Оборонка — под прицелом
На виду коррупционный скандал, но есть проблемы и с оружейным импортом, убивающий украинский ОПКРовно пять лет идет война России на уничтожение Украинской державы. Ровно пять лет крайне актуальным вопросом является перевооружение сил обороны страны, прежде всего, ВСУ. И в течение кровавой пятилетки вопросы перевооружения решались в «ручном режиме», при отсутствии системы, ответственного органа внутри исполнительной власти (только в начале 2019 года на повестке дня возник вопрос наделения полномочиями и ответственностью профильного департамента Минэкономразвития), реалистичного надзора за способами перевооружения. Все это порождает уже даже не схемы, а целую систему манипуляций для принятия решений, выгодных конкретным группам людей, но не всегда направленным на развитие оборонного потенциала страны. Одним из негативных факторов, способствующих развитию такой нелицеприятной тенденции, является, по мнению промышленников и экспертов, отсутствие внятного планирования со стороны Генштаба ВСУ. Сегодня неизвестно не только, до какого периода ВСУ планируют использовать, например, боевые самолеты советского производства, но и сколько планируется закупить в течение ближайших пяти лет, скажем, беспилотных авиационных комплексов (БАК) или модернизированных вертолетов.
В результате, в стране никто не может точно сказать, какие вооружения и военную технику (ВВТ) необходимо разрабатывать самостоятельно, какие — совместно с иностранными компаниями, а какие попросту покупать. Эти вопросы решаются исключительно в рамках противоборства разных лоббистких групп (практически без участия военных), и фактически снимают с Генштаба ВСУ задачу планирования развития оружейного потенциала армии.
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
УКРАИНА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В РЫНОК ВВТ
Если в первые годы войны иностранные государства мало обращали внимания на Украину, в крайнем случае, прикрываясь хаосом, пытались «впихнуть» воюющей стране относительно небольшие партии военного хлама (как то пресловутые машины Saxon, некоторые из которых даже не доехали до фронта), то развитие рынка сделало страну более привлекательной для дельцов мирового рынка.
Откровенно говоря, рынок оборонной продукции Украины непристойно мал — если примеряться к мировым стандартам перевооружения и принимать во внимание реальную войну. В течение трех последних лет (включая 2019 год) военное ведомство тратит на ВВТ в среднем по 600 млн долл. ежегодно (при оборонном бюджете, не превышающем 3 млрд. долл.). Для примера, Польша с оборонным бюджетом в 10 млрд. евро (на 2019 год), планирует потратить на закупки вооружения не менее 2,5 млрд. евро. То есть, сумму, фактически эквивалентную украинскому оборонному бюджету, что позволяет стране, кроме гособоронзаказа, реализовывать программы импорта американских ЗРК Patriot и авиационных ракет AGM-158A JASSM, к которым в феврале 2019 года добавилась покупка у США дивизиона реактивно-артиллерийских систем повышенной мобильности HIMARS за 414 млн долл. Украине такие закупки пока не по зубам — ни в экономическом, ни в политическом смысле. Тем не менее, Киев с некоторых пор лихорадит не на шутку.
Первой программой импорта ВВТ в 2017 году стали закупки средств закрытой тактической связи — у турецкой компании Aselsan, — на более 300 млн долл. для армии и чуть более 40 млн долл. для Нацполиции. Тогда, по меньшей мере, программа была принята в рамках открытого конкурса, где предложения турецкой стороны (как по форме закупок, так и по передаче технологий и офсетной части) оказались более интересными, чем у конкурента Elbit Systems Ltd. Но самое главное: на тот момент у Украины не было собственной альтернативы. С оговоркой, что появление несколько позже разработок украинской компании «Доля и Ко ЛТД» свидетельствует о необходимости лучше выверять возможность и темпы развития собственно украинских технологий.
А вот когда в мае 2018 года Украина и «Airbus Helicopters» подписали соглашение о поставках 55 вертолетов для нужд МВД — причем не в рамках «закрытого» Гособоронзаказа, а в ходе публичных закупок, многие наблюдатели уловили первые симптомы большой болезни. Как минимум, потому, что лоббисты сделки легко обошли необходимость конкурса-тендера, «протолкнув» закупки (эксперты оценивают общие затраты государства, с учетом годовых по погашению кредита, в порядка 700 млн евро) при наличии отечественного производителя — ПАО «Мотор Січ». Тем более, что депутаты парламента проголосовали фактически вслепую, так как условия сделки им почитать не дали.
Именно после продвижения этого проекта экспертам стало понятно, что жить без адекватной системы принятия решений на импорт ВВТ в стране попросту невозможно. Потому что любое решение можно трактовать так, как хочется тем, кому оно нравится. Чтобы избежать, без преувеличения, ужасающих последствий такого импорта для национального ОПК, ЦИАКР, выступающий за создание украинского оборонно-промышленного лобби, выдвинул инициативу законодательно закрепить невозможность закупок любой высокотехнологической продукции военного и двойного назначения для военных формирований национальных сил обороны, если подобные технологии или продукция имеются в Украине. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в ряд Законов Украины: «Про державне обороне замовлення», «Про публічні закупівлі»,»Про зовнішньоекономічну діяльність», «Про державний контроль за міжнародними передачами товарів військового призначення та подвійного використання».
Но и не только. Необходим четкий механизм принятия обоснованных государственных решений для любых случаев, чтобы избежать двойных интерпретаций.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СЛУЧАИ
Под такие случаи подводят все те же заинтересованные лица, группы или структуры. Напирая, например, на временные параметры внедрения отечественных технологий.
Например, в начале 2019 года появилась инициатива главы МВД Арсена Авакова предложить Кабмину проект по производству совместно с французской компанией около 20 катеров 32-35 метров для усиления охраны морских границ страны. Такие катера, по мнению министра, могут изготавливаться на одном из украинских заводов в сотрудничестве с французской стороной «с высокой степенью локализации проекта в Украине». Спору нет, такой проект может реализоваться много быстрее, чем в ВМСУ, потому что внутреннее ведомство не имеет военной приемки, в нем куда оперативнее решаются вопросы перевооружения. И может реализовать тему по уже накатанной схеме — через систему публичных закупок. Услышав об этом, и военные моряки настойчиво заговорили о том, что для ВМСУ удачными и сопоставимыми по стоимости стали бы закупки партии британских 54-метровых катеров Barzan (Vita) Class с двумя пусковыми ракетными установками под ракеты MM40 Exocet. Или закупка лицензии и выпуск их в Украине, начиная с 3-го — 4-го корпуса. В Минобороны же говорят, что правильный путь — ждать строительства, испытаний и принятия на вооружение отечественных ракетных катеров «Лань-ЛК», разработанных под ПРК отечественного производства «Нептун». В ВМСУ ропщут: «Лань-ЛК» с ракетными установками появятся где-то в 2021 году, а воевать с российским агрессором, возможно, придется сегодня — завтра. Что делать? Ведь невозможно допустить двойных стандартов: вертолеты — можно, катера — нельзя. Но где в системе принятия решения аналитическое обоснование, выводы конструкторов или научно-технического комитета, где обоснование политической части решения? Увы, при такой ситуации — борьбы лоббистов, — мы имеем только одну перспективу: засилья импорта и уничтожение национального ОПК.
ПРЕФЕРЕНЦИИ ДЛЯ ИМПОРТЕРОВ
«Импортное ярмо». По всей видимости, именно так считают опытные торговцы оружием из иностранных государств. В неформальных беседах они намекают, что импорт пятой — шестой части оборонных закупок (то есть, на 100 — 200 млн долл.) «раскрутить» Киев вполне реально. Начало 2019 года отмечено не просто наступлением импорта, но атакам, которые можно сравнить с кавалерийскими наскоками.
Так, в настоящее время на территории Украины проходят испытания— презентации зарубежных средств РЭБ. Среди претендентов «гибридные» изделия из Китая и Израиля, закамуфлированные под изделия отечественного производителя. С неимоверным упорством пытаются «протащить» в Украину давно устаревшую систему «АUDS» производства Великобритании (для интереса: само Минобороны Великобритании принимает на вооружение шесть комплексов системы защиты объектов от БПЛА «Drone Dome» израильской компании Rafael, но вовсе не «АUDS», которую намерены сбыть в Украину за 1 млн. 200 тыс. фунтов стерлингов). Один комплект РЭБ «АUDS» с сомнительными боевыми возможностями по стоимости сопоставим с десятком отечественных комплексов РЭБ разработки и производства предприятий ОПК Украины «Укрспецтехника» и «Проксимус» типа «Анклав»,»Буковель», «Нота», которые, кстати, прошли боевое крещение на войне и эксплуатируются в условиях военных действий на востоке Украины.
Но, похоже, это еще цветочки. На этой неделе в Украину прибыла представительная делегация Elbit Systems Ltd. С целью развернуть совместные программы модернизации парка боевых вертолетов Ми-8/Ми-24. Казалось бы, благое дело. Если бы израильтяне не нацелились выбить из модернизации целый ряд украинских государственных и частных предприятий.
Так группа предприятий во главе с легендарным КБ «Луч» и с прямым участием ПАО «Мотор Січ» разработали и внедрили средства защиты вертолетов против высокоточного оружия, а также подготовили к испытаниям новый комплекс управляемого вооружения 524Р, предназначенный для решения задач круглосуточного обзора, обнаружения, распознавания и автоматического сопровождения и поражения наземных и воздушных, подвижных и неподвижных целей. В ноябре 2017 года на одном из украинских полигонов были проведены успешные испытания отечественного управляемого ракетного вооружения «Барьер-В» с вертолета Ми-8МСБ-В. Фактически результат пусков с вертолета высокоточных ракет, способных поражать цель на дальности 7,5 км, свидетельствует об очередном прорыве украинских создателей вооружений и военной техники. Речь о том, что Ми-8МСБ-В, который является глубокой модернизацией знаменитого Ми-8, подтвердил способность поражать любую бронированную цель управляемой противотанковой ракетой РК-2В разработки ГККБ «Луч», причем в режиме ведения всепогодного боя в любое время суток. На сегодняшний день в ходе испытаний отстреляно 8 ракет, и результатами пусков разработчики и заказчики довольны.
Остается добавить, что разработки реализованы за собственные оборотные средства, а участвуют в них три государственных предприятия ГК «Укроборонпром» и два частных — из состава Лиги оборонных предприятий Украины. «Потенциальный контракт с компанией Elbit Systems Ltd, безусловно, ударит по украинским предприятиям самым разрушающим образом, а израильское оборудование и вооружение обойдется в 4-5 раз больше чем украинское», — сказал автору представитель одного из предприятий отечественного ОПК, добавив, что по данным промышленников, руководство Минобороны склоняется к поддержке импорта. Что, среди прочего, обнулит дальнейшие разработки консорциума предприятий по интеграции в вертолет новой ракеты украинского производства «Альта» — дальностью действия уже 12 км (сопоставима по дальности с израильской ракетой). «Не исключено, сугубо по политическим соображениям, поскольку имеет место давление с израильской стороны на топ-менеджеров правительства», — считает оборонщик. Можно только удивляться тому, что у упомянутых проектов импорта отсутствует предварительная военно-техническая и экономическая экспертиза профильных институтов и ведомств, а говорить о научно-аналитическом сопровождении вообще не приходится.
Но, возможно, дело не только в давлении. Существенная брешь украинской нормативно-правовой базы состоит в том, что изначально созданы преференции для импортеров. Например, украинские предприятия ОПК (как частные, так и государственные) буквально «бьются» за утверждение заказчиком так называемого «РКМ» («розрахунково-калькуляційних матеріалів»), тогда как иностранному поставщику врата открыты настежь. Нет для иностранных компаний и такого понятия как «военная приемка», вернее, она состоит в проверке качества, тогда как украинские предприятия проверяются в отношении каждой потраченной гривны, несмотря на утвержденную цену. В итоге, наши предприятия, как свидетельствуют в ОПК, «подписывают каждый контракт, как первый (то есть, с абсурдным количеством процедур-рудиментов. — В.Б.)», тогда как иностранные компании просто согласовывают цену.
Если так пойдет и дальше, Украина может остаться без оборонной промышленности, ведь такие поставки нам оружия — мед на лезвии ножа... Тем более, что так Киев окажется в полной зависимости от импортеров, которые, к слову сказать, часто прислушиваются к позиции Москвы...
Выпуск газеты №:
№37, (2019)Section
Подробности