От Батьківщини к Родине (новая инициатива Табачника)
В кругах украинской интеллигенции, позиционирующей себя как либеральная, господствует убеждение в ошибочности лозунга «Одно государство — один язык»В кругах украинской интеллигенции, позиционирующей себя как либеральная, господствует убеждение в ошибочности лозунга «Одно государство — один язык». Нельзя связывать языковые вопросы с политическими, отмечают либеральные историки и политологи.
Зато их российские коллеги придерживаются противоположной точки зрения. Они трактуют язык как мощное орудие политического влияния и считают, что именно в такой функции его нужно использовать для восстановления позиций России в образовавшихся на постсоветском пространстве странах с целью стимулирования реинтеграционных процессов.
В подтверждение приведу несколько красноречивых цитат из автореферата защищённой в прошлом году в Москве диссертации политолога Станислава Олеговича Болтовского «Сохранение и развитие русского языка в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве».
«В современном мире, — пишет С.Болтовский, — язык стал важным политическим фактором. Он широко используется в качестве средства политического воздействия и влияния. При этом язык используется и как орудие, и как объект политики. В качестве орудия политики язык выступает как инструмент действия на общество для достижения определенных политических целей».
И дальше: «Сохранение и развитие русского социокультурного пространства на постсоветском пространстве в целом, и русского языка в частности, имеет важное значение с точки зрения национальных интересов России в ближнем зарубежье. Укрепление позиций русского языка выходит за пределы сугубо гуманитарной проблемы и имеет широкий социально-экономический и политический контекст».
И последняя цитата: «Действие центростремительных тенденций, порождаемых мировым кризисом, который обнажает несовершенство вестернистской модели развития, безусловно, оказывает влияние на укрепление позиций русского языка, так же как в целом дает определенный «карт-бланш» России в попытке восстановить прежнюю полноценную позицию в регионе».
Как видно из диссертации С.Болтовского, тема «Положение русского языка на постсоветском пространстве» выделилась в самостоятельное направление научных исследований еще с середины 90-х годов. Судя по солидному перечню монографий, опубликованных за это время, Российское государство не жалеет денег на проработку этой темы. В 2008 году фонд «Наследие Евразии» провел большое комплексное исследование «Русский язык в новых независимых государствах». Исследование распространялось на все четырнадцать независимых государств, где российские ученые изучали такой круг вопросов: статус русского языка, языковая среда, политика в сфере образования, русскоязычные СМИ. Доныне они регулярно, раз в шесть месяцев, проводят опрос в странах постсоветского пространства, что «позволяет в динамике отслеживать изменения в уровне использования русского языка в ближнем зарубежье».
То, что подобные русские социолингвистические наработки не ограничиваются сугубо теоретическими задачами, а имеют непосредственное практическое воплощение, свидетельствует о совпадении во времени проведения вышеупомянутого комплексного исследования с началом наступления на украинское образование в восточных областях Украины. Как отмечает Ирина Магрицкая, именно в 2008 году начали ликвидировать украинские классы и школы на Луганщине — в Луганске, Рубежном, Лисичанске, Красном Луче. В сельских школах начали вводить уроки русского языка. Тогда же посол Российской Федерации в Украине Виктор Черномырдин подарил луганским пятиклассникам восемь тысяч учебников для чтения «Страноведение. Россия. Путешествие по Руси и России во времени, пространстве и языке».
Таким образом, в непровозглашенной языково-информационной войне за украинские территории «Русский мир», оккупировав средства массовой информации Востока и Юга еще при президентстве Кучмы, в период президентства Ющенко начал воплощать план наступления на другую важнейшую для будущего страны сферу — сферу образования, сделав прорыв слабых звеньев в восточных областях.
Однако настоящего успеха руководители «Русского мира» добились после прихода к власти Партии регионов и Януковича. Им удалось взять под свой контроль главный стратегический объект — Министерство образования, науки, молодёжи и спорта. Его глава даже не считает нужным скрывать, что отстаивает на этом посту национальные интересы России и в поте лица работает на восстановлением ее «прежней полноценной позиции в регионе». Правда, как свидетельствует ряд журналистских расследований, при этом господин министр не забывает и о своём частном интересе.
Очень удачно вписывается в неоимперский политический проект реинтеграции Украины и недавняя инициатива Табачника относительно проведения Всеукраинского ученического конкурса по русскому языку «Лукоморье» для учеников 2-11 классов общеобразовательных учебных заведений. Для этого конкурса Табачник, очевидно, завезет в Украину уже не восемь тысяч, как Черномырдин на Луганщину, а несколько миллионов учебников «Страноведение. Россия. Путешествие по Руси и России во времени, пространстве и языке», чтобы его изучали все украинские дети. И все они, как, очевидно, планирует министр, двинутся под его мудрым руководством в виртуальные странствия «по Руси и России», которые выведут их из Батьківщини и приведут к пункту назначения — в лоно «Великой Родины». И, конечно же, детей не будут пугать упоминаниями о том, какой увидел «Великую Родину» ее же подданный Н.Радищев ещё в ХVІІІ веке в своём «Путешествии из Петербурга в Москву» — как «чудище обло, огромно, стозевно и лаяй». Потому что «чудище» и в ХХІ веке не собирается уменьшаться ни в размерах, ни в аппетитах.
Выпуск газеты №:
№11, (2013)Section
Подробности