Одесский нефтеисточник
Несмотря на то, что ценовая ситуация на нефтяном рынке Европы несколько улучшается, обеспокоенная своим, не обеспеченным в энергетическом плане, будущим Европа больше не может мириться с зависимостью от ОПЕК и от ее нефти, частично замещая ее газом, а также планируя диверсифицировать поставки нефти.
Как отмечает журнал «Эксперт», энергетический вопрос для Европы настолько важен, что сама стабильность Евросоюза во многом определяется возможностью наладить постоянные поставки энергоресурсов по приемлемым ценам. И это открывает определенные перспективы как перед Россией, обладающей большими запасами нефти и газа, так и перед Украиной как государством — транзитером энергоресурсов.
Экспорт вне СНГ является самым выгодным для российских поставщиков нефти и газа. Однако существующие мощности выработки и транспортировки выступают ограничителями экспорта. С другой стороны, в Европе небезосновательно считают, что через партнерство с ЕС Россия сможет укрепить свою «гегемонию среди стран СНГ», а также в какой-то мере реанимировать свои позиции в постсоветской Восточной Европе.
Однако политические интересы в данном случае вынужденно отступают на второй план перед экономикой. Половина всей энергии, используемой Европой, импортируется. Ведущее место в этом принадлежит Германии, Франции и Италии. Но экспорт российской нефти сложно увеличить именно из-за ограниченной пропускной способности существующих экспортных путей — терминалов в Черном и Балтийском морях, а также трубопровода «Дружба». Танкеры, идущие из черноморских портов, проходят через загруженный Босфор. Резкое увеличение транзита нефти в связи с деятельностью Каспийского трубопроводного консорциума может привести к установке лимитов на транспортировку российской нефти, идущей из Черного моря в Средиземное. Частично эту проблему, по замыслу России, должна будет решить Балтийская трубопроводная система, конечным пунктом которой является Финский залив. Первый сегмент БТС с пропускной способностью приблизительно в 1/4 от пропускной способности трубопровода «Дружба» должен быть готов к концу 2001 года.
Использование БТС не приведет к отказу от транзита через Прибалтику или Украину, уверяют российские источники, так как нефтяные компании готовы задействовать новые экспортные пути. Но самый интересный из сделанных ими выводов заключается в том, что у России есть реальный шанс выйти на энергетические рынки Европы, при условии, что она договорится с транзитными странами и, в первую очередь, Украиной. Не исключено, что именно такая договоренность стала ценой российских уступок Украине в газовых вопросах.
Об этом же может свидетельствовать и совместное посещение президентами Украины и Польши строящегося украинского нефтетерминала в порту Южном недалеко от Одессы. Ключевой пункт Евроазиатского нефтетранспортного коридора, этот нефтеперевалочный комплекс мог бы стать козырной картой Украины в привлечении нефти в так называемый украинский нефтяной маршрут. Однако строительство коридора ведется неравномерными темпами, в результате чего готовность нефтепровода уже достигает 85%, тогда как на нефтетерминале выполнена едва лишь пятая часть работ. По словам одного из специалистов, разрыв между ними — примерно год. «Труба будет лежать и ржаветь, а терминала, следовательно, и коридора, не будет», — сказал он «Дню». Кроме того, на сегодня еще отсутствуют решения, позволяющие вывести нефтепровод Одесса — Броды к границе Украины, а затем к польскому Гданску и дальше в Европу, на что, по мнению эксперта, потребуется еще год. Но самой острой проблемой является поиск денег для заполнения трубопровода нефтью ($160 млн.). Без этого, по мнению экспертов «Дня», даже и достроенный нефтетерминал в Южном может работать в том же режиме, в котором сегодня работает Одесский нефтяной порт — будет загружать российской нефтью танкеры, направляющиеся к Босфору.
По итогам заседания Совета национальной безопасности и обороны, на котором рассматривался этот вопрос, Президентом Украины был издан соответствующий указ (его стратегическое значение определило гриф «не для печати»), в котором намечены основные направления решения этих проблем. Однако по многим вопросам воз из-за нерешительности правительства и ныне там. Как свидетельствуют сообщения из Одессы, где проходила встреча президентов Польши и Украины, Л.Кучме приходится брать на себя то, что не в состоянии сделать правительство. В частности, ему до сих пор не удалось создать объединение из двух государственных предприятий — «Нефтепровода «Дружба» и Приднепровских магистральных нефтепроводов, что вносит сумятицу и раздоры в ход строительства нефтетранспортного коридора. Не назначен и государственный уполномоченный, который бы координировал работу всех украинских ведомств на этом стратегическом направлении (по слухам, им может стать бывший министр внешних экономических связей и торговли Сергей Осыка). Не начаты переговоры с добытчиками и собственниками каспийской нефти, не видно прогресса в создании международного консорциума по строительству польского участка нефтетранспортного коридора и поиске инвестора для его финансирования. Польша выражает согласие участвовать в строительстве нефтепровода по своей территории, но полностью финансировать его, по-видимому, не собирается.
Выпуск газеты №:
№233, (2000)Section
Подробности