Памятка «слуги народа»
Правду говорят, что совершенствованию нет предела, особенно если речь идет о правах, полномочиях и льготах народного депутата и членов его семьи. Видите, теперь якобы экс-премьер-министр Украины Ю. Тимошенко виновна в том, что подняла министрам заработную плату до 15—18 тыс. грн., — поскольку народные депутаты Украины по своему статусу равны с этими министрами, то и им также заработная плата начисляется в этом же размере. Только небольшое отличие: министров и приравненных к ним председателей комитетов около 50, а народных избранников — 450, да и что касается ответственности есть сомнения в отношении равенства. Поскольку принятый минимальный размер заработной платы по Украине составляет 332(!) грн., установление должностными лицами самим себе таких размеров оплаты труда, очевидно, выходило за пределы их полномочий. Куда делись в этот момент «защитники народа», они же члены фракции Коммунистической партии Украины? А вместе с ними и новые защитники народных интересов — Народный блок В. Литвина?
Известно, что в Словакии члены правительства получают около 2400 американских долларов, а члены парламента — 1500, в Чехии — 3600 и 2000 соответственно. Но, внимание! В Чехии средняя заработная плата составляет 800(!) долларов.
А не было ли урезание парламентариями самими себе зарплат так называемым пиар-ходом в предвыборной борьбе?
Через нескольких месяцев мы опять будем выбирать «лучших своих представителей» в парламент — уже по новому закону, согласно которому право внесения в список кандидатов принадлежит то ли руководству партии, то ли ее руководителю, в зависимости от стиля управления. Похоже, влияние народа на процесс формирования органа представительной власти стремительно приближается к нулю. Но ведь интересно, по каким критериям, публично провозглашенным, будут формироваться партийные списки? Будут ли доступны избирателям биографические данные всех выдвиженцев каждого субъекта выборов?
Верховная Рада Украины на протяжении четырех созывов так и не установила право избирателей отзывать своего избранника, который не оправдал их доверия и, более того, прямо и очевидно нарушал закон. Принимая во внимание то, что прекращение полномочий народного депутата досрочно предусмотрено исключительно в случае его личного письменного заявления, можно констатировать лишение права избирателей влиять на представительный орган власти.
Известно, что народный депутат имеет право обращаться с депутатским запросом или депутатским обращением к президенту Украины, в органы государственной власти в Украине и к их руководителям, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчинения и форм собственности. Но большинство ответов государственных чиновников носят формальный характер и имеют явные признаки отписок, поэтому очевидно, что вес и значение депутатского обращения девальвированы.
Следовательно, для восстановления авторитета и веса депутатского обращения необходимо одно — четкий правовой анализ полученных ответов на обращение.
Обязаны ли народные депутаты поддерживать связь с избирателями? Закон предусматривает такую связь в порядке персонального представительства и обязывает народного депутата рассматривать обращения избирателей, органов государственной власти, объединений граждан, принимать меры для реализации их предложений и законных требований, информировать избирателей о своей депутатской деятельности во время личных встреч и через СМИ. Однако о своем праве лично встретиться с народным депутатом или обратиться с просьбой в содействии решения того или иного вопроса большинство украинцев и не догадывается. Более того, значительная часть избирателей не то что не знает в лицо своего представителя в парламенте, но и не знает его фамилии, дней, времени и места приема. О парламентариях, избранных по партийным спискам, лучше не говорить, потому что ни для кого не секрет, что многие бизнесмены прошли в парламент по партийным спискам исключительно для защиты своего бизнеса и не слишком обременены проблемами простых людей.
Многие из избирателей не смогут объяснить разницу между депутатским запросом и депутатским обращением, которое направляется в тот или иной орган государственной власти или в любое другое учреждение. Именно по депутатскому запросу народный депутат вправе требовать ответ, поднимать вопрос о проверке деятельности предприятий, учреждений, организаций, по которым есть данные о нарушении ими законодательства Украины, о создании с этой целью временных следственных комиссий. Президент Украины, руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций обязаны сообщить народному депутату в письменной форме о результатах рассмотрения запроса в пятнадцатидневный срок. Обязать народного депутата Украины умело, своевременно и настойчиво использовать свои полномочия на благо человека, коллектива предприятия, района, области или региона Украины может только сама община. Способов влияния на представителя народа или парламентской фракции достаточно. И среди них не последнее место занимают личные и коллективные обращения избирателей, организованных инициативной группой, как правило, общественной организацией местного, районного или и всеукраинского реестра. Самое важное в этом случае — правильно сформулировать требование к этой фракции: например, почему до сих пор не проложен путепровод в 1,5—2 км с твердым покрытием или не протянут газопровод на такое же или меньшее расстояние. Такое обращение надо подкрепить обращениями к средствам массовой информации и предоставить представителям других партий, которые также будут пытаться овладеть электоратом этого района.
Ответ на депутатский запрос представляется председателю Верховной Рады Украины и народному депутату. Более того, закон предусматривает возможность проведения обсуждения, если на нем настаивает не менее одной пятой от конституционного состава Верховной Рады.
Депутатское обращение — это, по существу, тот же запрос, но он направляется по собственному усмотрению народного депутата с предложением провести определенные действия, дать официальное разъяснение или изложить позицию по вопросам, отнесенным к их компетенции. Субъекты, которым адресовано депутатское обращение, обязаны в течение 10 дней с момента его получения рассмотреть и дать письменный ответ. В случае невозможности рассмотрения народного депутата в определенный срок уведомляют об этом официальным письмом с изложением причин продления срока рассмотрения. Автор обращения может присутствовать при его рассмотрении, он также наделен правом неотложного приема по вопросам депутатской деятельности руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных организаций и политических партий. А также правом беспрепятственно посещать все органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, расположенные на территории Украины, независимо от их подчинения, форм собственности, режима секретности.
Важными полномочиями депутата являются право на месте требовать немедленного прекращения нарушений прав, свобод и интересов человека и тому подобное. Должностные лица и работники правоохранительных органов, к которым обращается народный депутат, обязаны немедленно принять меры по устранению нарушения.
Народный депутат имеет право привлекать к участию в рассмотрении предложений, заявлений и жалоб граждан должностных лиц органов государственной власти; руководитель органа государственной власти или органа местного самоуправления обязан присутствовать на приеме народного депутата лично или уполномочить на это вместо себя другое должностное лицо.
Следовательно, только неравнодушие избирателей, постоянный общественный контроль и освещение проблем в СМИ в сочетании с личным общением избирателей с избранными народными депутатами являются залогом рассмотрения вопросов по существу органами государственной власти и их руководителями. А осознание депутатами Верховной Рады Украины своего долга перед избирателями своевременно и правдиво информировать о результатах рассмотрения их обращений является залогом роста доверия народа к своим «слугам»...
Выпуск газеты №:
№215, (2005)Section
Подробности