Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О внеочередных выборах...

Виктор МУСИЯКА: «30-дневный срок уже начали отсчитывать — с 5 февраля»
19 февраля, 11:39

Сегодня должна начаться вторая пленарная неделя в парламенте. Третью неделю подряд он пребывает в «осаде». Партия «УДАР» продолжает блокировать трибуну и президиумы высшего законодательного органа с требованием наконец начать голосовать — персонально. Договориться с властью не удается. Какой может быть выход из ситуации?

Минимум три. Первый — найти компромисс. Второй — власть применит силовой метод разблокирования. Третий — внеочередные парламентские выборы. Партия регионов изначально отбросила силовой вариант, хотя всегда его подразумевала. Еще не так давно это был основной метод вынудить оппозицию к миру. Но сегодня — другая ситуация. Могут быть большие репутационные потери (это тоже никогда не сдерживало регионалов), а главное — власть, скорее, склоняется к другому, более выгодному в перспективе для себя выходу из ситуации. Если с самого начала парламентского кризиса говорили о варианте компромисса, то теперь все чаще звучат заявления о внеочередных выборах, причем со стороны самой Партии регионов.

Пока что эти заявления звучат в виде: «Мы не боимся преждевременных выборов» или «если выборы будут проходить, то только по стопроцентной мажоритарной системе». Оппозиция, в свою очередь, о готовности к выборам заявляла давно.

Проанализируем ситуацию. Есть два аспекта: юридический (каким образом проводить выборы) и политический (кому это выгодно). Беседуем с одним из авторов украинской Конституции, профессором права Виктором МУСИЯКОЙ.

Пан Виктор, до сих пор нет четкого ответа — продолжается ли 30-дневный срок (ведь сессия так и не открылась), после которого Президент получит право роспуска парламента, или нет?

— Конституция определяет 30-дневный срок, который начинает действовать с того момента, когда должны проходить соответствующие пленарные заседания. Пленарные заседания являются той формой, в которой начинается сессия. Если это не происходит — начинает действовать 30-дневный срок. Иными словами, с первого вторника февраля начал, в данном случае — с 5 февраля, отсчитываться 30-дневный срок.

В статье 90 Конституции говорится, что Президент может распустить парламент. Разумеется, это не его обязанность, ведь он должен оценить все обстоятельства, сопровождающие процесс. Даже если этот срок проходит, он может повлиять на парламент — и тот начнет работать. Если в течение 30 дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться, глава государства может приостановить полномочия Верховной Рады. Все. Этот отсчет начался 5 февраля.

Есть еще один важный момент. Кажется, Чечетов говорил, что вот, мол, мы проведем маленькое заседание на пять минут, проголосуем мажоритарную систему и пойдем на выборы. Но дело в том, что как только они это сделают, 30-дневный срок прерывается. Может быть и другая ситуация. Она спорная. После того, как пройдет 30 дней и Президент объявит внеочередные выборы, депутаты могут провести заседание Верховной Рады и принять необходимые решения. Как известно, парламент работает до первого заседания нового парламента. То есть он будет уполномочен вносить изменения в избирательное законодательство.

Но и тут не все так просто. Чтобы изменить закон о системе выборов, нужны голоса, то есть нужно будет привлекать коммунистов. А мы знаем, что у коммунистов нет ни одного кандидата, который бы выиграл мажоритарный округ. Поэтому им это не выгодно.

В свое время у нас была норма в избирательном законодательстве где-то до 1998 года, что за год до выборов нельзя вносить изменения в избирательное законодательство. Это было правильно, так как не давало возможности играть роль конъюнктуре.

Насколько реальны все же внеочередные выборы и как вы оцените возможность стопроцентной мажоритарной системы?

— Если власть и оппозиция не могут найти консенсус (Партия регионов в свое время тоже больше месяца блокировала парламент), то решение о внеочередных выборах будет абсолютно конституционным выходом из ситуации. Менять избирательную систему сейчас — ненормально, но разве у нас на это когда-нибудь обращали внимание? Кстати, полностью мажоритарная система у Партии регионов, но это не является гарантией того, как говорит Чечетов, что у регионалов будет 300 голосов. Потому что динамика общественных процессов и восприятия происходящего сегодня проходит значительно быстрее, нежели думают в ПР. Тем более, оппозиция уже видела свои ошибки на последних выборах. Если она будет правильно работать, то прогноз Чечетова может не осуществиться.

Как вы прокомментируете то, что оппозиция заставляет власть выполнять Конституцию по персональному голосованию через нарушение законодательства, блокируя трибуну?

— Когда мы говорим о кризисе парламентаризма, то он начался не сегодня. Разве не является кризисом парламентаризма ситуация, когда Верховная Рада принимает множество антиконституционных законов, а Президент их подписывает. Наиболее вопиющие примеры — закон по судебной системе, закон о Кабинете Министров и тому подобное. Кроме этого, все мы помним, когда Конституционный Суд принял известный антиконституционный акт, а Верховная Рада никак не отреагировала. Наоборот — побежала быстро вносить дополнительные изменения в Конституцию, потому что парламент фактически «подвесили» (продлили себе срок с четырех лет до пяти).

Эти нарушения происходят постоянно. Теперь что касается нынешней ситуации. Ее можно было бы воспринимать, если бы блокирование происходило в контексте защиты конституционного строя в целом. Если бы оппозиция заявила, что она после того, что произошло, особенно в 2010 году, когда фактически состоялся антиконституционный переворот, считает необходимым вернуть конституционный строй и первой их мерой является акт противостояния тем, кто нарушает Конституцию путем голосования неперсонально, это можно было бы воспринимать. Не нужно сегодня цепляться только за кнопку. Это происходит от нехватки идей и понимания того, что творится в конституционном пространстве страны.

Разумеется, отстаивание конституционных принципов путем нарушения Конституции — это крайняя мера. Но когда происходят такие вещи, как решение Административного суда относительно лишения мандатов двух депутатов, то я бы вообще призвал людей не подчиняться подобным постановлениям. Это ни в какие рамки не вписывается. Оппозиционные силы должны подходить к своей акции более комплексно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать