«Нужно объяснить обществу, насколько опасным является данный закон»
Координатор Движения добровольцев «Пространство свободы» Тарас ШАМАЙДА о языковом законопроекте, действиях власти и ответственных гражданах.
В условиях, когда провластным большинством полностью игнорируются правила политического процесса, перед здоровыми и ответственными членами социума встает задача заставить уважать законность. Осознавая, что едва ли не единственным действенным инструментом реализации задачи являются приближающиеся парламентские выборы, ряд общественных организаций и движений (активные участники языковых протестов 2010—2012 годов) начали кампанию по информированию населения о противозаконных действиях депутатов от большинства, направленную на снижение их поддержки в обществе. Первым по этому пути пошло гражданское движение «Відсіч», которое еще в июне инициировало всеукраинскую акцию «Месть за раскол страны»; с подобной инициативой недавно выступило и Движение добровольцев «Пространство свободы». Активисты организации расклеили листовки против закона о языках в Первомайске на Николаевщине, в Новоархангельске на Кировоградщине, а также в Умани — на родине одного из авторов законопроекта 9073 В. Колесниченко. Помимо расклеивания листовок участники движения информировали жителей городов об угрозах, которые несет законопроект для целостности Украины и гражданского мира, и призывали не голосовать на выборах за кандидатов от Партии регионов и КПУ. «День» пообщался с одним из координаторов Движения, главным организатором общественных акций в защиту украинского языка в 2010—2012 годах Тарасом ШАМАЙДОЙ.
— Тарас, как вы оцениваете ситуацию вокруг законопроекта «О принципах государственной языковой политики»?
— В первую очередь очевидно, что этот проект не может считаться принятым законом. К сожалению, депутаты от Партии регионов и КПУ, которые провернули фарс с этим законопроектом, считают, что они его проголосовали. Но с точки зрения закона о регламенте, с точки зрения законодательства и Конституции, это нельзя считать голосованием. Я считаю, что это не просто фарс, это — уголовное преступление, которое должно рано или поздно (если не сегодня, то после падения режима) расследоваться, и люди, причастные к его совершению, должны быть наказаны.
То, что сделали регионалы и коммунисты 3 июля, — такого не было за 20 лет деятельности парламента в независимой Украине.
А что касается того, могла ли оппозиция помешать на ранних этапах, то, по моему мнению, оппозиция должна быть принципиальнее при формировании повестки дня. Когда в начале сессии формируется повестка дня, то не надо даже за нее голосовать, если туда, в этот длинный список, попадают такие ужасные антиконституционные раскольнические законопроекты, которые впоследствии будут создавать проблемы. Так же и накануне первого чтения, в мае, когда проходил согласительный совет, оппозиция не поинтересовалась: а по какой процедуре данный закон прошел согласительный совет? Какие фракции включили его в повестку дня? Какой была позиция, скажем, фракции Литвина? Я уж не комментирую слова оппозиционеров, что они не успели сориентироваться.
То есть оппозицию есть, конечно, за что критиковать. В частности, за то, что, имея значительные по сравнению с общественностью, ресурсы, она недостаточно уделяет внимания разъяснению того, насколько данный законопроект опасен не только для украинского языка, но и в целом для единства Украины; насколько он будет вредным для большинства граждан, независимо от того, на каком языке они разговаривают. Разъяснительная работа ведется, на мой взгляд, слабо, поэтому что-то придется доделывать в меру своих скромных возможностей общественным организациям.
— Какую роль сыграли протесты возле Украинского дома и почему они были малочисленными?
— Я считаю, что реакция группы депутатов, которые начали голодовку сразу после так называемого принятия закона, и впоследствии поддержка этой инициативы людьми, общественными и политическими организациями сыграли большую роль. Были достигнуты, возможно, тактические, но важные успехи. Были остановлены атаки милиции на протестующих под Украинским домом, а в самом Доме не состоялась пресс-конференция Януковича. То есть, на мой взгляд, это была нормальная реакция. Возле Украинского дома побывали тысячи людей. Конечно, всегда хочется, чтобы было больше, но нужно понимать, что многие люди, к сожалению, просто не читали данный закон. Они могут знать о нем из средств информации, но все провластные каналы говорят, что он касается обеспечения прав людей, зато замалчивают то, что данный закон ведет к расколу Украины.
То, что эту инициативу подхватили общественные активисты, тоже является свидетельством наличия большого числа небезразличных людей, которые готовы протестовать любыми методами, вплоть до голодовки. Единственное, чего хотелось бы, чтобы все, кто против этого закона, действовали более согласованно и избегали иногда не совсем обоснованных обвинений в адрес друг друга. Ведь именно враги Украины, люди, которые хотят уничтожить наш язык и нашу государственность, хотели бы, чтоб мы перессорились. Поэтому нам нужно быть вместе и думать о главном. Очень важно усвоить выводы, что, к сожалению, Партия регионов и КПУ, если их не остановить, уничтожат Украину. Я не знаю, каковы их мотивы. Это либо действительно пятая колонна, которая уничтожает страну, потому что она ей абсолютно безразлична, либо они просто элементарно не понимают, что делают. Но, так или иначе, они перешли ту черту, которую нельзя переступать.
Поэтому все люди, которым не безразлична судьба страны и которые болеют за нее, должны призывать своих соотечественников не давать на выборах ни единого голоса за кандидатов от Партии регионов и Коммунистической партии. Ни единого голоса за тех депутатов, которые голосовали за этот законопроект. То, что они сегодня имеют влияние и власть, не должно никого вводить в заблуждение. Думаю, история 2004 и 2012 годов показала, что без запрета этой антиукраинской организации, без расследования всех преступлений этой власти и кнопкодавов, которые нарушают Конституцию и массово фальсифицируют голосования, Украина не сможет нормально двигаться вперед.
— Как, по вашему мнению, будет развиваться ситуация в ближайшее время?
— От кнопкодавов можно ожидать чего угодно. Они совершают преступления на виду у всего мира, а потом хвастаются, что «развели» оппонентов, «как котят». Они говорят это журналистам, используя криминальный жаргон, радуются, кичатся. На самом деле парламент и раньше — из-за постоянных голосований за других, из-за постоянного пренебрежения процедурой (я уже не говорю о пренебрежении здравым смыслом, содержанием, задачами законотворчества) — имел очень сомнительную легитимность, но теперь он утратил ее окончательно. Настоящего парламента в Украине нет.
— А как конкретно общественность должна действовать в этих условиях? Поднимать новую волну протестов?
— Нужно приложить все усилия, чтобы объяснить обществу, насколько опасным является данный закон. В частности, именно этим занимаются активисты Движения добровольцев «Пространство свободы» — массово раздают населению материалы о законе, объясняют, почему недопустимо голосовать за представителей власти. И нужно сказать, что люди, которые получали информацию, отнеслись к этому очень благосклонно, поскольку они понимают, каковы истинные мотивы этой власти.
Выпуск газеты №:
№134, (2012)Section
Подробности