Перейти к основному содержанию

О постколониальной философии

Любое недовольство должно приводить к образованию политических смыслов, где главными являются не лидеры, а идеи
13 февраля, 18:44
СОРАТНИКИ. ХОТЯ... РАССТАНОВКА СИЛ МЕНЯЕТСЯ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Организаторов государственных переворотов не депортируют. Их судят хотя бы для того, чтобы установить и обезвредить круг заинтересованных лиц, источники финансирования и тому подобное. В нашей же реальности возможно все: высокопоставленные лица, которые сначала разбрасываются обвинениями в страшных преступлениях, а затем делают вид, что наказание для «преступника» — это билет в тихую европейскую страну за счет украинского бюджета, и народ, который разочаровавшись в одном «национальном лидере», сразу же отправляется на поиски другого. Пытаясь найти правду, украинцы совсем забыли, что в старославянском языке «правда» является синонимом «закона». Так поговорим о том, какой символический смысл несет в себе кейс Саакашвили. А он, безусловно, есть. Еще и какой.

Пограничная служба Польши информирует нас, что 12 февраля бывший президент Грузии Михеил Саакашвили был принят на территории Польши. Основанием для принятия такого решения стало заявление о реадмиссии, поданное Государственной миграционной службой Украины главнокомандующему Пограничной службы. «Принимая во внимание тот факт, что Саакашвили является мужем гражданина государства — члена Европейского Союза, запрос украинской стороны был рассмотрен положительно», — заявили в пограничной службе Польши. Нидерландская газета Тelegraaf еще 21 декабря со ссылкой на Министерство безопасности и правосудия сообщила, что власти Нидерландов выдали господину Саакашвили визу «на основании воссоединения семьи». Также сообщалось, что экс-президент получил визу через посольство королевства в Киеве. То есть все пламенные речи и «борьба с барыгами» проходили на фоне подготовки документов на выезд из Украины? Почему-то тех, кто видит в Саакашвили альтернативу существующему режиму, нисколько не огорчило, что их лидер готовится к путешествию «по ленинским местам»: Париж, Цюрих, Копенгаген...

Более того. Для въезда в цивилизованную страну, оказывается, можно обратиться и в посольство. В то же время, пытаясь попасть в Украину, Саакашвили и его сторонники сознательно пошли на нарушение государственной границы. История с возвращением Саакашвили в Украину приобретает новые краски. Она свидетельствует об отношении Саакашвили к Украине. Это о состязание двух оскорбленных мальчиков между собой, в котором никакой Украины нет совсем.

С другой стороны, группа поддержки президента Порошенко все это время находила в себе силы оправдывать любой бессмысленный поступок власти. Иногда на это и в самом деле приходилось тратить много усилий и фантазии. Разве президент не был в курсе психологического портрета своего друга? Или он не счел нужным, приглашая на государственную должность того, кого сегодня называет «безумным маньяком-кокаинистом», хотя бы проверить, как такие решения соотносятся с украинским законодательством? Саакашвили, кроме того, что был использован Петром Порошенко в грязной кампании против личных оппонентов, стал своеобразным «тараном» для возвращения в Одессу пророссийских сил. Труханов, легко обошедший на выборах пиар-кандидата Саакашвили Александра Боровика — что это было, пан президент? Сопутствующие потери? Пропрезидентские спикеры, рассказывая нам о пятнах на репутации Украины от действий Михеила Саакашвили, забывают прибавить о роли, которую он сыграл в реваншистских процессах при молчаливом согласии украинского президента. Предоставление, а затем лишение гражданства, задержанные поезда и многочисленные попытки донести до украинского общества «правду о преступлениях», которые никто и не собирается доказывать в суде, — всем это свидетельства личной обиды между двумя президентами. Правдой, то есть законом здесь и не пахнет.

Мы имеем дело с банальной обидой и жаждой мести. Причем как со стороны Петра Порошенко, так и со стороны Михеила Саакашвили, которые избрали полем для своего поединка Украину. Дело Саакашвили никогда не смогло бы нанести Украине таких репутационных потерь, если бы жадность, использование системы правосудия в политической борьбе и открытое подыгрывание «бывшим» не были инструментами укрепления власти для президента Порошенко. В разное время Саакашвили «раскрывал правду» об Арсении Яценюке или Игоре Коломойском, но даже после провозглашения себя борцом со всей украинской олигархией в его речах не было имен Пинчука, Медведчука, Бойко, Новинского и других. Ведь в списке «барыг» должно быть не только имя действующего президента Украины. Почему мы ни разу не слышали от сторонников и соратников Саакашвили критики соратников Януковича, которые до сих пор сохраняют в Украине возможности для политического влияния и заработка?

Символизм этой ситуации заключается в том, что пока два президента политической риторикой прикрывают личную ссору, большинство украинских граждан делают ставку то на одного, то на другого. Критика забывает, что отсутствие уважения к закону регулярно демонстрирует как первый, так и второй. Если есть возможность применить государственные институты для охоты на бывшего однокурсника, то почему нет законных оснований для зачистки страны от реваншистов и деятелей времен Януковича? Если есть пример использования правовых процедур для легального въезда в Нидерланды, то почему нет попыток с помощью судов, депутатских обращений, журналистских расследований и международных площадок привлечь к ответственности тех изменников, которые разрушают Украину в пользу Путина?

«Без правды нет свободы», говорили наши прадеды. То есть без закона невозможна личная свобода. Если украинцы не начнут требовать превращения пространства анархии в господство закона, обязательного для всех, никакие реформы и движения не смогут освободить их от власти коррупционеров, невежд и провинциальных царьков. Любое недовольство существующим положением вещей и курсом,  которым движется страна, должно приводить к образованию политических смыслов, где главными являются не лидеры, а идеи.

Украинские правящие элиты должны наконец осознать, что недовольство народа вызвано не харизмой Саакашвили, а отсутствием законных механизмов для построения в Украине правового государства. У украинских власть имущих нет большего врага, чем они сами. Олигархическая вольница побуждает общество к попиранию законов. «Если им можно, то почему нам нет?»

Бороться нужно не с Саакашвили, а с теми, кто хочет вернуться к власти на его плечах. Бояться нужно не режима Порошенко, а того, что оппозиция к нему превращается в маргинальное популистское движение «оскорбленных». Украине действительно нужна иная альтернативная постколониальная философия. Но формироваться она должна не на площадях. Украине нужно широкое движение настоящих граждан, которые заинтересованы в ее сохранении как в единственном условии собственного выживания.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать