Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О гуманитарных грузах и здоровом компромиссе

Нардеп Михаил ХМИЛЬ: «Контрабанда не является вопросом ответственности общественных организаций»
02 апреля, 12:14
МИХАИЛ ХМИЛЬ

На выходных во Львове состоялась масштабная конференция Lviv Outsourcing Forum. Около сотни руководителей ведущих ІТ-компаний дискутировали о месте Украины на мировом рынке информационных технологий (эксклюзивные комментарии и интервью читайте на страницах рубрики «Экономика» уже в следующем номере «Дня»). Достаточно неожиданным было увидеть среди участников полузакрытой ІТ-тусовки народного депутата, а особенно того, кто не является членом профильного «ИТ»-комитета. Бютовца Михаила Хмиля, который является членом комитета ВРУ по вопросам социальной политики и труда, как он сам объяснил «Дню» в разговоре, на встречу привела дружба с президентом ведущего ІТ-предприятия Львова SoftServe Тарасом Кицмеем. За семь лет, которые господин Хмель возглавлял Львовский центр занятости (с 2005 по 2012 год), именно это предприятие трудоустроило много львовской молодежи. Разговор с нардепом мы начали с «профильного» для него вопроса — гуманитарных грузов, которые в настоящее время застряли на украинской границе.

— Проблема с растаможиванием гуманитарных грузов чрезвычайно острая. Кабмин расформировал межведомственную правительственную комиссию по вопросам гуманитарных грузов, не создав другого реального органа, который должен был бы этим заниматься. Просто перевели функции этой комиссии на Министерство социальной политики. То, в свою очередь, не разработало никаких дополнительных механизмов, каким образом это внедрять.

Практически с октября прошлого года вопросами гуманитарных грузов не занимался никто. За этот период на границах собралось 519 таких грузов. Среди них в частности и подарки детям к Святому Николаю. Большинство из них, я думаю, уже испортилось.

После этого вопроса к министру Королевской во время «Часа правительства» в Верховной Раде ситуация сдвинулась с места?

— 20 марта мы провели комитетские слушания, на которые приглашали министра. Правда, она не пришла. Был ее заместитель. Но мы еще раз откровенно озвучили этот вопрос.

Правительство, чтобы не допустить международного скандала, уже нажало на министра социальной политики. 21 марта таки была растаможена часть грузов. Но Королевская преувеличила: с трибуны Верховной рады она сказала, что растаможили 220 грузов, а в действительности есть лишь два протокола, один — на 53 груза, второй — на 33. 420 грузов и дальше стоят на границе.

Как реагируют на эту ситуацию доноры, которые оказывали гуманитарную помощь?

— Категорически негативно. Они не понимают, почему руководство Украины, которое подписало разные обязательства, в том числе международное соглашение о беспрепятственном продвижении гуманитарных грузов, откровенно саботирует их.

Какие конкретно организации обращались к вам с возмущениями?

— Я занимался гуманитарными грузами львовского отделения общественной организации «Оселя», которая получила оборудование под социальное общежитие для бездомных. Этот груз им отправляли немцы и финская общественная организация. На заседании нашего комитета был представитель донора из Нидерландов.

На сколько острым, по вашему мнению как народного депутата, является вопрос проникновения контрабанды под видом гуманитарных грузов?

— Действительно, было много сообщений, что контрабандные товары проходили в Украину под видом гуманитарной помощи. Но это не является вопросом ответственности общественных организаций. Сегодня им всем запретили получать гуманитарную помощь. Но многие из них действительно выполняют социальные функции: есть организации, которые помогают инвалидам, больным сахарным диабетом, ВИЛ-позитивным, бездомным... Это — вопрос контроля государства над соблюдением законодательства и не более. Среди тех, кто согласовывает ввоз гуманитарного груза на территорию Украины, есть представители Министерства внутренних дел, Службы безопасности Украины, Министерства доходов и сборов. И я не понимаю, каким образом они могут пропустить контрабанду. Это элементарно невыполнение ими своих прямых обязанностей. Они дают свои резолюции, проверяют эти грузы. Как контрабанда может проходить при таких условиях?

Если в государстве существуют механизмы выявления контрабандного товара в коммерческом грузе, то почему этого нельзя сделать в гуманитарном?

Проблема — в элементарном отсутствии политической воли власти в решении вопроса контрабанды.

Что касается темы политической воли, господин Михаил, готова ли оппозиция сегодня оставить политические баталии и пойти на длительный компромисс с властью ради подписания Соглашения об ассоциации с ЕС?

— То, что Соглашение об ассоциации с Европейским союзом нам необходимо, это однозначно. Другого варианта нет. Я сам когда-то учился на Западе, жил там. Мы должны жить по стандартам европейской демократии.

Меня волнует вопрос (вот в настоящее время пост) взаимного прощения. Есть два соседа. Один живет по правилам. А другой — преступник. И однажды им говорят: для того, чтобы вы могли развиваться дальше, забудьте о своем прежнем стиле поведения, давайте договаривайтесь, у вас — равные условия, и живите дальше. Корректно ли это?

Смотря, что на кону?

— Согласен. Возможно, ради этой высшей цены, ради сохранения государства и установление четких понятных демократических правил игры на этот компромисс нужно идти. Но поверьте, мне или какому-то условному человеку «Х» будет досадно, что нам придется постоянно общаться и работать с людьми, которые, грубо говоря, занимались кражами...

Вы же не просто условный человек. Вы — политик, народный депутат. В таком случае, возможно, нужно руководствоваться интересами государства? Посмотрите, сколько сигналов нам сделал уже Евросоюз, на какие уступки пошли. Уже даже список условий подписания Соглашения сократили до 11-ти. Мол, ребята, уже хоть что-то сделайте, чтобы мы вас взяли. А что делает оппозиция?

— Здесь я согласен. Нужно забыть все, что происходит, и однозначно проголосовать за все требования, которые выдвигает ЕС касательно ассоциации. Другого не дано.

Значит, вы замечаете, что интересы власти в вопросе интеграции совпадают сегодня с интересами государства, следовательно, и интересами оппозиции? Риторика Кремля, последние переговоры Януковича с Путиным, выпады, которые себе позволяет русская пресса относительно украинской власти...

— Я не исключаю, что наша действующая власть «заигралась». Не сформировав четкого видения в одном направлении, фактически разрушила другое. Опасность в том, что когда раздвинутся две плиты, ты угодишь в бездну.

Вот, например, вопрос внешней миграции. Я анализирую законодательные акты, которые принимают наши соседи. Польша упрощает систему въезда для тех, кто имеет карту поляка (а это — половина западной Украины), сокращает время получения гражданства с 5 до 3 лет. То есть поляки начинают «затягивать» граждан. Ясно, что с Запада они не «затянут», поэтому берут из Украины. В РФ: предвыборные обещания Путина — каждый год Россия должна получать 300 тысяч легальных мигрантов, которым в перспективе будут содействовать в получении гражданства. Мы видим активную политику восточного соседа, и такую же — западного, а параллельно — абсолютное отсутствие миграционной политики в Украине: у нас нет даже закона о защите наших трудовых мигрантов.

Направление трудовой миграции — это наиболее объективный индикатор тех экономических процессов, которые происходят в стране, а не инвестиции. Правительство говорит о притоке около 5 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций в Украину. Сумма же средств, перечисленных через системы перевода средств заробитчанами в Украину, в 2012 году составила около 4 миллиардов долларов. А в 2011 эта сумма составляла почти 8 миллиардов долларов.

Какая первая мысль пришла в голову государству? Пришли 8 миллиардов долларов, которые не облагаются налогом. И вот началось: обмен валюты с паспортами, налог на перевод, и т. п. И этот заробитчанский сектор мгновенно отреагировал сокращением в два раза. Это не значит, что люди прекратили перечислять деньги в Украину, просто они передают их теперь нелегальными путями.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать