Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Новый «новый украинец»

Богдан Губский о Фонде интеллектуального сотрудничества, Налоговом и Земельном кодексах и о причинах кризиса в энергетике
06 июля, 00:00

Когда мы рассказываем друг другу анекдоты о «новых» украинцах и русских, то вырисовывается порожденное постсоциалистической действительностью абсолютно бездуховное, умственно недоразвитое существо, которое общается с себе подобными не столько языковыми средствами, сколько при помощи растопыренных пальцев. Тем временем такие анекдоты не только не помешали, а, возможно, даже содействовали (из-за создания негативного имиджа нуворишей уголовной ориентации) появлению настоящих новых украинцев, которых не нужно закавычивать, поскольку они вобрали в себя как исторические черты, присущие этносу, так и лучшее из того, что может предложить человечеству современное западное общество, основывающееся на информационных технологиях, новейших знаниях и достижениях. И таких людей становится все больше. Не хватает только их критической массы, при появлении которой изменится вся наша страна, так как труд таких людей чрезвычайно эффективен.

Доктор экономических наук, профессор, народный депутат Украины Богдан ГУБСКИЙ — один из них. Реализовав себя в бизнесе, он начал исследовать экономические процессы (за последние годы вышли в свет несколько его монографий), вносить результаты таких исследований в свои законотворческие разведки, пытаться активизировать процесс становления в Украине демократического общества со всем богатством присущих ему институтов. С последнего и начался разговор в редакции.

— Широкую огласку получила инициатива по созданию Фонда интеллектуального сотрудничества «Украина — XXI век». Что стало причиной появления этого проекта?

— Эта идея появилась не сегодня и не вчера. Вы, по-видимому, знаете, что уже было немало попыток создать различные фонды и объединения. Но все они рано или поздно превращались в обычные благотворительные структуры, которые неспособны работать на перспективу, а только, как говорится, «латают дырки».

Поэтому, с нашей точки зрения, Украине сегодня необходимо аккумулировать творческие силы, способные быстро и конструктивно отвечать на вызовы нового времени, интеллектуально помочь государству. Более того, следует оказать поддержку представителям поколения менеджеров, которое сформировалось в новых социально-экономических условиях и способно решать проблемы на современном методологическом уровне.

Таким образом, нашей стратегической идеей является желание сплотить интеллектуальную элиту, направить ее усилия на проведение своеобразной «интеллектуальной реформы в Украине». Причем такая работа должна разворачиваться на неполитических, общественных основах. Вы же понимаете, что дело совсем не в том, «левый» ты или «правый», а в том — способен ли найти действительно правильные и эффективные решения, предложить идеи, которые позволят стране, людям, которые живут в ней, преодолеть существующий кризис.

В этом контексте, Фонд «Украина — XXI век» мог бы выступить в роли интеллектуального менеджера и центра налаживания сотрудничества между людьми и структурами, настроенными на будущее, на перспективу.

Он должен создать условия для реализации комплексных масштабных проектов, которые возможно осуществить только усилиями больших групп разнопрофильных специалистов.

— Новое поколение — о чем идет речь?

— «Новое поколение» — это не физический возраст, это люди, способные работать в новых условиях, овладевшие современными управленческими технологиями и проектными способами организации собственной деятельности.

— Чем будет заниматься Фонд?

— В первую очередь, мы не собираемся поддерживать всех и вся. Сконцентрируемся только на ключевых точках. Если хотите, сделаем попытку совместно провести своеобразный «Маркетинг будущего», предложить власти и политикам новые сценарии развития для Украины.

При этом Фонд развернет и конкурсы, грантовые программы, которые могли бы привлечь молодые творческие силы, реализовать интересные аналитические и информационные проекты. Конкурсные основы позволят отбирать перспективные проекты, которые будут осуществляться под эгидой Фонда «Украина — XXI век»

Эти работы мы будем поддерживать материально, а их результаты — пропагандировать. Думаю, что газета «День» также станет нашим партнером.

И еще один момент. Сегодня в мире быстро прогрессирует «новая экономика», которая базируется на использовании Интернет-технологий и коммуникаций. Ввиду этого, развитие проектов в сфере Интернет-коммуникаций, создание систем дистанционного образования, современных Интернет-ресурсов в Украине и интеграция украинского социума в глобальную систему коммуникаций отвечают приоритетным направлениям работы Фонда.

— Какие проблемы будут в центре внимания Фонда в ближайшее время?

— Мы не выдумываем велосипед. Будем рассматривать те проблемы и готовить такие проекты, которые действительно нужны обществу. Например, в центре внимания Фонда с начала его создания встала проблема проведения полноценной налоговой реформы в Украине. Этим занимался и я лично, и многие мои коллеги. Поэтому логично, что мы и в дальнейшем продолжим такую работу — но совместно, организовав широкий диалог при помощи Фонда. Кроме того, уже создано и работает несколько экспертных групп, которые заняты разработкой Концепции экономической безопасности Украины и комплексной Государственной программы борьбы с теневой экономикой в Украине. И это только малый перечень тех вопросов, которые будут проходить «интеллектуальную обработку» в Фонде. То же самое касается проблем геополитики, социокультурных процессов и т. д. Кстати, опять же предлагаю журналистам вашей газеты, читателям также высказаться по поводу тех проблем «повестки дня», которые находятся сегодня в поле зрения всех.

— Несколько слов, пожалуйста, о политике Фонда в отношении источников финансирования?

— Фонд ни в коем случае не будет благотворительной организацией, которая собирает деньги, а потом раздает их всем обездоленным. У нас есть четкие приоритеты, миссия — поиск, поддержка и продвижение «прорывных» идей, проектов и менеджерских команд, которые будут определять конкурентоспособность Украины в XXI веке. Будем привлекать средства предпринимательских структур, наших международных партнеров. В пределах возможного Фонд будет также финансировать отдельные проекты за счет собственных ресурсов.

Исходя из этого, финансовые и иные ресурсы предпринимательских и других негосударственных структур будут задействованы под конкретные проекты, в которых будут заинтересованы все стороны. В то же время Фонд рассчитывает и на благотворительные взносы со стороны структур и организаций, которые неравнодушны к развитию социального интеллекта в Украине.

— Вы вспомнили, что Фонд продолжит работу над вопросами реформирования налоговой системы. В то же время хорошо известно, что вы лично и ваши коллеги-депутаты очень много работали над проектом НК. Будет ли эта работа иметь свое логичное завершение?

— В свое время очень много говорилось о том, что Украина должна формировать свой бюджет, наконец, на новой цивилизованной основе. Ведь до сих пор бюджет традиционно формировался на старой советской системе налогов. Новейшей истории этого вопроса уже 5—6 лет. В конце концов были представлены несколько проектов Налогового кодекса на рассмотрение Верховной Рады.

Как можно охарактеризовать современную налоговую систему? Во- первых, она базируется на тезисе о том, что налоги — это только средство наполнения государственного бюджета. Т.е. мы имеем только фискальную функцию налогообложения и отбрасываем регулирующую и стимулирующую, хотя оно может регулировать и стимулировать развитие тех или иных отраслей экономики, предпринимательскую деятельность. Кроме того, налоговая система в Украине является запутанной и почти никому непонятной. Даже главному бухгалтеру большой компании, фирмы или завода. Рядовому гражданину разобраться в этом просто невозможно. Кроме того, эту ситуацию усложняют постоянные изменения. Только за последние два года были приняты более 100 дополнений и изменений к закону о НДС. Существует около 500 нормативно-правовых актов, которые регулируют сферу налогообложения.

Вместе с тем, и я, и многие мои коллеги уверены: если мы не будем увеличивать количество налогов и их норму, а ослабим налоговое давление и при этом расширим базу налогообложения, то наконец цивилизованно получим больше доходов в бюджет. Кроме того, до сих пор налогообложению почти не подлежала сфера недвижимости — частные квартиры, здания и т.д., находящаяся в основном в тени. Цена на квартиру составляет, например, $1 тыс. за квадратный метр, а в договоре купли- продажи стоит цифра 100 грн. И это потому, что у нас в сфере налогообложения есть норма, что покупатель и продавец должны уплачивать государственную пошлину. Но если мы расширим базу налогообложения, например, введем налогообложение дохода от реализации имущества (разницу между ценой за продажу и покупку квартиры), это даст возможность решить проблему легализации этого сектора рынка. Покупателю будет выгодно ставить высшую цену. Тем самым мы большой пласт экономики, который не облагается налогом, вытягиваем из тени. За счет этого мы сможем снизить норму некоторых других налогов, чтобы сбалансировать бюджет.

То же касается малого и среднего бизнеса. Мы знаем, что малый и микробизнес практически весь в «тени»: рестораны, парикмахерские, салоны, рынки. Об этом пишет пресса, знают налоговики. Ни фискальные, ни административные методы борьбы не помогают. Поэтому мы предлагаем создать фиксированные патенты — заплатил условно 100 грн. в месяц в бюджет — и далее зарабатывай, сколько хочешь. Такие же патенты возможны и для игрового бизнеса, адвокатуры, нотариата, аудита, т.е. для тех видов малого и среднего бизнеса, где на администрирование и контроль за сбором налогов расходуется больше средств, чем составляют эти сами налоги.

Еще одна проблема: бесправность субъектов, которые платят налоги. На сегодняшний день налоговая администрация может забрать средства, арестовать имущество без всякого письменного подтверждения. Только равноправные цивилизованные взаимоотношения между налогоплательщиком и тем органом, который этот налог собирает, могут дать нам возможность утверждать, что мы — цивилизованная страна.

— В последнее время дискуссии вокруг Налогового кодекса достигли пика. Существует несколько альтернативных проектов. Президент заявил о необходимости разработки бюджета на 2001 год на новой налоговой базе. Закономерно возникает вопрос: существует ли сегодня согласованный вариант Налогового кодекса и успеет ли Верховная Рада на этой сессии его рассмотреть?

— Правительственный проект Налогового кодекса с назначением В.Ющенко главой Кабинета Министров был отозван. Была создана соответствующая согласительная комиссия, в ee состав вошли народные депутаты и члены правительства. Комиссия плодотворно работала. Нами были разработаны и представлены десятки ключевых позиций для создания качественно нового налогового законодательства.

После окончания работы комиссии правительство представило на рассмотрение Верховной Рады Украины проект Налогового кодекса. Правительственный вариант сейчас активно обсуждается и изучается. Что касается нашей позиции, то мы будем настаивать на включении концептуальных положений налоговой системы, предложенных нами, в окончательной редакции. Добавлю, что мощным импульсом для активизации работы над Налоговым кодексом стала позиция Президента Украины Л.Кучмы. Он подчеркнул, что необходимо прекращение практики принятия разрозненных законодательных и нормативных актов в налогообложении и призвал сосредоточить работу на принятии комплексного документа Налогового кодекса.

Что мы считаем важным в Налоговом кодексе? Во-первых, чтобы он стимулировал производство, создал нормальные условия для производительного труда предприятий и каждого отдельного человека, легализовал доходы, вытянул бы деньги из тени. Во- вторых, чтобы имел безусловную социальную направленность. В частности, мы предлагаем увеличение предела, который не облагается налогом. Черта малообеспеченности — это тот объем средств, который нужен человеку в месяц, чтобы не умереть с голода. Ее ежегодно утверждает ВР. Если человек получает меньше — как мы можем облагать его налогом? Это же аморально. Короче говоря, следует либерализовать экономику и, как говорят, придать ей человеческое лицо.

Я однозначно уверен, что на этой сессии ВР имеет все возможности принять Налоговый кодекс. Принять в окончательном варианте. Сейчас создана основа для принятия согласованного депутатами и Кабинетом Министров варианта кодекса. Следует также ввести мораторий на его введение — чтобы ключевые части в течение пяти лет нельзя было изменять. Если окончательно согласованный вариант в ближайшее время внести на рассмотрение ВР, я уверен, что на этой сессии, по меньшей мере в первом чтении, он может быть принят. А первого чтения достаточно для того, чтобы можно было начать формировать бюджет.

— Учитывается ли в сегодняшнем бюджетном процессе опыт России, которая применила кардинальные средства реформирования своей налоговой системы, и кажется, российские товары сейчас очень сильно выйдут вперед и будут иметь возможность увеличить свою конкурентоспособность?

— Есть различные модели экономики: США, Японии, Таиланда и т.д. На сегодняшний день нам следует создать такую модель национальной экономики, которая была бы конкурентоспособной на мировом рынке. Сегодня не важно развивать, например, авиакосмическую отрасль саму по себе, не важно производить сахар как самоцель — необходимо создать такую экономическую систему, которая могла бы объединить все это в одно целое. Новые информационные технологии, которые сейчас существуют, дают возможность утверждать, что мы вступаем даже не в постиндустриальную эпоху, а в новую технологическую информационную эпоху, у которой еще и научного названия не существует. С этой точки зрения важно создать в Украине такую экономическую систему, которая бы позволяла привлекать любые инвестиционные и финансовые средства, которые существуют на мировом рынке. Россия, изменяя ситуацию в налогообложении, создала возможность для инвесторов вкладывать средства в экономику. Это же объективный экономический закон: капитал плывет туда, где ему выгоднее. И эта «выгодность» имеет два основных параметра: прибыль и риск, которые балансируются по такой схеме: меньшая прибыль — меньший риск, большая прибыль — больший риск. Именно поэтому нам в Украине следует понять, что система налогообложения — правила игры для инвестора (как для внутреннего, так и внешнего). И мы не можем менять эти правила игры ежедневно. Инвестор должен знать их, чтобы строить свои финансовые планы на 10—15 лет. А если он будет знать, что ежемесячно правила игры меняются, то ни одной копейки в Украину не вложит.

Кроме того, эти определенные правила игры помогут привлечь в бюджет средства в десятки и сотни раз большие, чем те, которые мы сегодня просим у Мирового банка.

— Но наши параметры в налогообложении отстают от российских?

— Мы считаем, что следует кардинально менять систему налогообложения. Чтобы налог на доходы физических лиц составлял 10—20% процентов, налог на прибыль — 20%, чтобы средний бизнес облагался налогом по упрощенной системе, малый бизнес — вообще выплачивал бы фиксированную плату, НДС — 15%, расходы на научные и проектные исследования необходимо списывать с налогов. Позже отменить неприемлемые льготы. Важная и моральная сторона дела: по нашему мнению, необлагаемый налогом минимум должен быть равен черте малообеспеченности.

— Как специалист в отрасли сельского хозяйства, как вы оцениваете посевную кампанию, которая прошла в Украине на фоне реформ в сельском хозяйстве?

— Я считаю, что если мы говорим «А», то нужно говорить и «Б». Если мы сегодня проводим реформу земли и говорим, что создаем частные хозяйства на базе государственных, то мы должны идти дальше. Приняли Земельный кодекс, есть крестьяне, которые работают на земле — и что дальше, что они с нею могут сделать? Следует создать инфраструктуру вокруг земли, которая будет ее обслуживать. Почему в западных цивилизованных странах работает система с/х? Потому что фермеру есть где взять кредит, технику, нефтепродукты и есть рынок, где он может свою продукцию сбыть. У него уже заранее есть контракт, по которому он продаст на бирже свою пшеницу. Наш крестьянин этого всего не знает. И сбывает свою продукцию посредникам. Я не против посреднических структур, но если в мире существует такая рыночная инфраструктура, как биржевая и аукционная торговля, то следует ее использовать. Очень правильное решение приняло правительство: нефть украинского производства, сжиженный газ и, возможно, вскоре уголь следует продавать на бирже. А почему мы не можем делать это и на селе? Давайте примем решение: украинские зерно, сахар продаем только на биржевых торгах. Тогда рынок зерна будет регулироваться нормальным цивилизованным путем: если цена пошла вниз, то государство может это зерно скупать; если вверх — то наоборот, государство может из своих ресурсов выбросить часть резерва через биржу, и цена пойдет вниз. Крестьянин в результате этого будет зарабатывать намного больше. Нефть начали продавать на бирже — цена поднялась на 30% за два месяца. «Укрнефть» сегодня имеет такие прибыли, что может вести расчеты с бюджетом полностью живыми средствами — никакого бартера нет.

— И все-таки, как можно оценить весеннюю кампанию на селе?

— Она удачна с той точки зрения, что мы соберем зерна не меньше, чем в прошлом году. Возможно, немного больше. Сахара, конечно, будет меньше. Другие культуры также плюс-минус как и в прошлом году. У нас сегодня плодородие на уровне естественного.

Мне кажется, что переход от централизованных поставок материально-технических ресурсов, который был в прошлом году, на другую систему — это правильно. Но нужно идти дальше. А дальше должно идти то, о чем я уже говорил, т.е. создание рыночной инфраструктуры на селе.

Другой момент, возвращаясь к Налоговому кодексу, — продавая только ресурсы, мы имеем небольшую выгоду. Во всем мире деньги зарабатываются на добавленной стоимости, т.е. переработке. А у нас отношение фондов перерабатывающей промышленности к общему объему реализации продукции в несколько сотен раз меньше, чем, например, в Соединенных Штатах. Потому что мы сегодня не имеем возможности объяснить инвестору правила игры на рынке. А если будут создаваться сотни и тысячи малых предприятий по выпуску чипсов, печенья и т.д., то это будет дополнительная выгода. Продавая зерно, можно заработать условно $100, продавая хлеб — $200, печенье — $300 и так далее.

— Нынешний кризис в ТЭК стал предметом для многочисленных дискуссий и политических споров. Как вы расцениваете события, которые происходят сейчас в топливно-энергетическом комплексе?

— Как депутат, я мало сталкиваюсь с этими вопросами в своей повседневной деятельности. Но общая дискуссия мне известна. Скажу так. ТЭК — это стратегическая отрасль хозяйственного комплекса Украины. В нем как в зеркале отражаются недостатки нашей экономики. Сейчас мы пытаемся навести порядок в этой отдельно взятой отрасли. Но на самом деле принципиально это ничего не даст. Мы просто расходуем время на преодоление последствий тех болезненных процессов, которые протекают в экономической системе нашей страны. Необходимо создать равные правила игры. Принятие Налогового кодекса — действенный и конструктивный шаг в этом направлении. Изменяя к лучшему ситуацию в экономике Украины, мы создадим условия для нормальной работы ТЭК. Для этого следует создать экономические условия, которые давали бы возможность предприятиям и гражданам зарабатывать деньги. Ведь только тогда они будут способны платить за электроэнергию. Т.е. нужны реальные реформы. Вследствие этого заработает платежная система. Кризис рожден не в ТЭК, а в платежной системе. Электроэнергия, нефть — это такой же товар, как и все другие.

— Равные правила игры означают отключение от энергосети абсолютно всех должников?

— Это невозможно. Это все равно, что закрывать хозяйства, у которых есть задолженности по уплате налогов. Поэтому требуется цивилизованно подойти к разрешению этой проблемы. Возможно, следует оставить систему с долгами на сегодняшний день, а с поставкой на завтрашний день уже перейти на новую цивилизованную систему оплаты. Но долги следует каким-то образом реструктуризировать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать