Перейти к основному содержанию

Особенный цинизм

Кремль использует пленных как инструмент в своих политических целях
17 ноября, 12:23
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Кремль, что больше года блокирует обмен пленными, вдруг заговорил о необходимости продолжить этот процесс. Но агрессор просто так ничего не делает. Старая бандитская традиция — сначала создать проблему, а затем вроде бы помогать ее решить. Россия напала на Украину, развязала войну и захватила украинские территории. Конечно, ее агрессия сопровождалась и захватом пленных — как военных, так и гражданских лиц. Вспомним показательный и дерзкий захват, а затем и ужасное убийство депутата Горловского городского совета Владимира Рыбака и харьковского студента Юрия Поправки, что сопровождались пытками, чтобы запугать местное население. Именно так начиналась российская агрессия. Подобных преступных захватов и убийств потом будет очень много. Россияне с помощью местных коллаборантов и бандитов таким образом распространяли не только атмосферу страха, а и создавали так называемый обменный фонд, то есть инструмент для давления и шантажа Украины с помощью пленных.

Следовательно, о чем сообщила пресс-служба Кремля. 15 ноября президент России Владимир Путин пообещал обсудить вопрос обмена пленными на Донбассе с лидерами боевиков ОРДЛО. Оказывается, с соответствующим вопросом к нему обратился лидер «Украинского выбора» Виктор Медведчук во время посещений Путиным Ново-Иерусалимского монастыря. И что вы думаете, в тот же день Путин провел переговоры с вожаками бандитов ОРДЛО Захарченко и Плотницким, и они поддержали его инициативу (как будто они способны на что-то другое) обмена заложниками, однако прибавили, что «надлежит еще проработать этот вопрос с представителями украинской стороны». По итогам переговоров в Кремле заявили, что поддерживают проведение обмена пленными.

О чем свидетельствует этот шаг? В первую очередь, это суперцинизм российской агрессивной политики, который уже давно является традиционным для них. Что еще?

Первое — выступая с подобными «инициативами», Путин и в целом Россия пытается позиционировать себя как миротворцев. Здесь и специальный антураж — к Путину Медведчук обратился во время посещений Путиным Ново-Иерусалимского монастыря. Здесь и то, что Кремль традиционно пытается указать, что Киев должен вести переговоры с бандитами из «ДНР» и «ЛНР».  «В последние месяцы Россия изменила свое поведение и вроде бы признала необходимость введения миротворцев на Донбасс на своих условиях, — комментирует «Дню» народный депутат Дмитрий ТИМЧУК. — Многие считают это большим прорывом, хотя, по сути, за этой инициативой, кроме желания что-то продемонстрировать, ничего реального не стоит. Так же и сейчас: заявление Кремля и действия Путина — это пиар, которым они пытаются показать вроде бы заинтересованность в мирных процессах, в частности в обмене пленными».

Второе — попытка показать, что это Украина не выполняет свои обязательства, в частности Минские договоренности. Хотя украинские переговорщики уже давно готовы возобновить процесс обмена пленными, однако его постоянно срывает противоположная сторона, выдвигая какие-то новые и часто абсурдные условия. Украина даже согласилась на непаритетный обмен (кстати, Медведчук заявил об освобождении 306 пленных со стороны Украины и 74 со стороны «ДНР» и «ЛНР»), то есть Киев готов освободить больше людей, в том числе «всех на всех». «Если бы у Путина была добрая воля, то этот шаг давно был бы сделан со стороны Кремля и давно бы могли обменять «всех на всех», как это предлагала Украина, — говорит Дмитрий Тимчук. — Но дай Бог, чтобы сейчас сработал этот обмен, о котором заявлено, и наши ребята были освобождены».

Третье — Путин уже традиционно демонстрирует, что хочет иметь дело в Украине со своим кумом Виктором Медведчуком. Это, скорее, для того, чтобы показать — несмотря на то, что в Минске работает целая гуманитарная группа, вопрос пленных может решать только Медведчук. «Последний, думаю, здесь не играет ключевой роли, — отмечает Дмитрий Тимчук. — Это, скорее, было сделано для того, чтобы специально подчеркнуть его роль и прибавить ему какой-то рейтинг в Украине, или легитимность его деятельности, хотя, по сути, он вроде бы и «никто» — глава общественной организации с непонятной деятельностью».

Как отреагировали на заявление Кремля в Украине? В СБУ сообщили, что не владеют подробностями переговоров Путина с вожаками ОРДЛО. Вместе с тем, в комментарии «112 Украина» пресс-секретарь СБУ Елена Гитлянская заявила: «Нет, не известны (подробности переговоров. — Ред.), но мы надеемся на то, что такие заявления свидетельствуют о готовности разблокировать процесс, и мы, наконец, сможем вернуть наших людей домой. Позиция СБУ всегда была прозрачной, мы готовы менять всех на всех, мы приветствуем любые инициативы, которые помогут нашим гражданам вернуться домой».

Более резкой была представитель Украины в Трехсторонней контактной группе в Минске Ирина Геращенко. Как раз 15 ноября в столице Беларуси прошел очередной раунд переговоров в рамках ТКГ. «В гуманитарной подгруппе призывала немедленно разблокировать освобождение заложников, ведь уже 14 долгих месяцев нет ни одного освобожденного, — пишет у себя в FB Ирина Геращенко. — Мы давно готовы передать всех, кого позволяет украинское законодательство, чтобы забрать подтвержденных украинцев. Мы делали эти предложения еще несколько месяцев назад, повторили и сегодня в разных форматах, не только в Минске. Но мы не пойдем на шантаж и не можем отпустить на свободу тех, кто никоим образом не подпадает под действие Минских соглашений, например, «беркутовцев», которых подозревают в убийстве Героев Небесной Сотни. Жестко затронула вопрос освобождения подростков из Ясиноватой, трагические судьбы которых уже попали в рапорт ООН относительно детей и конфликтов. Ребята содержатся боевиками 15 месяцев, несмотря на обещание отпустить детей домой».

По данным Ирины Геращенко, боевики ОРДЛО удерживают в заложниках 152 человека. Кроме того, около двух десятков граждан Украины находятся в тюрьме в России по политическим мотивам. Последних Москва также использует в качестве инструмента шантажа или торговли в переговорах. Причем не только с украинской стороной, а на международной арене. Недавно, как известно, были освобождены крымские татары Ахтем Чийгоз и Ильми Умеров, которых судил оккупационный суд в Крыму, что стало результатом договоренностей Путина с турецким президентом Реджепом Эрдоганом. Других украинских заключенных пока не удается освободить, в частности идет речь о режиссере Олеге Сенцове. Его адвокат Дмитрий Динзе сообщил на днях, что Олег, находясь в колониях РФ, сильно похудел, плохо питается, и у него начались проблемы с сердцем (hromadske.ua).

«Думаю, в отличие от миротворческой миссии, где Украина должна жестко стоять на своих позициях, поскольку то, что предлагает Москва, это фикция и больше ничего, в вопросе освобождения наших пленных, под разным соусом мы должны делать все, чтобы их забрать оттуда, — подытоживает Дмитрий Тимчук. — В этой ситуации нужно подождать 29 ноября, когда должны состояться очередные переговоры в Минске. Тогда будет понятно, каким образом состоится этот обмен и состоится ли вообще».

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать