Перейти к основному содержанию

Новый порядок

В энергорынке страны полным ходом разворачивается финансовая схема, используемая во время премьерства Лазаренко на газовом рынке
13 июля, 00:00

Под прикрытием введения распределительных счетов схема расчетов, действующая в период премьерства Лазаренко, может восстановиться в полной мере.

Главной характеристикой этой схемы является концентрация платежей за энергоносители на едином счете. При Лазаренко за ЕЭСУ были закреплен ряд областей, и средства потребителей газа в этих областях собирались на счете ЕЭСУ. Лазаренко как премьер и руководство ЕЭСУ договаривались с российской стороной о цене импортируемого в Украину газа, и ЕЭСУ требовала от потребителей газа расчетов деньгами. Реальные расчеты с российской стороной проводились товарами по завышенной цене. Живые деньги уводились за «третьи» счета.

Новая редакция закона предполагает концентрацию расчетов всех потребителей электроэнергии в областях на областных распределительных счетах. Вопрос в том, сможет ли кто-то установить личный контроль над распределительными счетами и переговорами о цене российских энергоносителей.

Еще шаг — и Ю.Тимошенко сможет самолично контролировать распределительные счета и цены импортируемых из России энергоносителей. Поводом направлять деньги с распределительных счетов прямо в Россию, в обход украинских электростанций, будет кризис. Из-за падения добычи угля в Украине придется приобретать в России большие объемы природного газа (30—40 млн. кубометров в день х 180 дней (средняя продолжительность осенне-зимнего периода в энергетике) = 5,4—7,2 млрд. кубометров) и, возможно, часть угля для украинских электростанций. В России же будет покупаться и ядерное топливо. Правительство неминуемо будет обеспечивать расчеты с Россией за эти энергоносители в первую очередь за счет средств, поступающих на распределительные счета. Направление этих средств напрямую в Россию будет, вероятно, объясняться необходимостью:

— экономить время из-за катастрофического дефицита топлива (уже в октябре теплостанции могут работать на суточных запасах топлива),

— направлять все средства на приобретение топлива,

— лишить электростанции возможности расходовать получаемые средства на некритические нужды.

Тимошенко нужна возможность без внешнего контроля вести переговоры с конкретными поставщиками в России о цене энергоносителей. О цене энергоносителей могут договариваться вице-премьер Украины по вопросам ТЭК и глава НАК «Нефтегаз Украины» (о цене импортируемого газа). Контроль позиций министра ТЭК и главы НАКа и право на переговоры с российскими поставщиками энергоносителей дают украинскому вице-премьеру по ТЭК возможность контролировать средства на распределительных счетах и договариваться с российской стороной о «двойной» цене энергоносителей. Например, официальная цена газа для украинских электростанций будет равняться 70—80 долларов за 1000 кубометров. Реально оплачиваться газ будет деньгами по цене 40—50 долларов. Разница будет «уходить» на корпоративные счета в другой стране. Такая же схема может быть реализована и в отношении ядерного топлива и российского угля.

Возможно, это объясняет готовность вице-премьера по вопросам ТЭК совместить должность вице-премьера с должностью министра ТЭК. Уже вынуждены были уйти в отставку И.Бакай и С.Тулуб и был уволен И.Диденко, которые были не согласны с предложениями Тимошенко и по своей должности (глава НАКа и министр топлива и энергетики) могли вмешаться в переговоры о цене российских энергоносителей.

Если над распределительными счетами установится полный контроль одного человека, это может привести к ряду негативных последствий:

— цена топлива для электростанций и цена электроэнергии для украинских потребителей могут быть завышены;

— может неоправданно вырасти государственный долг Украины перед Россией в случае неполной оплаты российских энергоносителей, так как цена энергоносителей будет завышена;

— электростанции не получат необходимых средств на плановые ремонты;

— западные инвесторы отвернутся от украинского энергорынка, так как областные энергокомпании и электростанции будут лишены прибыли;

— контролирующий финансовые потоки в Россию человек будет заинтересован искусственно поддерживать кризисное состояние украинского энергетического сектора.

Новая редакция Закона закрепляет отсутствие оснований для претензионной работы производителей и поставщиков электроэнергии со своими контрагентами. Именно отсутствие условий для претензионной работы является одной из главных причин тяжелого состояния энергорынка. Закон предписывает всем участникам оптового рынка заключать договоры на куплю-продажу электроэнергии с предприятием, которое покупает электроэнергию у генерации и формирует ее оптовую цену. Сегодня это предприятие «Энергорынок». Проблема заключается в том, что «Энергорынок» не имеет активов и не может нести перед электростанциями ответственность в случае, если «Энергорынок» не расплачивается с электростанциями за приобретенную у них электроэнергию. Это обстоятельство, в свою очередь, не стимулирует оптового торговца к претензионной работе с областными энергопоставляющими компаниями. Объемы неплатежей за потребленную электроэнергию настолько велики, что вообще вряд ли какое либо предприятие может заключать контракты со всей генерацией на покупку электроэнергии. Это значит, что договоры на куплю-продажу электроэнергии должны заключаться непосредственно между производителями и областными поставщиками или крупными потребителями электроэнергии по цене, определяемой на оптовом рынке.

Бессрочное установление нового порядка расчетов за электроэнергию отталкивает от украинского энергорынка западных инвесторов. Тем самым оно ставит под угрозу появление в украинской энергетике профессиональных управленческих групп и реальных инвестиций в производство и передачу электроэнергии. Частные энергокомпании на неопределенное время теряют возможность самостоятельно осуществлять финансовое управление и контролировать собственные деньги. Это является неприемлемым обстоятельством для стратегических инвесторов.

Временная, но легальная программа сейчас совершенно необходима для повышения сбора платежей на местах, для повышения расчетов с электростанциями и для общего увеличения денежных расчетов. Эта программа должна быть подготовлена до 1 августа 2000 и осуществляться под прямым контролем и управлением Президента. Она должна содержать следующие минимально необходимые меры.

Необходимо добиться установления конечного срока использования распределительных счетов. Этим сроком может быть год — до 1 июля 2001 года. До 20 июля 2000 НКРЭ должна подготовить предложения по введению прозрачного алгоритма расчетов на этот период. На время действия временного алгоритма не следует объявлять чрезвычайную ситуацию. Вообще возможность объявления чрезвычайной ситуации должна быть ликвидирована.

Каждому облэнерго, которое участвует во временном алгоритме, должно быть разрешено оставлять у себя долю каждого денежного платежа на уже утвержденном уровне. Если потребитель оплатил 100 гривен, а облэнерго по алгоритму должно получить 20%, то облэнерго сможет оставить у себя 20 гривен. Это сохранит энергокомпаниям стимул для работы по сбору средств с потребителей электроэнергии. Остальные средства должны направляться на распределительный счет.

С временным алгоритмом должны согласиться все облэнерго, которые не обеспечивают стопроцентный возврат средств в оптовый рынок. К тем облэнерго, которые откажутся от участия во временном алгоритме, НКРЭ может применять санкции. В частности, НКРЭ может уменьшать суммы компенсации для облэнерго на основе статистических данных про полученную облэнерго завышенную прибыль.

Необходимо добиться заключения прямых договоров купли-продажи между генерирующими компаниями и снабжающими предприятиями или крупными покупателями электроэнергии о соответствующем объеме поставок электроэнергии в течение определенного времени по цене оптового рынка (а не по цене отдельных генерирующих компаний). Только эти договора являются основой оплаты по отношению к оптовому рынку. Только на основе этих договоров могут быть применены санкции к задолжавшим генерации областным энергокомпаниям, которые не перечисляют деньги на счет оптового рынка.

Правительство должно подготовить предложения относительно минимального уровня сбора средств до 1 июля 2001 года. Этот показатель должен быть реальным и ориентировочным. Его следует согласовать с областными энергокомпаниями. Руководители государственных облэнерго, обеспечивающие сбор средств выше этого уровня, могут получать денежные бонусы, а к тем компаниям, которые являются аутсайдерами по сбору средств, должны применяться санкции.

Расчеты и другие финансовые операции в период действия временного алгоритма должны проходить аудит.

Необходимо отделить накопленные долги потребителей и задолженности по платежам государственного бюджета (включая задолженность по зарплате и пенсиям) от текущих обязательств согласно договорным отношениям. На накопленные долги и задолженность по платежам необходимо ввести мораторий. Это означает, что с облэнерго не будут взыскиваться старые долги перед оптовым рынком.

По отношению к нескольким предприятиям, которые являются безнадежными должниками, должна быть показательно применена процедура банкротства.

Льготы гражданам должны быть лимитированы. То есть одинокий пенсионер может на льготных условиях потребить не более определенного минимального количества энергии. Сегодня льготы на оплату электроэнергии не лимитированы. Это значит, что квартира или дом, где живет льготник, может потреблять сколько угодно электричества. В результате до сих пор многие торговые точки в небольших городах и поселках страны подключены к квартирам ветеранов, которые получают электричество бесплатно. В селах к дому льготника подключены еще несколько домов вполне платежеспособных односельчан.

К середине 2001 года правительство должно провести приватизацию следующей группы областных энергокомпаний (минимум 6 компаний). Это необходимо для значительного повышения сбора средств на момент завершения действия временного алгоритма (частные обпэнерго повышают сбор платежей, нужно только обеспечить правовые основы для перечисления этих средств в оптовый рынок). На тендер должны быть выставлены все 100% акций этих компаний. К зиме 2000 года необходимо подготовить и объявить стратегию приватизации генерирующих компаний.

Необходимо учитывать, что ни одно решение внутри энергорынка не сможет переломить тенденцию спада. За словами «стабилизация электроэнергетики» стоит резкое сокращение социальных обязательств государства, открытие украинской экономики для иностранного капитала, немедленное создании свободного рынка земли, приватизация всех областных энергокомпаний и приватизация генерирующих компаний. Соответствующая программа должна быть разработана под руководством Президента и утверждена до 30 августа. Она должна дать ощутимые результаты уже к 1 июля 2001 года.

В частности, должны быть обеспечены полные расчеты госбюджета за потребленную бюджетными предприятиями электроэнергию. Социальные и коммунальные службы должны составить реальные списки малообеспеченных с целью предоставления им адресной помощи. Социальную помощь, в частности компенсацию части потребляемой электроэнергии, правительство должно предоставлять только им и обязательно в форме передачи денег на руки. Необходимо постоянно устраивать показательные банкротства предприятий-должников и на них отрабатывать формы поддержки работников этих предприятий, остающихся «на улице».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать