Перейти к основному содержанию

От педагогики авторитаризма — к «детоцентризму»

20 февраля, 00:00
Для чего «разваливать» старую и испытанную временем систему образования в Украине? Какой учитель сегодня нужен школе? Можно ли обеспечить равный доступ к качественному образованию в стране неравных возможностей? Сколько детей должно быть в школьных классах? Как избавиться от коррупции в образовании? На все эти вопросы отвечает гость «Дня» министр образования и науки Василий КРЕМЕНЬ.

ОБРАЗОВАНИЕ В КРЕДИТ

— Сегодня у огромного количества детей имеются проблемы с получением качественного образования, даже если эти дети очень способные. Как можно получить равный доступ к качественному образованию в нашем обществе, которое не только поляризовано, но где-то и разобщено? В стране, где существуют школы для бедных и школы для богатых?

— Безусловно, в обществе неравных людей с неравными возможностями трудно иметь абсолютно равный доступ к качественному образованию, однако мы пытаемся в определенной степени сделать это равенство возможным. В 1986 году у нас было 176 студентов на десять тысяч населения. В этом учебном году у нас 348 студентов на те же десять тысяч, из которых половина учится бесплатно. Количество студентов, которые не платят за обучение, у нас не изменилось. Другое дело, что мы еще добавили за оплату такое же количество мест. Получение высшего образования у нас стало массовым явлением, сейчас студентов вдвое больше, чем было при советской власти, это я говорю о вузах третьего и четвертого уровня аккредитации. В техникумах и колледжах количество студентов с советских времен почти не изменилось.

Я получаю много писем, в которых родители просят помочь перевести их ребенка с платной формы обучения на бесплатную. Далеко не все, кто платит за обучение, — богатые люди. Мы ищем возможности материально поддержать тех студентов, которые поступили на платное обучение, но родители которых не могут продолжать финансировать обучение своих детей. В ближайшее время должно быть принято Постановление Кабинета Министров о кредитовании высшего образования. Раньше мы пытались делать это только с первого курса, а теперь студенту будет предоставлена возможность получить этот кредит уже на любом году обучения. Безусловно, при определенных условиях — хорошей учебе и социальной незащищенности. Также министерство выходит с предложением ввести кроме академических стипендий, зависящих от оценок в учебе, еще и социальные стипендии, которые будут предоставляться независимо от результатов учебы в связи с социальным положением студентов. Есть студенты, которые на первых курсах учатся с низкими результатами из-за невысокого уровня школы, которую они заканчивали, им нужно помочь догнать однокурсников, поддержать их. Мы знаем много таких примеров, когда сельские дети на старших курсах так выравнивались, что опережали и выпускников престижных городских школ.

А еще я мечтаю о создании и утверждении Образовательного банка. Это предоставило бы возможность родителям с самого момента рождения ребенка экономить средства на его будущее обучение. Если ребенок оказался бы настолько талантлив, что смог бы поступить на бесплатное обучение, то эти сэкономленные на образование деньги остались бы просто в семье. Этот банк мог бы давать деньги на обучение в кредит в случае, если бы их не хватало для прохождения полного курса высшей школы. Нужно создавать множество финансовых источников для получения высшего и профессионального образования нашей молодежью, чтобы каждый ребенок, независимо от материального положения своей семьи, смог найти нишу для финансирования его обучения в вузе. Со временем предпринимательские структуры по мере своего развития могли бы готовить для себя специалистов, оплачивая их обучение. Конечно, лучший вариант — это когда государство предоставляет возможность каждому получать высшее образование бесплатно. Но ведь мы понимаем, что, в ближайшее время, наше государство этого сделать не сможет.

Относительно качества образования. Любой процесс, который является массовым, в качественном отношении не может не быть разнообразным. У нас есть определенный государственный стандарт, и мы должны добиться, чтобы этот стандарт обязательно реализовывался во всех учебных заведениях. А работать выше этого стандарта никто не запрещает.

— Но ведь кому эти стандарты реализовывать? В школах продолжается процесс вымывания активных деятельных учителей, педагоги продолжают превращаться в «челноки» для торговли, находить другие места работы. Кроме того, что из школы вырвались наиболее инициативные, те, которые остались в образовании, имеют сегодня очень ограниченные возможности для саморазвития, для этого у них просто нет денег — ни на книгу или газету, или на другие виды доступа к знаниям. Речь идет о том, что болит больше всего — об уровне оплаты учителей, о поддержке престижности этой профессии. Раньше вы поднимали вопрос о предоставлении учителям статуса госслужащих. Ваше отношение к этой идее сегодня?

— Проблема учителей-«челноков» существует и сегодня, особенно в западных и восточных областях, где учителя ищут работу получше в других сферах. Часто у нас просто не хватает учителей, а среди тех, кто работает в школе, очень велик процент педагогов старшего поколения. При всем уважении к ним, я считаю, что такие возрастные диспропорции негативно влияют на положение образовательной деятельности. Кроме того, чтобы модернизировать образование, нужно, чтобы было больше молодежи среди учителей. Молодежь скорее адаптируется и несет в себе требования времени, даже не всегда осознавая это.

Когда-то я был сторонником того, чтобы предоставить учителям статус госслужащих. Поразмыслив, я несколько изменил свои взгляды. Я за то, чтобы учителям передать все позитивы, которые предоставляет статус госслужащего (пенсионное обеспечение, более высокий уровень зарплаты). А негативы — не передавать. Я имею в виду запрет работать одновременно как в школе, так и в другом месте.

— Но ведь этот статус предоставил бы учителю возможность получить некоторые небольшие социальные гарантии...

— Да, об этом и идет речь — взять позитив от статуса госслужащего. Все три года, которые я работаю на должности министра, мы шли навстречу учителям, как только могли. До 2000 года не было в течение пяти лет ни одного повышения оплаты труда педагогов, начало 2000 года ознаменовалось 120 миллионами задолженности учительству. За это время удалось на 80% повысить заработную плату педагогам. Безусловно, существующий уровень оплаты труда не может удовлетворить ни учителя, ни государство, ни ученика, потому что он не соответствует ни качеству, ни количеству вложенного труда, а также не соответствует значимости той функции, которую выполняет учитель. Беда здесь и в том, что учитель не может купить ни профессиональный журнал, ни другую литературу, даже одеться определенным образом, чтобы прийти в достойном виде в класс. Это очень вредит современному состоянию образования и закладывает фундамент для отставания образования в будущем. Такое неуважение к педагогу сказывается и в том, что зачастую в педагогические вузы лучшие выпускники школы просто не идут. Из нелучших выпускников трудно сделать отличных учителей. Необходимо сформировать общественное мнение значимости учителя, чтобы не нашлось человека ни среди депутатов, ни на властном правительственном Олимпе, который бы не способствовал максимальному увеличению расходов на образование. За большую работу по формированию такого общественного мнения я очень благодарен именно вашей газете.

«РАСКРЕПОЩЕНИЕ» УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА

— Вообще я бы хотел в значительной мере раскрепостить учителя от внутренней и внешней зажатости и ограничений. Это обусловлено и тем, что жизнь у нас была такая. Бывает, что учитель не готов работать творчески только потому, что привык, чтобы все было расписано в определенных инструкциях, выполнение которых очень жестко контролировалось. Мы сегодня должны дать учителю больше свободы. Министерство во время проверок в областях обнаруживало, что от школ на местах требовалось много такой писанины, которой министерство никогда не требовало. Мы от школы ничего не требуем, я даже в прошлом году запретил интересоваться успеваемостью учеников в той или иной области, в той или иной школе. Только Указами, законами невозможно повысить статус учителя. Общество должно осознать, что от учителя зависит его будущее и что статус учителя должен быть высоким.

Сейчас учитель стал другим, раньше у него был авторитет, потому что он был почти единственным источником информации. Теперь некоторые ученики знают больше учителей, потому что очень велик поток информации. Учителю не нужно этого стесняться, потому что он сегодня в большей степени выступает в качестве сопровождающего ребенка в процессе познания, помогает ориентироваться в тех огромных массивах знаний, которые накопило человечество. Многие учителя у нас сегодня к такой функции не готовы, потому что мы вышли из тоталитарного общества, где господствовала авторитарная педагогика, где поднимали, спрашивали, приказывали... Мы должны видеть стратегические пути, но это не означает, что мы уже завтра достигнем желаемого.

В ближайшее время мы отработаем новую парадигму подготовки учителя, который мог бы перейти на личностно-ориентированную педагогику, перейти от педагогики авторитарной к педагогике толерантности. Что такое образованность сегодня? Раньше образованным человеком считали человека, имевшего определенную сумму знаний. Сегодня это уже не критерий образованности. Кроме суммы знаний нужна еще и способность самостоятельно учиться, ощущать в этом потребность и использовать эти знания, общаться с людьми, исходя из своих знаний психологии, относиться к государству с учетом своих знаний политологии, то есть быть человеком, который всю свою жизнедеятельность строит на полученных знаниях.

— Сейчас общественные науки иногда преподают те, кто в прошлом преподавал историю КПСС. Есть ли в этом проблема?

— Учебники, программы по истории Украины мы разработали, и они соответствуют современному состоянию достижений исторической науки. Что же касается личных убеждений, то, к сожалению, есть часть преподавателей, которые никак не могут изменить свою личную оценку исторического прошлого и

— Вы иногда не ощущаете, что когда учителя слышат слово «рывок», то все они «вжимаются» в кресла и думают о том, что хорошо вам быть реформатором в Киеве. Новые смелые и радикальные шаги далеко не всегда горячо приветствуются. Люди, как правило боятся, что новые планы изменят их уклад жизни, но не создадут достаточно возможностей для достижения цели. Как вы оцениваете готовность учительства к новым шагам по реформированию образования? Или вы хотите не обращать внимания на сопротивление и старую систему таки доломать?

Раньше мы не столько готовили ребенка к жизни, сколько готовили ребенка, который все знает. Школу воспринимали как учреждение, которое дает знания, а я считаю, что школа — это учреждение, которое содействует становлению личности в ребенке, содействует готовности к жизни в широком понимании этого слова. Воспитательный процесс — это не какие-то отдельные мероприятия, это каждое общение с ребенком любого учителя. Когда говорят, что не нужно в образовании ничего ломать, что у нас все хорошо, я привожу всегда такой пример, — ребенок в первый класс идет с удовольствием, а через несколько лет больше половины детей уже не хотят ходить в школу. Ведь в школе они заняты самопознанием и познанием мира. Почему же этот процесс становится неинтересным? Не все хорошо в нашем школьном доме. Там еще бывают случаи запугивания и унижения детей, используется методика принуждения вместо сотрудничества. Имеют место и случаи детского самоубийства от перегрузки, от психологической атмосферы в школе, в семье... Школу нужно очеловечить. Содействовать развитию детоцентризма, когда дети находятся в центре внимания общества, которое содействует становлению личности ребенка. Мы еще не привыкли видеть в ребенке личность, уважать в нем эту личность. А это должно быть на уровне закона, потому что со дня своего рождения ребенок уже живет, а не только готовится ко взрослой жизни. Ребенок нуждается в защите своих прав больше, чем взрослые, потому что у него для этого меньше возможностей. Думаю, что действительно, как уже не один раз отмечал «День», нужно на телевидении инициировать программу, где дети были бы основными участниками в обсуждении своей жизни.

СТАВИМ ЭКСПЕРИМЕНТ НАД... КОРРУПЦИЕЙ

— В школах, лицеях, вузах — везде говорят о плате за оценки, о вымогании преподавателями денег с учеников и студентов. Насколько нам известно, наибольший размах коррупция в образовании приобрела именно в Киеве. Маленькие города более бедные и более целомудренные. В Киеве, конечно, сложно все проверить, но информации, которую все мы получаем от своих знакомых, просто невозможно не верить. Понятно, что одномоментно от этого явления не избавиться, но говорить об этом честно нужно, потому что со временем получим таких специалистов, которые будут считать коррупцию нормой. Как это разорвать?

— Вынужден согласиться, что значительная часть вузов действительно коррумпирована. Причем, как я уже говорил, в мои студенческие годы невозможно было даже представить коррупцию на этапе сдачи семестрового экзамена. Образование не может быть отделенным от жизни в обществе. В коррумпированном обществе очень сложно, а может и совсем невозможно, иметь образование абсолютно некоррумпированное. Мы должны пытаться побороть коррумпированность в обществе в целом, однако нужно делать решительные шаги и в образовании. В прошлом году во время выпускной кампании в школах и вступительной в вузы в министерстве работала «горячая телефонная линия». Мы систему поступления в вузы модернизировали, чтобы хоть как- то уменьшить угрозу коррупции. Мы развели во времени поступление в учебные заведения в зависимости от уровня их аккредитации, позволили одновременно сдавать экзамены в несколько вузов. Это не понравилось тем ректорам, деканам, которые привыкли формировать большую часть студентов еще до начала вступительной кампании. В этом году, я думаю, мы проведем эксперимент по поступлению в вузы (если успеем разработать тесты) на основе анонимного тестирования в независимых центрах. Но здесь нужно отработать защиту от коррупции в самих этих центрах.

Я со своими коллегами намерен изменить тип организации учебного процесса в высшей школе. У нас сохранился советский тип организации учебного процесса с очень жесткой системой, когда студент обязательно должен изучать определенный перечень предметов по определенному плану. Тестирование свидетельствует, что значительное количество занятий студентами просто бы не посещалось, иногда только потому, что лектор преподавал свой предмет не на должном уровне. Поэтому мы хотим внедрить кредитно-модельную систему организации учебного процесса. По-видимому, уже со следующего учебного года в экспериментальном порядке начнем со Львовской политехники. Студент получит возможность определенного выбора предметов из групп общеобразовательного характера, профессионального характера. В рамках каждой группы предметов можно будет выбрать то или другое количество кредитов. Эти кредиты к финансам никакого отношения не имеют. Речь идет только о количестве предметов, которое можно будет выбирать из каждой группы дисциплин. Это важно еще и потому, что такой шаг приблизит нашу систему образования к европейской. В 1999 году министры образования западноевропейских стран подписали Болонскую конвенцию, согласно которой взяли на себя обязательства стандартизировать высшее образование в странах Европы. Если Украина также подпишет эту Конвенцию, то наш студент с определенным количеством этих кредитов сможет ехать в любое из зарубежных учебных заведений, например, на год-два, а потом возвращаться и подключаться к учебе в своей стране, или наоборот. Такая система поможет нам также оставить за пределами университета тех преподавателей, которые не владеют на современном уровне своей профессией и не соответствуют требованиям времени, потому что студенты к таким преподавателям просто не будут записываться на учебу. Но это очень серьезная вещь, к которой мы будем идти пока что только через эксперимент. Мы также должны задействовать студенческое самоуправление для борьбы с преподавателями, которые занимаются поборами. Но ведь встречаются и студенты, которые сами предлагают деньги за оценки...

Мы проанализировали все обращения граждан в министерство по поводу фактов коррупции в образовании, и я могу отметить, что таких обращений в последнее время стало меньше. Будем повышать ответственность ректоров вузов за действия преподавателей учебного заведения, а тех, кто не сможет навести порядок в своем учреждении, будем освобождать от должности. это отражается на их преподавании материала студентам. Но с этой проблемой должны разбираться руководители кафедр на местах.

— Мы не хотим снова иметь единый «правильный» эталон и выставлять из общества людей, которые иначе думают. Люди имеют свои убеждения и имеют на это все права. А вот что касается преподавания предмета? Можно ведь давить авторитетом и требовать «правильного» ответа путем оценки. По-видимому, здесь действительно нужна широкая общественная дискуссия.

— Я приветствую исторические дискуссии на страницах вашей газеты и книгу «Украина Incognita». Для студента, преподавателя, старшеклассника эта книга очень важна. Важна еще и потому, что исторический процесс в ней не только объективно показан, но и подан в легко читающемся художественном оформлении. Мы будем содействовать распространению этой книги в системе образования Украины.

ИЗБЫТОЧНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НЕ БЫВАЕТ

— Сегодня школа уже не может складываться только из стен, парт, учебников. Сегодня не может быть хорошей школы без компьютеров и возможности выхода учеников в сеть Интернет. Есть ли уже такая программа «Отечественный компьютер — отечественной школе»?

— Существует программа компьютеризации сельской школы и информатизации среднего образования. Государство взяло на себя выполнение определенной части программы по компьютеризации, чтобы продемонстрировать насколько это важно, а дальше реализовывать эту программу нужно уже на местах. В Киеве, Запорожской области, Ривненской, Волынской, Полтаве с компьютерами в школах лучше, чем в других местах. Мы в министерстве сейчас активно занимаемся созданием электронных учебников. В этом году, я думаю, несколько десятков таких учебников уже выпустим для средней школы. Но электронный учебник — это не сканирование обычного учебника, это новый тип представления учебного материала даже в своей основе. Компьютеры сегодня нужны для изучения любого предмета, от математики до истории. Это способ индивидуализации учебного процесса. В марте в Верховной Раде пройдут слушания по инициативе комитета образования и науки о состоянии профессионального образования в Украине. Будем создавать профессионально-технические лицеи, потому что обществу они очень нужны, а слово «пэтэушник» уйдет в историю. Нужно внести изменения в законодательство, которые позволят более эффективно работать самому профессиональному лицею. Необходимы льготные условия для реализации продукции профессионально-технических заведений, чтобы предприятия, для которых готовятся работники определенной специальности, заботились об укреплении материально-технической базы учебного заведения. В следующем учебном году мы сделаем рывок в приближении обучения к ребенку с точки зрения внедрения профильного обучения, и мы уже разрабатываем планы, как мы сможем это сделать.

— Мы, конечно, будем прислушиваться к учительству, но не будем слепо идти за господствующим мнением или ждать, пока в полном объеме сформируется общественное мнение педагогов. Это означало бы идти пастухом сзади. А мы считаем, что руководитель любой сферы должен быть где-то несколько впереди. Проблема адекватности изменений и соответствующей готовности и поддержки со стороны педагогов этих изменений чрезвычайно сложна и важна. Я это ощутил во время перехода к 12- балльной системе оценивания. Вы, по-видимому, помните, какая была сначала критика. Мы начали реформы, может, и неожиданно для значительной части людей. Тогда, когда мало кто еще знал, что во всем мире так — 20, 12, 100, 50 баллов, что есть страны, где по каждому предмету свое количество баллов. Вообще сфера образования по своей природе консервативна, но у нас она консервативна даже в квадрате или даже в кубе, в силу консервативности прежнего общества. И это проблема. Мы вступаем во время, когда любое общество вообще не может жить без изменений. В XXI веке изменение знаний, изменение информации, изменение технологий происходит быстрее, чем проживает свою жизнь одно человеческое поколение. Я хочу сказать всем гражданам страны, что если они хотят быть успешными, то должны быть готовыми к постоянному созданию изменений и восприятию изменений.

В современном мире высшее образование меняет функцию. Оно перестало быть только способом подготовки специалистов народного хозяйства. Оно все больше и больше становится обязательной нормой развития человека. Это помогает нации готовиться к научно- информационным технологиям. Избыточного интеллекта в обществе просто не может быть. Безусловно, не все трудоустраиваются, но это не вина образования. Это беда экономики, а также уровня развития человека. Получение диплома еще не является пропуском к обеспечению хорошей карьеры. Среди тех, кто знает несколько иностранных языков, хорошо владеет компьютером и профессией, вы не найдете безработных.

«ЛИКБЕЗ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

— Вы такие прекрасные перспективы нам нарисовали, но в жизни мы часто видим несколько другое. Мой ребенок первого сентября пошел в первый класс. Школа наша не самая лучшая, но далеко и не худшая. Новую систему образования наша семья сейчас испытывает на себе. В нашем первом классе больше 30 ученико и руководство школы говорит, что с целью экономии бюджетных средств Минобразования дало указание набирать в класс не меньше 30 детей. Это в целом результат недофинансирования или влияют какие-то другие факторы?

— Безусловно, что недофинансирование образования ощущается во всем. Начиная с наполненности классов, компьютеров, зарплат педагогов. Но вам не совсем правду сказали, что министерство образования и науки требует комплектовать классы не меньше, чем по 30 детей. Согласно нашим нормам, в классе может быть не менее 21 ребенка. Вместе с тем, этот вопрос решается органами власти на местах. Я вам скажу, что в областях (в Киеве этого нет) идет по восемь — десять детей в класс, я имею в виду сельские школы. Городские власти в Киеве могут также уменьшить число учеников в классах, и министерство против этого не возражает, а малое количество детей в классах будет только всячески поддерживать. Средства на школьное образование выделяются из местных бюджетов, Министерство образования и науки не финансирует ни одну школу ни одной гривней. Согласно бюджетному закону — это функции органов власти на местах, и они имеют полномочия увеличивать или сокращать как количество школ, так и учеников в классах. В Украине 21,3 тысячи школ и министерство не руководит каждой школой.

Мы должны формировать мнение общественности, что образование — это не просто какая-то сфера, а это общенациональное дело. Мы издали приказ и все время пытаемся стимулировать идею создания в каждой школе попечительского совета, который бы состоял не из родителей учеников и директора школы с учителями, а из авторитетных людей микрорайона. Чтобы этот совет имел две функции — помогать и контролировать школы и чтобы быть членом этого совета было престижно. Я за то, чтобы школы имели свои личные счета, а не счета отделов образования.

— Правомерно ли сокращение педагогических кадров в школах сразу после очередного повышения зарплаты? Известны случаи, когда предлагается в коллективах выбирать, кто покинет школу. Это просто провоцирует «каннибализм»...

— За три года пребывания на должности министра во время повышения заработной платы ни разу не происходили такие сокращения. Раньше такое явление действительно имело место, когда увеличивалось количество учеников в классах и увольняли учителей ради экономии.

— Пользуется ли министерство своим правом как-то оценивать те кадры, которые руководят процессом образования на местах? Очень часто (в областях, городах) в управлениях образованием находятся люди, которые занимаются такой бюрократией, которая только мешает педагогам нормально работать.

— Определенные возможности у министерства есть, но очень слабые. Назначается начальник районного, областного, городского управления образованием соответственно руководителем того или иного уровня. Начальники областных управлений образования и науки и руководители Киевского и Севастопольского управлений образования назначаются также соответственно на местах, но только их назначение согласовывается с министерством. Так что влияние мы имеем на образовательную вертикаль недостаточное. В прошлом году мы одного из начальников управления образованием сменили, но уволили руководителя только тогда, когда заслушали на Коллегии положение вещей, когда после проверки специальной комиссией направили протокол из Коллегии в местные органы управления, только тогда добились увольнения этого начальника с должности.

В Министерстве образования есть специальное подразделение, правда небольшое, которое отвечает за связь на местах. Создана государственная инспекция в министерстве, которая время от времени выезжает для проверок. Учителя могут обращаться и в инспекцию, и писать мне лично. В зависимости от характера обращения я или мои заместители разбираются с этими письмами. Мы столкнулись с такой проблемой, что в ряде регионов родители и их дети хотят обучаться на украинском языке, а учителя и директора школ часто не готовы к этому. Считаю, что в Крыму мы должны в русских школах вводить классы с украинским языком преподавания, потому что открывать сразу украиноязычные школы чрезвычайно сложно и для этого нет материальной базы. Образование в нашей стране должно приобретать все больше и больше украиноязычный характер.

УКРАИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЕВРОПЕЙСКОМ КОНТЕКСТЕ

— Какие школы в других государствах вам больше нравятся?

— Европейская высшая школа сейчас взяла за основу американскую систему образования. Эта ступенчатость, которая у нас уже работает — это из этой системы. Система же профессионально- технического обучения больше всего мне нравится в Германии. Там есть возможность готовить специалистов на последних образцах современной техники, потому что учебные заведения получают их первыми. Средняя школа в Германии тоже хорошая, а лучшей средняя школа считается в Швейцарии и Британии. Но это очень дорогие школы. В Швейцарии содержание ребенка в течение года и его обучение стоит 40 тысяч долларов.

— В последнее время те, кто имеет возможность, своих детей отправляют учиться за границу. По вашей информации, довольны ли были родители этим образованием?

— Не все довольны, даже были случаи, когда обращались с просьбой подобрать для возвращения в Украину хорошую школу. Учеба в другой стране и возвращение на родину — это обогащение определенным жизненным опытом, хотя у нас есть не худшие школы, а если бы у наших школ еще имелись такие большие деньги, то мы бы сделали даже лучше. Вообще по количеству знаний мы среди лучших школ в мире, но ведь наша школа, как и наше общество, болеет закрепощением ребенка и его неспособностью к творческой деятельности на основе полученных знаний.

— Интересно, а как перестраивается система образования у одного из наших ближайших соседей — России?

— Весной с министром России будем обсуждать опыт модернизации образования в наших государствах. В России во многих регионах уже введено тестирование как единый государственный экзамен по окончании школы и для поступления в вуз. Но я немножко побаиваюсь повального тестирования, чтобы оно не привело к таким изменениям в учебном процессе, когда обучение сведется к натаскиванию на тесты. Переход на 12- летнее обучение в России только начнется, но проходить будет более динамично, без растягивания на 12 лет, как задумано у нас. В России обсуждается вопрос о баллах оценивания, идет дискуссия о 10, 12 и 20 баллах. Они также будут вводить профильную старшую школу.

— Часто российские политики говорят, что в Украине русскоязычные дети не могут учиться на русском языке, что сейчас в нашей стране никто не изучает русскую классику, потому что она составляет только раздел курса зарубежной литературы.

— Я считаю, что политики, которые это утверждают, разыгрывают определенную политическую карту, ориентируясь на определенные настроения и неосведомленность части россиян. В 1991 году меньше половины детей Украины учились на украинском языке, сегодня эта цифра составляет 74%, то есть каждый год количество школьников, которые учатся на украинском языке увеличивалось на 2%, этот процесс будет продолжаться и дальше. Этнических россиян в Украине насчитывается около 17%, а на русском языке обучается почти 25% школьников, остальные, то есть 1%, — уже на польском, румынском, болгарском...

Что касается высшей школы. В вузах Крыма, Донбасса и в определенной части других областей в значительной мере остается преподавание на русском языке. Мы будем все делать, чтобы украинский язык возобладал и там. Но мы не будем терять возможности преподавать в вузах Украины и на русском языке. Внедряем преподавание на французском, английском языках. Довольно много иностранцев приезжают к нам на учебу в Крымский медицинский университет, потому что там налажено преподавание на английском языке. Мы хотим, чтобы было больше вузов, где можно было бы весь цикл преподавания вести также и на английском языке.

— Редко, но в последнее время были случаи негативного отношения к иностранным студентам. Иностранные студенты недовольны условиями жизни в общежитиях. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Я за расширение привлечения к обучению в Украине иностранных студентов. Это и средства для государства, и влияние Украины на будущее, это авторитет Украины. Например, президент Монголии — выпускник Одесского университета пищевых технологий, четыре болгарских премьер- министра учились в Одессе, руководитель парламента Вьетнама — выпускник Донецкого политехнического института. Это же влияет на отношение к нашему государству. В последние годы количество иностранных студентов увеличилось, больше всего сейчас у нас студентов из Китайской Народной Республики. В прошлом году на подготовительное отделение их приехало к нам больше двух тысяч и в следующем году это количество должно увеличиться. Я осуждаю ксенофобию, которая носит бытовой характер. А если бы это наши дети попали в совсем другие условия, находились далеко от родителей?

Знаю ректоров, которые сделали хорошие общежития, но они, конечно, дороже стоят. Министерство создало в Киеве центр по привлечению к обучению в вузах иностранцев, в некоторых странах при посольствах также будет вестись работа по привлечению в Украину граждан других государств. В Китае активно проводит эту работу ассоциация выпускников украинских учебных заведений. В мире удивляются образованности украинцев. Но этот уровень образованности нужно и сохранять, и развивать. Как только мы создадим экономические и политические предпосылки для движения капитала и инвестиций в нашу страну, то этот капитал станет попадать к нам, потому что у нас будет наиболее развитая, высококвалифицированная рабочая сила. И главное, каждый из граждан Украины состоится как личность и проживет более счастливую жизнь.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать