Перейти к основному содержанию

«Одесса — Броды» разворачивается на юг

Американский шанс для украинского нефтяного коридора
05 февраля, 00:00

На первый взгляд наработки координационной рабочей группы стран-участниц Договора о сотрудничестве в реализации проекта интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия», заседавшей в Киеве в четверг и пятницу, выглядят даже несколько анекдотически. Координационная группа «родила» рабочую группу, на этот раз по реализации названного проекта, которая будет заседать пять раз на протяжении года, причем впервые — уже через две недели в Будапеште (Венгрия).

И все же тут не до смеха. Слишком это сложное дело — согласовать течение нефтяных потоков через пять стран, имевших до этого весьма отличные друг от друга транзитные тарифы. Правда, именно этот, пожалуй, самый сложный вопрос участниками договора был решен сразу. Напомним, что Украина, Россия, Беларусь, Словакия, Венгрия и Хорватия присоединились к проекту «Дружба — Адрия» в апреле 2001 года. В соответствии с соглашением, сквозной тариф на прокачку нефти в рамках проекта составит $0,64 за тонну на 100 км. Единым оператором проекта (но лишь на первой его фазе, т.е. в пределах 5 млн. тонн) является российская «Транснефть». Российские компании получат возможность экспортировать 5 млн. тонн нефти в год через территории стран-участниц до глубоководного хорватского порта Омишаль. Гарантии по прокачке нефти в рамках проекта предоставили «Тюменская нефтяная компания» и «ЮКОС», являющиеся заказчиками проекта. В результате, надеется председатель «Укртранснафты» Александр Тодийчук, первый танкер может быть отправлен уже в декабре этого года.

Особый украинский интерес к поставкам нефти на Адриатику, откуда супертанкеры могут доставлять ее как в страны Европы, так и в Соединенные Штаты (проект осуществляется не без их благословения, равно как и украинский вариант евроазиатского нефтетранспортного коридора, о котором не раз положительно отзывался посол США в Киеве Карлос Паскуаль), состоит в том, что в этом проекте может быть задействован не только и без того не простаивающий нефтепровод «Дружба», но и нефтепровод Одесса — Броды, у которого пока работает (в реверсном режиме) лишь только небольшой участок (52 км). Построенный без основательного бизнес-плана (им только теперь занимается известная компания ПрайсВотерхаусКуперс), этот нефтепровод пока что остается незагруженным, поскольку все украинские нефтеперерабатывающие заводы уже перешли в руки российских компаний и не нуждаются в каспийской нефти. А выхода в Европу у этой украинской трубы пока нет. Переговоры с Польшей о ее участии в этом проекте имеют, как сказал А.Тодийчук, хорошую политическую поддержку, «политический зонтик», но текст соответствующего межправительственного договора пока не подписан и, возможно, он будет заменен всего лишь декларацией.

Возможно и то, что проект «Дружба —Адрия» будет стимулировать поляков, на рассмотрении которых находится текст соответствующего соглашения, поторопиться. Ведь новый проект, который Тодийчук называет почти готовым обходным путем вокруг Босфора, с каждым днем приобретает все более реальные черты. В частности, украинская сторона преподнесла участникам заседания рабочей группы приятный сюрприз, доложив о прокладке нового, надежного, тридцатикилометрового участка нефтепровода «Дружба» в Карпатах. Правда, украинский оптимизм в отношении способности российских нефтяных «сестер» смириться с проникновением на их рынки, а тем более на рынок США, каспийских «братьев», может оказаться слегка завышенным.

Отвечая на вопрос «Дня», президент предприятия с иностранными инвестициями «ТНК-Украина» Александр Городецкий сказал: «На этот проект я смотрю достаточно критически. Дело в том, что запускается КТК — Каспийский трубопроводный консорциум — и каспийская нефть больше ориентирована на него, чем на магистраль «Одесса — Броды» в сторону «Адрии». По моему убеждению, каспийская нефть вряд ли пойдет в этом направлении. Другое дело — российская. Использовать трубопровод «Одесса — Броды» под российскую нефть — очень практический вопрос. Прецеденты уже есть: ТНК на днях отправила первый танкер через порт «Южный» и готова продолжать работу в данном направлении».

Как считает Тодийчук, российские компании были не очень заинтересованы, но последние переговоры в Киеве «заметно улучшили атмосферу вокруг этого проекта».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать