Нужны нестандартные ходы
Роман РУКОМЕДА: «Пути деолигархизации Украины есть, но не безболезненны. Наименьшее — внешнее управление государством...»![](/sites/default/files/main/articles/10072019/_kan5946.jpg)
До парламентских выборов осталось 10 дней. Приблизительная пятерка-шестерка партий, которые могут преодолеть необходимый пятипроцентный избирательный барьер, уже известна. Это подтверждают данные разных социологических компаний, правда, проценты относительно конкретных партий отличаются. По всему видно, что сформировать коалицию в будущем парламенте будет нелегко, ведь влияние олигархов на формирование партийных списков кандидатов никуда не делось (плюс мажоритарная составляющая с местными князьками), не говоря уже о большом количестве неофитов, которые попадут в следующую Верховную Раду, не имея парламентского опыта работы. О последних тенденциях в предвыборном процессе, возможном формате коалиции, влиянии самых богатых людей на новую власть, скандале с «телемостом», возможных международных переговорах за спиной Украины говорим с политическим экспертом Романом РУКОМЕДОЙ.
«К СОЖАЛЕНИЮ, ПОД ПОТРЕБНОСТЬЮ ПОЯВЛЕНИЯ «НОВЫХ ЛИЦ» В ПАРЛАМЕНТЕ ПОЧЕМУ-ТО ЗАБЫВАЮТ О КАЧЕСТВЕ»
— Как вы оцениваете нынешнюю предвыборную кампанию в Верховную Раду? Какие особенности, если сравнивать с предыдущими парламентскими гонками?
— Поскольку нынешняя избирательная кампания в парламент является досрочной, то она имеет свои определенные особенности. В частности, короткий временной характер, когда развернутые партийные структуры до выборов имели лишь бывший президент Петр Порошенко и его политический блок и «Батькивщина» Юлии Тимошенко. Что интересно, несмотря на готовность до моментального перехода с президентской до парламентской кампании эти силы не демонстрируют высокие результаты. Зато стабильный постепенный рост демонстрирует «Оппозиционная платформа — За жизнь». Причем это активно сопровождается масштабной покупкой разных медиа Виктором Медведчуком и его группой с открытой привязкой к России.
Новички парламентской кампании «Слуга народа» и «Голос» сейчас не демонстрируют высокой активности и самое важное — не объясняют избирателям и общественности свои политические подходы, шаги, планы, механику проведения ключевых реформ. Если «Слуга народа» просто повторяет в основном президентский стиль кампании (максимальное избежание обсуждения по существу основных проблем страны и путей их решения), то «Голос» таким образом может разочаровать избирателей еще до прохождения в парламент.
В целом нынешняя кампания характеризуется вялостью, отсутствием реальной конкуренции идей и проектов развития Украины. Зато присутствует колоссальный кадровый голод, когда значительное количество несоответствующих работе в парламенте лиц включают в партийные списки без проверки или сознательного умалчивания нежелательных биографических моментов. К сожалению, под потребностью появления «новых лиц» в парламенте почему-то забывают о качестве.
«ДЕЛО КОАЛИЦИИ БУДУТ РЕШАТЬ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТОРГИ И ДОГОВОРЕННОСТИ»
— Каковы ваши прогнозы — кто из политических сил может попасть в следующий парламент. Каким может быть формат коалиции?
— По партийным спискам лидером, безусловно, является «Слуга народа». Скорее всего, партия постепенно будет терять поддержку избирателей и финиширует на выборах с показателем в 33—36%.
«Оппозиционная платформа — За жизнь» наберет 13—15%, исходя из нарастающей медийной поддержки ресурсами Медведчука.
«Голос», вероятнее всего, получит около 10%, вырастая за счет протестного электората против Президента В.Зеленского и его политики.
«Европейская солидарность» и «Батькивщина» получат по партийным спискам около 7-9%.
По моему мнению, высокую вероятность попасть в парламент имеет партия «Сила и честь» Игоря Смешко, набрав около 6% и повторив его результат во время президентской и избирательной гонок.
Значительно тяжелее предусмотреть 199 мест на мажоритарных округах. Высокий результат покажут представители «Слуги народа», но также будет много неожиданностей по округам на юге и востоке. Не исключено, что будут избраны немало сторонников «Оппозиционной платформы — За жизнь».
С кем будет делать коалицию «Слуга народа» — открытый вопрос. Не думаю, что хватит голосов сделать ее самостоятельно, следовательно — дело будут решать политические торги и договоренности. В данном контексте выигрывает группа в окружении Президента Зеленского, которая сможет убедить его в оптимальности своего формата.
Вариантов коалиции немало от объединения «Слуги народа» и «Голоса» до более широко формата — «Слуга народа» — «Оппозиционная платформа — За жизнь» — «Сила и честь» с потенциальным спикером парламента Медведчуком и премьером Смешко.
«ДО СИХ ПОР НАБЛЮДАЕТСЯ ОТСУТСТВИЕ ЧЕТКОЙ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ В СФЕРЕ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ»
— Как оцениваете первые шаги Владимира Зеленского на должности президента? Какие направления его деятельности являются наиболее сильными, а какие слабыми?
— Завершается половина первых «100 дней» на должности Президента Владимира Зеленского. По-моему, до сих пор наблюдается отсутствие четкой программы действий в сфере обороны и безопасности, кроме общих озвученных намерений Владимира Зеленского достичь перемирия с Россией. Причем преимущественно за украинские средства, потому что Москва никаких уступок со своей стороны не рассматривает.
Внешнеполитическое направление деятельности нового президента, по его прямому функционалу, демонстрирует существенное послабление. Это и возобновление участия делегации России в работе ПАСЕ, и значительное влияние России на ключевые страны ЕС (прежде всего Франция, Италия, Германия), и начало решения внешними игроками ситуации в Украине, по сути, за ее спиной и без согласования с Киевом основных решений (пример — саммит G-20 в Осаке). Сейчас Президент Зеленский преимущественно продолжает внешнюю политику Петра Порошенко, в первую очередь в ориентации на европейское и евроатлантическое стремление Украины. На российском направлении тоже пока без существенных изменений (хотя активизация Россия относительно переговоров с новым президентом и его командой заметна). Очевидно, что делается ставка на победу более лояльных к России сил на парламентских выборах в Украине, формировании новой коалиции и правительства, и тогда уже начало новых масштабных контактов с обновленной украинской властью.
В оборонной сфере также видим преимущественно неопределенность и отсутствие единого плана и стратегии действий. Пример — к сим пор не назван кандидат на должность министра обороны Президента Зеленского в стране, где шестой год идет война.
К недостаткам также стоит отнести и откровенное игнорирование закона со стороны нового президента и его команды, особенно в кадровых назначениях. Интересно, что и большинство основных обещаний представители команды Зеленского уже опровергли, заявив, что у президента нет полномочий их выполнить.
Из сильных сторон деятельности Президента Зеленского пока гипотетически можно отметить курс на модернизацию государственного управления через применение цифровых технологий. Поддержка идеи реформирования «Укроборонпрома» и введение в Наблюдательный совет Давида Арахамия и Андрея Завгороднюка, известных своей волонтерской деятельностью в МО.
«ВЛИЯНИЕ ОЛИГАРХИЧЕСКИХ ГРУПП НА ПРЕЗИДЕНТА ЗЕЛЕНСКОГО ЕСТЬ И В ДАЛЬНЕЙШЕМ БУДЕТ ЧРЕЗВЫЧАЙНО СИЛЬНЫМ»
— После отдельных встреч с основными олигархами Украины (Ахметовым, Пинчуком, Коломойским) новый Президент Владимир Зеленский заявил, что они «взяли на себя ответственность за решение конкретных вопросов». Как вы думаете, каким будет влияние самых богатых людей на политику в Украине с новым президентом и парламентом? Есть ли пути безболезненной деолигархизации страны?
— По моему мнению, влияние олигархических групп на Президента Зеленского есть и в дальнейшем будет чрезвычайно сильным. Причем разные группы будут постоянно конкурировать за это влияние, что еще больше будет добавлять хаоса и непоследовательности к действиям нового президента. Избавиться от олигархического влияния шансов у Зеленского крайне мало. Сейчас таких намерений не наблюдается.
Пути деолигархизации Украины есть, но не безболезненные. Кратчайший — внешнее управление государством то ли альянсом западных стран, то ли Россией, или совместно (настораживает последний пример Молдовы). В таком случае у олигархов будут нивелированы любые возможности эксплуатировать не по назначению государственный бюджет. Произойдет потеря олигархического контроля над СМИ, а затем и над политическими партиями (соответственно — парламентом и правительством). Но при таких обстоятельствах место олигархов займут внешние игроки, и Украина окончательно потеряет субъектность. Очевидно, что это не оптимальный путь развития страны, но один из вероятных в ближайшей перспективе.
«РОССИЯ АКТИВНО ИСПОЛЬЗУЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ПОСЛАБЛЕНИЯ УКРАИНСКОЙ ВЛАСТИ»
— Последний скандал с так называемым телемостом между «Россия 24» и NewsOne, который в результате отменили, свидетельствует об очередной информационной атаке на Украину и подготовке почвы о «примирении». Как вы оцениваете всю эту историю?
— Россия активно использует возможности послабления украинской власти при президенте Зеленском и пытается навязать Украине свой путь возвращения в проект СССР 2.0, который активно выстраивает Путин. Главная цель — вернуть Украину (полностью, или если не выйдет — то по частям) в орбиту российского влияния (политического, культурного и цивилизационного). Эта цель актуальна для России как никогда. Москва никогда за последние 15 лет не прекращала работать над этим и не прекратит без крайне весомых причин или активного сопротивления самой Украины. Пример с телемостом — всего лишь один эпизод из этой длительной истории. Далее будет происходить масса других подобных примеров. Украинское общество действительно пытаются подготовить к «примирению любой ценой».
«ОПАСНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ РЕВАНША ВЫСОКА»
— Сегодня много говорят о реванше пророссийских сил. Что для вас значит такой реванш и какая опасность его реализации?
— Реванш, по-моему, это возвращение Украины в орбиту российского геополитического влияния, отказ от интеграции в НАТО и ЕС и вхождение (в перспективе) в российские интеграционные структуры. Возможна даже фиктивная «нейтральность» Украины при реальном политическом патронаже Москвы. Реванш — это отказ украинской власти и общества от развития собственной государственности, суверенитета, государственных институтов, собственных вооруженных сил и государственной службы. Это отказ от модернизационного варианта развития Украины и возвращения ее к статусу околицы новой Российской империи. По сути, это будет новая национальная катастрофа и пренебрежение к памяти героев, которые отдали свои жизни за последние годы, защищая Украину.
Опасность реализации высока, учитывая рост влияния России на политическое руководство Украины, медийное пространство государства, а также активную успешную работу России с частью западных союзников Украины.
«НУЖНО УВЕЛИЧИВАТЬ ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИИ С ЗАПАДОМ И ОСТАЛЬНЫМ МИРОМ»
— В ситуации с возвращением российской делегации в ПАСЕ, а затем во время саммита G-20 в Осаке, где Путин воспринимался абсолютно на равных, проявились определенные негативные сигналы относительно Украины. Какая существует опасность, что украинский вопрос могут решать за спиной Украины и за счет наших интересов?
— К сожалению, на фоне значительного послабления переговорного уровня украинской власти с международными партнерами уже начался процесс решения «украинского вопроса» без согласования с Украиной и за счет ее интересов. Для преодоления этой ситуации нужно усиливать переговорные позиции, увеличивать формальные и неформальные каналы коммуникации с Западом и остальным миром, отстаивать собственную позицию даже вопреки решениям сильных мировых игроков. Быть готовыми к нестандартным ходам, но не уступая собственные национальные интересы. Сейчас ресурсов и намерений для такой позиции у действующего президента и его команды, по-моему, не хватает.
Выпуск газеты №:
№121, (2019)Section
Подробности