люди. Еще в десятке городов есть активисты, которые готовы делать наши представительства. Но мы должны внимательно проверить людей, мы не работаем по системе франшизы.

Много пишут о том, что вы партия «порохоботов».

— У нас просто уже привыкли, что партий «с низу» не бывает. Есть масса версий, чья мы партия. Я даже прочитал, что за нами стоят иллюминаты. Что касается Порошенко, то мы поддерживали его внешний курс, в отличие от очень многих вещей во внутренней политике. На последних выборах многие члены партии, как и я, прямо поддержали Порошенко, считая его реальным кандидатом — в чем-то лучшим, а в чем-то наименьшим злом. У нас принято считать, если ты новый и оппозиционный, то должен все критиковать. Мы не считаем этот подход допустимым и правильным. В том что, творит сейчас Зеленский, пока сильных сторон мы не видим. У Порошенко на фоне совершенно бездарной кадровой политики, было многое сделано для отражения российской агрессии. Сейчас поведение Зеленского по этим вопросам вызывают у нас недовольство.

— В чем особенность вашего избирательного округа, на котором вы баллотируетесь? Имеют ли место «парашютисты»? Каковым является влияние местной власти на процесс выборов?

— У нас в округе идет очень напряженная избирательная кампания. Я не выбирал этот округ как легкий. Знал заранее, что по округу будет баллотироваться «парашютист» Александр Грановский. Это было очевидным. Но я выбрал округ, в котором я живу. Из 47-ми лет жизни я здесь прожил 41 год. К сожалению, по предварительным ощущениям лидерами гонки являются Грановский и Александр Куницкий от «Слуги народа».

За счет чего?

— Грановский за счет плотной работы с октября-ноября прошлого года, когда он внезапно воспылал к городу и округу неземной любовью. Грановский ведет действия, которые формально не подпадают под понятие подкупа избирателя, но по факту являются таковым. До регистрации Грановского в качестве кандидата очень многие пенсионеры округа получили лекарства в подарок от его фонда. Моему отцу принесли домой по «Укрпочте» подарки от Грановского. Во всех школах округа на последнем звонке директора рассказывали о том, какой замечательный Грановский. Примечательно, что его «благотворительность» ограничена четко границами 169-го избирательного округа. Плюс он заключил явный (хотя я не знаю содержания этих договоренностей) союз с Геннадием Кернесом. Таким образом, используется, в том числе, административный и финансовый ресурс. Кернес лично участвует в компании Грановского, они даже иногда вместе встречаются с избирателями. Грановский вкладывает очень большие деньги в кампанию. Представьте себе ситуацию, когда по всем доскам объявлений все листовки, кроме листовок Грановского, срываются дворниками.

Что касается Куницкого, то основным потенциалом его кампании, на мой взгляд, является именно партийный бренд. Кроме того, у него есть медийная поддержка. Его активно поддерживает Александр Дубинский. Со стороны Куницкого я не встречал подкупа избирателей. Но там я вижу абсолютное отсутствие хоть каких-то конкретных предложений. Я не слышу объяснения программы и слышу один черный пиар. Куницкий не дал ответа ни на один принципиальный вопрос социального, экономического, политического... характера, даже что касается российской агрессии.

Фактически избирательная кампания с обеих сторон свелась к поливанию друг друга грязью. При этом, я пытался инициировать дебаты между кандидатами по округу. У Грановского я даже получил предварительное согласие, но в итоге дебаты не состоялись. Они не готовы отвечать на неудобные вопросы и сравнить себя с оппонентами. На мой взгляд, первой задачей любого кандидата является предоставление избирателю возможности осознанного выбора. От дебатов уклонились все.

— По Куницкому, кроме прочего, разгорелся скандал с гражданством.

— Не только с двойным гражданством. Это, безусловно, является нарушением. Сейчас еще обсуждается вопрос его пятилетнего проживания на территории Украины. По тем материалам, которые мне известны, решение ЦИК о снятии кандидата представляется законным, а вердикт суда, который отменил решение ЦИК, политически мотивированным. Это мое предварительное впечатление, так как я знаком с материалами только из СМИ.

Также определенные позиции на округе имеет действующий народный депутат Александр Кирш. В течение ряда лет в Верховной Раде он проявлял максимальную лояльность к министру внутренних дел Арсену Авакову. Кирш, на мой взгляд, ведет очень скучную кампанию. Он делает то, что делал в течение многих лет. Его встреча с избирателями получила в городе название «каша с голубями», потому что он кормит людей какой-то фронтовой кашей, а аниматор с дрессированными голубями является основой его избирательной кампании. Единственным его серьезным ресурсом является то, что он депутат от этого округа. У него есть узнаваемость, и те, кто не хотят голосовать ни за Грановского, ни за Куницкого, возможно, будут голосовать за Кирша.

Хотя по узнаваемости мы его уже догоняем. Когда я заходил на округ, то рассчитывал всерьез оппонировать Грановскому. На сегодняшний день я могу сказать, что моя предвыборная кампания уже состоялась. И это притом, что в агитации за меня принимает участие не более 40 человек. Они ни копейки не получают за это. Это не считая тех людей, которые агитируют за меня, в том числе, в интернете. Считаю, что консолидация в краткий срок такого количества людей уже является хорошим результатом. Сейчас я стараюсь убедить людей в том, что голосовать нужно не за одного из двух лидеров, который может считаться наименьшим злом, а за того кандидата, за которого вам не будет стыдно.

— Как вы относитесь к тому, что городской совет вернул название одному из харьковских проспектов — маршала Георгия Жукова, вместо генерала Петра Григоренко? В чем видите глубинные причины — кто-то вообще рассказал харьковчанам о роли правозащитника Григоренка?

— Я не просто против возвращения старого названия, партия «Демократична Сокира» подала иск в суд об отмене решения горсовета как незаконного. Кто такой Петро Григоренко среднестатистический харьковчанин не знает вообще. Информационной кампании просто не было. Сложилось мнение, что Киев «нагнул» регионы, поэтому и произошла декоммунизация. Харьковчанам никто не рассказал, кто такой генерал Григоренко. Никто не объяснял его участия в судьбе крымских татар и другие эпизоды в его биографии. Ничего не было сделано и для донесения правды о Жукове, как одном из палачей украинского народа, завалившего трупами поля боя. Для массы харьковчан он остается маршалом Победы, а об остальном предпочитают не вспоминать. Именно поэтому отношение к переименованию улиц в городе очень неоднозначное. Эту ситуацию Кернес просто использовал. Он ведь не в первый раз совершает акты правового сепаратизма. Сейчас в Харькове мы имеем символический акт реванша для того, чтобы вернуться в российский контекст. Конечно, эти действия противозаконны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать