Перейти к основному содержанию

Новую власть должны олицетворять новые кадры

Вторым шагом административной реформы должна быть реформа кадровая. Иначе вообще никакой реформы не будет
21 декабря, 00:00
На прошлой неделе в Украине началась административная реформа. В соответствии с принятыми постановлениями, более чем в два раза сокращено количество центральных органов исполнительной власти (с 89 до 35), в т.ч. количество министерств — с 18 до 15. Согласно другому указу Президента об изменениях в системе центральных органов исполнительной власти, должна быть определена «концепция госслужбы», чтобы решить проблему обеспечения управленческими кадрами. Завершающим этапом должна стать административно-территориальная реформа. По мнению вице-премьера Сергея Тигипко, издание этих указов является свидетельством того, что Леонид Кучма стал «новым Президентом». По его мнению, принятие этих «важных, прогрессивных и радикальных решений» позволит, во- первых, поднять статус министра, во-вторых, после введения указов в действие «значительно снижается» возможность злоупотребления и коррупции в органах исполнительной власти, а также лоббирования в них групповых интересов. Хочется надеяться, что нынешнюю административную реформу не постигнет судьба предыдущих попыток реформировать управленческий аппарат, когда в результате многочисленных «сокращений» численность бюрократических структур выросла в несколько раз.

Решительность и быстрота, с какими началась административная реформа, впечатляют. Но это сделан только первый шаг на пути ее реализации. Мы прекрасно помним, как очень нужные и полезные Указы Президента (например, о введении фиксированного налога с предпринимателей) претерпевали значительные смысловые изменения после того, как чиновники потрудились над инструкциями о порядке их применения. А поскольку Указы, касающиеся административной реформы, затрагивают основы бюрократической системы — ее всемогущий и непобедимый аппарат, возникают серьезные опасения в том, что будут предприняты отчаянные попытки оставить все как есть, естественно, под новыми названиями. Бороться с аппаратом очень сложно, я бы даже сказал, практически невозможно.

Все мы были свидетелями того, сколько претендентов на самые высокие государственные посты прошли через кабинеты власти, на себе ощутив действие аппарата. Каждый, кого назначали на высшие государственные посты, безусловно, хотел улучшения ситуации в государстве, это естественное желание любого руководителя. Но, оказавшись у руля, он вдруг обнаруживал, что этот руль никак не связан с колесами государственной машины. Его можно вращать влево до отказа, вправо до упора — машина все равно движется по инерции, по накатанной колее. Тактика очень простая: должностному лицу предлагается масса дополнительных должностей по совместительству, отвлекая от выполнения основной работы, создается ситуация, когда должностное лицо физически не может всего охватить и ограничивается лишь выполнением представительских функций, а вся власть переходит к аппарату.

Например, в первом номере Вестника Украинского союза промышленников и предпринимателей приводится перечень должностей А.К. Кинаха: президент Украинского союза промышленников и предпринимателей, первый заместитель председателя Совета международного конгресса промышленников и предпринимателей, член Высшего экономического Совета Президента Украины, председатель Межведомственного координационного совета по приватизации стратегически важных промышленных предприятий, член Национального Совета по вопросам качества, народный депутат Украины. К этому еще добавились должности: руководитель комитета Верховной Рады Украины и первый вице-премьер-министр. Можно ли одновременно работать эффективно на всех этих должностях?

В результате должностные лица становятся заложниками аппарата. Одни соглашались делать вид, что управляют, в результате их в нужный момент приносили в жертву. Другие пытались заставить государственную машину слушаться руля: их также сдавали — для этих целей у аппарата отработано множество приемов, чтобы дискредитировать должностное лицо любого ранга.

Обратите внимание, даже сейчас, когда новый премьер еще не назначен. Полным ходом идут аппаратные игры, и некоторые товарищи уже начинают формировать в новом правительстве «комсомольские отряды реформаторов». Может быть, стоит подождать назначения премьера и дать ему возможность сформировать команду?

Воевать с аппаратом бесполезно. Это мощная самоорганизующаяся система, которая приспосабливается к любым попыткам ограничить ее власть. Реформировать аппарат можно только одним способом — создать такие условия, при которых достижение желаемого результата будет неизбежным. Той точкой опоры, которая позволит создать такие условия, должен стать Закон о госслужбе, в который необходимо внести некоторые существенные изменения.

Первое. Нынешний закон сохраняет за госслужащими место работы, даже если правительство уходит в отставку. Поскольку короля, как известно, играет окружение, то весьма логичным было бы отправлять в отставку не только руководителей, но и их аппарат. Отправлено в отставку правительство — вместе с ними уходят в отставку все госслужащие Кабинета Министров, ушел в отставку министр — с ним все сотрудники министерства, уволен с должности глава администрации — все должности соответствующей администрации вакантны. Не смогли сыграть короля — милости просим разделить его судьбу. Такое изменение в законе приведет к тому, что аппарат вынужден будет работать не на самого себя, а на своего лидера и, значит, на государство.

Подготовить госслужащего высокой квалификации очень сложно, и такое изменение в законе не приведет к полной смене аппарата. Новый руководитель вместо того, чтобы воевать со старым аппаратом, будет иметь возможность оставить тех сотрудников, которые работали на государство, и отказаться от услуг тех, для кого госслужба — лишь прикрытие для решения собственных проблем. Таким образом, мы создаем условия для естественного отбора госслужащих, имеющих государственный стиль мышления и способных решать государственные задачи.

Второе. Борьба с коррупцией — одна из самых популярных тем на всех уровнях. Коррупцию в госструктурах невозможно искоренить, если не запретить на уровне закона госслужащим всех уровней заниматься проблемами отдельных предприятий. Это необходимо сделать не на уровне должностной инструкции, а именно на уровне закона, с тем чтобы была возможность применить юридическую процедуру считать незаконным с момента принятия любое решение, которое противоречит закону. Внесение изменений в закон о госслужбе, запрещающих госслужащим заниматься проблемами отдельных предприятий, не только аннулирует основание для коррупции (кто же будет давать взятки, если это не позволит решать частные проблемы), но и заложит основы для естественного отбора госслужащих, способных решать государственные задачи.

Третье. Очень обеспокоило сокращение численности управленческого аппарата. К сожалению, сейчас на госслужбе продолжают трудиться множество пенсионеров. Это, как правило, опытные аппаратчики, имеющие обширные связи, и при каждом сокращении они всегда находят возможность сокращать молодых сотрудников, а самим оставаться на службе. Это приводит к потере кадрового потенциала государства. Вспомним, как во время интервью эстонскому телевидению наш Президент в качестве одной из проблем обозначил дефицит кадров, что привело представителя страны, население которой равно населению одного нашего города Харькова, в замешательство: как может быть дефицит кадров в стране с населением в 50 млн.чел. Это стало возможным потому, что сохранены старые методы подбора и расстановки кадров.

«...Искусственно сокращался «массив выборки» — выбирали-то фактически не лучших из лучших, а из уже ранее отсортированного и подогнанного под определенный ранжир круга претендентов.

...В номенклатуру нередко попадали и по знакомству, и по родственному и клановому признаку, а также согласно личным критериям того, кто отбирал кандидатуры» (В.Врублевский. В. Щербицкий: правда и вымыслы. Стр. 79).

Поскольку кадры — это всегда власть, новую власть должны олицетворять новые кадры. Поэтому закон о госслужбе должен однозначно запрещать нахождение на госслужбе лиц, достигших пенсионного возраста. Это необходимо сделать потому, что нет будущего у государства, в котором на ключевых постах госслужащих находятся пенсионеры, а молодым кадрам предлагают учиться низко кланяться. Мы находимся перед выбором: либо и дальше будем приносить в жертву бюрократическому аппарату своих далеко не худших политиков и хозяйственников, либо же заставим аппарат отрабатывать решения тех, кому народ вручил свою судьбу.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать