«Патриотические» фанфары под Бородино
В Российской Федерации в «лучших» имперских традициях отмечают 200-летие знаменитой битвы и победы над Наполеоном. А что же Украина?
Отечественная война 1812 года (так она обычно называется в официальной российской историографии) как-то оказалась на периферии внимания украинских средств массовой информации — в то время, как все масс-медиа Российской Федерации, явно по «настойчивому совету» и санкции власти, уже несколько месяцев подряд ведут в связи с этим юбилеем громкую пропагандистскую кампанию прославления «российского оружия».
Однако относительную (но все же) молчанку украинских журналистов по этому поводу трудно признать правомерной. Ведь украинцы имеют отношение к событиям 200-летней давности. И дело здесь даже не в том, что не один десяток тысяч украинских крестьян вступили в ряды армии фельдмаршала Михаила Кутузова (здесь вообще есть очень интересная и драматичная коллизия: французский император — «супостат» ликвидировал в оккупированных им государствах — итальянских, немецких, славянских — архаичные феодальные порядки. В Российской империи, в Украине в частности, господствовал, как известно, крепостной строй. Однако украинцы в большинстве своем расценили нападение французской, точнее всеевропейской армии, не как приход «освободителей», а как вторжение иностранцев), и не в том, что, например, первый классик новейшей украинской литературы Иван Котляревский принимал в 1812 году, находясь в Полтаве, активное участие в формировании местного антинаполеоновского ополчения (в известной мере — казацкого). Наше внимание, как представляется, должны привлечь более концептуальные вещи.
Французский правитель сделал одну роковую ошибку (кстати, за 129 лет на этом же самом смертельно «обжегся» Гитлер, несмотря на несравнимость этих двух исторических фигур). Он абсолютно проигнорировал социальные проблемы огромной Российской империи, а значительная часть историков считает, что если бы император, хотя бы чисто декларативно, пообещал бы сделать в Украине и России те же антикрепостнические реформы, которые он их уже провел на территории Европы, то результат был бы совсем другой. Но нет! У этой проблемы есть еще один аспект: после победы над Наполеоном офицеры русской армии, пройдя с боями в Париж, имели возможность сравнить уровень жизни и объем свобод «у них» и «у нас» — и сделали выводы. Вот так и рождались будущие декабристы, вот так и начался тот медленный, растянутый во времени на целый век, процесс «обвала» огромной империи, монархи которой не смогли реформировать самодержавную систему (сравним с 1945 годом, когда победители над нацизмом тоже имели возможность сделать в чем-то похожие выводы). И не забудем о трагедии русских и украинских крестьян-крепостных, которые одолев такого сильного врага, должны были возвращаться в прежнее рабство!
Но обо всем этом мы вряд ли услышим с экранов российских провластных телеканалов. Зато — «гром победы раздавайся»; президент Путин посетил поле Бородинской битвы. В такой ли тональности стоит рассказывать о войне 1812 года украинским гражданам в украинских СМИ?
КОММЕНТАРИЙ
Бородинская битва, наверное, лучше всего в кинематографе отражена в советском художественном фильме «Война и мир» Сергея Бондарчука, снятом в 1967 году. Сегодня немногие помнят, что сам Сергей Бондарчук родом из степной Херсонщины. «День» поинтересовался у земляков известного актера и режиссера, помнят ли они о его кинематографическом наследии, в частности о фильме «Война и мир».
«СЕРГЕЯ БОНДАРЧУКА ЗНАЕТ И ПОМНИТ, БЕЗ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЯ, ВСЯ ХЕРСОЩИНА»
Андрей РОСТОВ, ведущий специалист рекламно-репертуарного отдела коммунального предприятия «Киновидеопрокат» (г. Херсон):
— Сергея Бондарчука, нашего талантливого земляка, знает и помнит без преувеличения вся Херсонщина. И хотя он родился не в самом Херсоне, а в поселке Белозерка, который находится недалеко от областного центра, мы прилагаем максимум усилий, чтобы не только старшее поколение помнило о неоценимом вкладе мастера в кинематограф, но и знали о нем молодые люди. В Херсоне, при киноконцертном зале «Юбилейный», действует киноклуб «Старые фильмы о главном», в котором мы часто показываем всегда актуальные фильмы Бондарчука. Кстати, часть аудитории клуба — молодежь. Картины известного мастера — как актерские, так и режиссерские — были увенчаны самыми престижными кинематографическими наградами, среди которых наивысшая «Оскар», которой отмечена киноэпопея «Война и мир».
Постоянную работу по увековечиванию памяти о Сергее Федоровиче проводит местная власть Белозерки, руководство районного Дома культуры. В краеведческом музее поселка есть экспозиция, посвященная режиссеру, а у дома, где он жил, установлена памятная доска.
Два года назад Херсонщина громко отметила 90-летний юбилей со Дня рождения мастера. В Херсон и Белозерку по этому случаю приезжали известные актеры, режиссеры, сценаристы. Также наши края посетила дочь Сергея Федоровича известная актриса Наталья Бондарчук.
«Киновидеопрокат» недавно показывал старшеклассникам фильм Бондарчука «Тарас Шевченко» (в 1951 г.) и «Войну и мир» (1965—1967 гг.), четвертая серия которого — «Пьер Безухов» — рассказывает зрителям о Бородино.
Вадим ЛУБЧАК, «День»
Выпуск газеты №:
№158, (2012)Section
Подробности