«Опыт, приобретенный на войне, неоценим. Но лучше его уже не применять»
Тарас ЛИТКОВЕЦ — об уроках службы в АТО, боевых побратимах и политических прогнозах
Недавно Тарас ЛИТКОВЕЦ, заместитель декана факультета истории, политологии и национальной безопасности Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки, вернулся из Киева со встречи, возможность которой несколько лет назад не мог и представить. На этой встрече он был капитаном Литковцом, начальником штаба — первым заместителем командира 17-го отдельного мотопехотного батальона 57-й отдельной мотопехотной бригады.
— Ездил в Киев на 5-ю годовщину создания 17-го отдельного мотопехотного батальона, который был создан 23 апреля 2014 года на базе 17-го батальона территориальной обороны «Кировоград». Демобилизованные нашего подразделения ежегодно собираются в Киеве на площади перед Мемориальным комплексом национального музея истории Украины во Второй мировой войне. Мы еще встречаемся ежегодно на этом месте и 31 марта, в день смерти киевлянина, любимца батальона Дмитрия Годзенко (позывной «Годзила»), который погиб в бою за два дня до демобилизации, — рассказывает Тарас. — В этом году юбилей параллельно отмечали также и в Кропивницком, где берет свое начало подразделение. Все было как бы традиционно, и как бы по-новому: радость, объятия, эмоции, воспоминания, душевность, печаль... Вспоминали радостные и грустные моменты, тех, кто не вернулся (боевые потери батальона — 26 человек), звонили по телефону тем, кто несет сейчас службу на фронте, а также тем, кто по состоянию здоровья из-за ранения не смог приехать.
В музее теперь есть отдельные залы с экспозициями, которые посвящены российско-украинской войне на Донбассе. Особенно приятно, что нашему батальону отведено отдельное место в экспозиционном зале, где собраны вещи, рассказывающие о боевом пути нашего батальона. В частности, есть наш санитарно-медицинский автомобиль УАЗ-452А, прошитый сотнями отверстий от пуль и осколков, поскольку постоянно выезжал на передовую за ранеными и погибшими.
В актовом зале музея на фоне демонстрируемых фото и видеоматериалов боевого пути подразделения, кроме командира батальона полковника Александра Щербины и командира 57-й отдельной мотопехотной бригады полковника Дмитрия Красильникова (в составе которого находился 17-й батальон), выступали также волонтеры, представители власти, делились воспоминаниями военнослужащие.
— Общаетесь ли вы с боевыми побратимами не только на таких встречах?
— В этом году съехалось до 80 человек со всех уголков Украины — от Карпат до Донбасса, от Херсонщины до Харьковщины. Между собой побратимы и сегодня поддерживают тесные контакты, хотя и живут на далеком расстоянии друг от друга. Лично я постоянно контактирую приблизительно с несколькими десятками самых близких мне людей, которые были на протяжении службы рядом. А представитель Кировоградской области, с которым я под Горловкой жил в одном «помещении», даже успел уже заочно окончить мой Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки.
— Почему был 5 лет назад создан ваш батальон? Где проводил боевые действия? Вспомните свое пребывание на позициях.
— Итак, в марте 2014 года, в самый разгар оккупационных действий России в Украине, Совет национальной безопасности и обороны Украины принимает решение о создании батальонов территориальной обороны, и в 23.04.2014 году в Кировограде (нынешний Кропивницкий) было создано такое подразделение, а после переформатирования в мотопехотный батальон 57-й отдельной мотопехотной бригады, проведения соответствующего обучения и боевого слаживания воинская часть была направлена в зону боевых действий. За время проведения АТО бойцы батальона принимали участие в боях в таких населенных пунктах Донбасса, как Счастье, Беловодск, Станица Луганская, а с февраля 2015 года защищали Дзержинск (сегодняшнее название — Торецк) Донецкой области, что под Горловкой. Характерно и приятно, что боевая слава батальона хорошо известна по обе стороны линии фронта. Поэтому нынешний кадровый состав подразделения и демобилизованные с боевым опытом действительно является «золотым» запасом ВСУ.
— Какая сейчас там ситуация, там, где вы тогда стояли? Чего стоили наши потери тогдашние?
— К сожалению, линия разграничения не изменилась и боевые позиции на протяжении последних 5 лет существенно не продвинулись вперед... Не от простых военных это зависит, а кроется где-то в коридорах переговоров Минского формата. К сожалению, мой печальный прогноз 2015 года о том, что Донбасс превратится во второе, только более кровавое Приднестровье, подтвердился полностью. И исчезновение этой кровоточивой раны с украинской земли зависит от многих геополитических факторов, о которых рядовые военные и не догадываются. 17-й батальон и сегодня воюет на Донбассе, хотя уже и в другом месте дислокации ООС.
Потери наших бойцов были небесполезны, поскольку ценой жизни таких, как они, Украина смогла остановить нашествие Москвы. Можем вспомнить, как в 2014—2015 годах сепаратисты и военнослужащие РФ писали белой краской на танках и бронетехнике «На Киев!», «На Львов!», а затем радостно размещали эти фото и видеоматериалы в социальных сетях и красовались перед «благодарными и понимающими» тележурналистами из российских телевизионных каналов.
— Существуют ли сейчас в Украине образ воина — как пример для подражания, для почитания? Не напрасным ли было время, проведенное вами в АТО?
— Ценой крови 30 тысяч раненых и жизней 13 тысяч наших граждан мы сохранили независимость и получили определенную историческую преемственность образа воина-защитника Украины во время очередного этапа несколькосотлетней непрерывной российско-украинской войны, которая в очередной раз показала настоящую сущность «братского» соседнего народа. Нынешнее юное поколение теперь имеет настоящие, современные примеры для подражания. Нужно лишь, чтобы государственная власть умела и эффективно использовала этот потенциал в процессе патриотического воспитания подрастающего поколения.
После демобилизации большинство военнослужащих встретили дома помощь и понимание со стороны власти и органов местного самоуправления. За исключением разве что получения земельных участков, которые были обещаны участникам боевых действий. Хотя понимаем, что найти свободную землю для 369 тыс. участников боевых действий в Украине нелегко. Сложнее всего, конечно, раненым, которые годами проходят длительные курсы лечения, протезирования и реабилитации. Отдельную благодарность хочу выразить волонтерам Кропивницкого, Киева, Одессы и Харькова, которые очень помогали нам на фронте и не забывают в мирное время. Без них наша победа была бы невозможной.
Время в АТО было тяжелым, но судьба избрала для этого нас. Я на протяжении года в реальной жизни общался с представителями «глубинки» всех регионов Украины и имею теперь четкое представление о региональной ментальности отечественных историко-этнографических регионов. С большинством побратимов в реальной жизни я бы никогда не встретился и наши жизненные пути не пересеклись, наверное, ни при каких обстоятельствах. Теперь практика такого многообразия политических и социокультурных ментальностей помогает мне в ежедневной профессиональной деятельности. А наибольшей наградой для меня является то, что я остался жив и невредим. Опыт жизненный и военный, приобретенный на войне, неоценим, но надеюсь, что его не придется в будущем применять на практике.
Выпуск газеты №:
№82, (2019)Section
Подробности