Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О безопасности «проходного двора»

Случай с похищением российского оппозиционера продемонстрировал проблемы как во власти, так и в... оппозиции
24 октября, 11:48
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Когда средь бела дня в столице Украины похищают оппозиционера соседней страны, а наши спецслужбы никак это не реагируют, напрашивается не очень хорошее, зато показательное выражение, связанное с «проходным двором». Конечно, мы не заслуживаем на такие ассоциации, но, к сожалению, неспособность украинских властей даже в сложившейся ситуации внятно ее прокомментировать, лишь усиливает данное сравнение.

Похищение члена совета российской леворадикальной организации «Левый фронт», помощника депутата Госдумы Ильи Пономарева Леонида Развозжаева произошло 19 октября в Киеве, сразу после того, как он подал заявление на политическое убежище. Лишь после того, как в украинских и российских средствах массовой информации начали об этом активно писать, так сказать, подняли «шум», только после того, как в ООН пригрозили Украине санкциями из-за российского оппозиционера, появилась первая неохотная реакция соответствующих украинских правоохранительных органов. Произошло лишь 22 октября.

В Генпрокуратуре Украины сообщили, что к ним не поступало официальных обращений от российских правоохранительных органов по поводу розыска или задержания Леонида Развозжаева. В МВД Украины также заявили, что украинская милиция не располагает информацией о задержании на территории Украины российского оппозиционера. Ну, и в Службе безопасности Украины заявили, что не получали ни от кого просьб о задержании Развозжаева. Но «лучше» всех отреагировали в украинском МИДе. Там на заявление ООН сказали, что «мы этот вопрос сейчас внимательно изучаем, и когда у нас будет позиция, — мы обязательно дадим комментарии по этому поводу». А что должно произойти еще, чтобы эта позиция появилась?

Как видим, ответы украинских властей выглядят даже хуже, чем если бы они признали, что принимали участие или, во всяком случае, знали о данной спецоперации. Поскольку если вас никто не проинформировл, то есть то сути никто не считается, то это подводит к драматическим, даже беспрецедентным выводам: так кто может гарантировать нам национальную безопасность? Тут впору созывать экстренное заседание СНБО. Но когда мы обратились в пресс-службу Совета, то узнали, что Андрей Клюев находится в отпуске, а никто больше комментировать эту ситуацию не компетентен.

А как отреагировала украинская оппозиция на похищение и арест своего российского коллеги? Может быть, потребовала создания парламентской комиссии, чтобы расследовать этот, повторяем, беспрецедентный случай? Где там...

Напомним, что активиста «Левого фронта» Развожаева Следственный комитет России объявил в розыск 19 октября. Он вместе с координатором «Левого фронта» Сергеем Удальцовым и оппозиционером Константином Лебедевым является фигурантом уголовного дела по статье «подготовка к организации массовых беспорядков», которое было возбуждено после проверки фактов, изложенных в фильме «Анатомия протеста-2». Авторы фильма, который вышел на НТВ, утверждают, что оппозиция готовила силовой захват власти на средства из-за рубежа. По словам авторов картины, последний имеет опыт подготовки «цветных революций» в Грузии, Украине и массовых беспорядков в Беларуси.

Хоть украинская оппозиция и заявляет о выстраивании в Украине диктатуры Януковича, известно, что их российские коллеги находятся намного в более сложной ситуации. Тем не менее, реакция оппозиционеров в Украине была вялой. Она, по сути, не опередила реакцию их оппонентов во власти. Бывший глава СБУ, а ныне член партии «УДАР» Валентин Наливайченко отреагировал лишь после заданного вопроса на одном из мероприятий в понедельник: «Должны быть ответы на вопросы: кто заезжал в Украину, кто похищал, где эти человек сейчас и наконец, кто профинансировал на нашей территории с нашей юрисдикцией деятельность иностранной спецслужбы? Это системная ошибка правоохранительных органов».

Объединенная оппозиция же проснулась лишь вчера — через четыре дня. Она потребовала немедленной реакции МИДа и СБУ на похищение российского оппозиционера. «Что произошло в Украине с российским оппозиционером, кто похитил человека, который шел в офис ООН с целью получения убежища? Почему до сегодняшнего дня нет четкой позиции ни Министерства иностранных дел, ни СБУ? Действовали ли иностранные специальные службы на территории Украины? Если это так, то это будет предметом расследования специальной парламентской комиссии уже в новом парламенте», — сказал один из лидеров Объединенной оппозиции Арсений Яценюк.

Ситуация вокруг похищения российского оппозиционера, конечно, будет иметь свое продолжение. Возможно, нам наконец осмелятся дать больше информации и надлежащим образом прокомментировать случившееся. Но на сегодняшний день точно ясно одно — с национальной безопасностью у нас проблемы. Примеров много. Ситуация с Развожаевым — очередной из них. Она показывает, что после аналогичного случая, когда в 2011 году в Украине похитили палестинца Дирара Абусиси (похищение связывали с израильским «Моссадом»), не сделаны никакие выводы. Это касается всей правоохранительной системы. В милиции, как показывает случай с убийством трех охранников в ТЦ «Караван», ситуация не лучше.

КОММЕНТАРИИ

«ЕСЛИ ЭТО ПРОИЗОШЛО БЕЗ ВЕДОМА СПЕЦСЛУЖБ УКРАИНЫ, ТОГДА ЭТО ПРОСТО «ГАНЬБА»

Александр ШАРКОВ, ветеран внешней разведки СБУ:

— СБУ должна следить за такими вещами. К сожалению, это уже не первый случай, когда в Украине происходят подобные явления. Все мы помним, например, история с «Масадом». В случае с ищезновением российского гражданина, возникает два вопроса.

Первый. Украинская сторона оказала содействие по просьбе российской стороны, но помалкивает об этом, или говорит, что это политический момент — выборы, не хочется портить отношения с россиянами, тем более, накануне визита Президента в Москву хочется сделать какое-то «приседание» в сторону нашего соседа. Даже если это так, то тогда надо это делать с какой-то хотя бы дипломатической деликатностью, комментировать произошедшую ситуацию. Но почему-то это не делается, следовательно, возникает вопрос, что тут не все так чисто, значит, есть какая-то непонятная договоренность или нерасторопность.

Второй. Если это произошло без ведома спецслужб Украины, тогда это просто «ганьба». Это вообще недопустимо. Как это так взять человека, вывезти заграницу, а у нас никто ничего не знает?

Могу лишь одно сказать: не должно быть и не так, и не так.

Косвенно могу прокомментировать еще следующим образом. Все мы сегодня видим, что происходит с подбором кадров в наши спецслужбы. Если раньше попасть в Центральный аппарат в Киев, считалось за честь (даже часто брали с понижением в должности), то сейчас никто ехать не хочет. Человек примерно рассуждает так: я тут у себя на месте, всех знаю, все вопросы решил, семья пристроена, все хорошо с жильем, а что я буду делать в Киеве? Я там никого не знаю, ни кола, ни двора, квартиры не дают, зарплата копеечная, на которую даже снять-то жилье невозможно. Если раньше отбирали лучших со всей Украины, то сейчас, где их взять? Как-то я разговаривал с одним сотрудником спецслужбы. Он говорит мне: ну, у меня так, 50% в моем подчинения — это люди, с которыми еще можно работать, а 50% — это полный балласт.

Такая ситуация не только в СБУ, аналогичное состояние дел и в других структурах — у пограничников, в милиции... В последнем случае особо показательной является ситуация с «караванским стрелком», который застрелил троих людей, выбежал на улицу и его до сих пор никто найти не может.

«ЭТО ОПАСНОЕ ДЛЯ УКРАИНЫ ЯВЛЕНИЕ»

Виктор НЕБОЖЕНКО, политолог:

— Дело даже не в отношениях украинских и российских спецслужб или дипломатических каналов, дело в имидже Украины как страны, которая не защищает политических беглецов, стремящиеся получить у них эту защиту. Это опасное для Украины явление. Когда сюда привлекаются мафиозные, террористические структуры — борьба с ними понятна, но когда в Украину пытаются бежать люди от авторитарных режимов или от своеволия других властей, то, оказывается, Украина является неблагодарным и рискованным местом.

Я не думаю, что это была совместная операция. Наши спецслужбы просто не до конца проинформировали о том, что произойдет с этим человеком. Конечно, это говорит о проблемах в нашей спецслужбе. И тот факт, что скоро этот человек престанет перед судом и станет одним из ключевых игроков в крупномасштабном процессе по разгрому российской оппозиции, делает Украину соучастником большой геополитической игры.

По поводу реакции украинской оппозиции. Я думаю, это взаимное. Если, например, послушать Навального, то он демократ до тех пор, пока речь идет о существовании украинского государства, украинской культуры... он тут же перестает быть демократом, интернационалистом... Точно также наши. Отношения между украинскими и российскими оппозиционерами носят спорадический характер и не являются идеологически совместимыми. Они понимают, что если они приедут в Москву, то с ними поведут себя точно также. А самое главное то, что сейчас выборы, поэтому до этого никому нет дела, поэтому это не стало повесткой дня.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать