Парламент после драки,
или Оптимистическая трагедияКому хоть раз не приходилось просыпаться утром после ссоры, во время которой было сказано и сделано столько всякого, что о дальнейшем не только сосуществовании, но и общении со вчерашним оппонентом, кажется, не может быть и речи? Болит голова от недоспанной ночи, а память предательски не хочет подсказывать, не ранил ли кого часом вчера в разгаре дискуссии. Не хочешь, но должен выйти на люди и столкнуться с теми, кому вчера угрожал всем, чем можно угрожать, с теми, кто нанес тебе ощутимый ущерб, и не только моральный. Потом, оглядываясь вокруг, понимаешь, что мир не перевернулся, все продолжает идти так, как будто ничего вчера и не было. А потом начинают приходить подробности. О том, чего теперь можно ожидать из-за неосмотрительно сказанного в запале. И не все спали эту ночь после ссоры. Кое-кто успел в суматохе ухватить что-то себе и попробуй теперь докажи, что оно твое...
Парламентский зал в новом году обновился свежей электроникой. Не торчат вырванные провода, не слышно пения, криков и гудения пластмассовых дудок. Депутаты уже знают, что в разгаре дискуссий о собственном политическом будущем они оставили предпринимателей один на один с отчислениями в пенсионный фонд. Чем почти полностью нивелировали эффект введения 13-процентного подоходного налога, заставив народ по крайней мере еще год виртуозно и не очень скрывать заработанное от налоговиков. Притихли контуженные отменой льгот по НДС издатели периодической прессы, частные предприниматели на едином налоге ломают головы, соображая, как жить дальше.
Рождественско-новогодняя пауза вроде бы сняла напряжение вокруг принятого накануне новогодних праздников проекта политреформы — политикам снова нужно начинать договариваться. Пошли консультации, оказалось, что со вчерашними оппонентами можно общаться без мегафона и кулачной жестикуляции. Правда, вчера достичь консенсуса так и не удалось. Так будет ли Верховная Рада такой, как была, после того, что народные избранники натворили в предновогодние дни?
Несомненно — будет! Залогом этого являются горячие рукопожатия тех, кто находился по разные стороны парламентских «баррикад» во время «бархатной» революции 2000 года, посылая друг другу смачно облеченные в оскорбительные слова пожелания. Как ни странно, но после кавардака с ломанием микрофонов наш парламент стал более политическим, чем был до того. Ведь настоящая мудрость политика не в умении поссориться, а в умении мириться. Что может лучше научить этому, чем недавнее плевание в глаза, обливание водой и нанесенные внезапно удары? Неправда, что политика — грязное дело. Дело это чистое для тех, кто научился, когда нужно, стоять над дракой. Для тех, кто сегодня наводит сожженные позавчера мосты. Для тех, кто был готов сразу к нескольким вариантам развития событий и сегодня чувствует себя комфортно.
После ссоры есть два варианта поведения сторон конфликта. Либо разойтись по углам и сидеть с насупленными лицами, понимая всю бесперспективность собственного сидения. Либо сойтись и договориться о том, без чего не могут обойтись обе стороны. Пусть и без фальшивых объятий и громких речей. Представляется, что отечественные парламентарии выберут второй путь. Пусть не все и не сразу. Ведь не только они собрались снова после длительного перерыва. Страна понемногу возвращается к работе после неоправданно долгих празднований. Появляются вопросы, на которые могут ответить только в парламенте.
Чтобы перечислить только основные законопроекты, «зависшие» в результате околотрибунной толкотни, понадобится несколько сотен газетных строк. Стране не впервые жить по недописанным законам. Тем более что в Верховной Раде есть немало людей, которые виртуозно и не без выгоды ориентируются именно в таком законодательном пространстве. Составят ли они большинство? Это, наверное, один из главных вопросов, на которые должны дать ответ ближайшие решения нашего парламента.
Выпуск газеты №:
№3, (2004)Section
Подробности