Перейти к основному содержанию

Перепады напряжения

Сергей ЕРМИЛОВ: «Государственная «игла» развращает»
27 августа, 00:00
В разговоре с «Днем» министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов счел нужным напомнить о давнем (времен правления Виктора Ющенко) внутриправительственном скандале вокруг наличия угля на складах ТЭС. В результате, смеется Ермилов, сначала был уволен министр (напомним, тогда он занял принципиальную позицию), а затем и вице-премьер. Похоже, аналогичная ситуация складывается и сейчас. Во вторник утром «Голос Америки» изложил позицию министра топлива и энергетики Украины Сергея Ермилова по поводу письма Г.Хана, исполнительного директора «Тюменской нефтяной компании» (ТНК) Президенту Украины Леониду Кучме (сообщается не только о «наличии реальных технических и экономических возможностей организации нового маршрута транспортировки нефти по территории Украины (Броды-МНТ «Южный») мощностью до 9 млн. тонн в год», но и о том, что «подготовлены соответствующие договора»). Как известно, недавно правительство Украины отложило решение о маршруте транспортировки нефти по нефтепроводу Одесса — Броды до получения бизнес-плана проекта работы этого нефтепровода в реверсном режиме и объявило тендер по выбору независимого эксперта для его разработки. Но ТНК некогда. В документе сообщается о «работе, проведенной украинской и российской сторонами по вопросу обеспечения эффективного функционирования нефтепровода Одесса — Броды с использованием его реверса». И указывается, что эта «работа» позволяет начать эксплуатацию нефтепровода в направлении на Одессу уже в четвертом квартале этого года и продолжить в течение 3 — 5 лет. Таким образом ТНК, по меньшей мере, пытается перепрыгнуть через украинское правительство. Правда, С. Ермилов оценил письмо Хана намного жестче. Как сообщает «Голос Америки», министр назвал это вмешательством во внутренние дела Украины. Чем обернется для него эта позиция? Станет ли сохраняющееся при этом нежелание выносить сор из избы, продемонстрированное Ермиловым в ходе нижеприведенного интервью, смягчающим фактором, или же, наоборот, будет воспринято его визави внутри нынешнего топливно- энергетического блока правительства как проявление слабости и неуверенности в своих силах?

«Газотранспортная система является исключительно собственностью государства и не может приватизироваться... существующую газотранспортную систему нельзя передать в собственность консорциуму»

— Президент недавно назвал ситуацию в топливно-энергетическом комплексе неблагополучной. Вы принимаете эту критику или же располагаете аргументами, свидетельствующими о том, что страна к зиме готова, топлива достаточно и все системы работают надежно?

— Разве можно назвать благополучной ситуацию хоть в одной из отраслей украинской экономики после длительного десятилетнего падения практически всех показателей? А ТЭК — составная часть экономики державы. Так что то, что сказал Леонид Данилович, безусловно соответствует действительности, одновременно являясь свидетельством особой требовательности Президента к ТЭКу как к базовой части экономики. Начиная с 2001 года прекращено падение производства и начался рост в большинстве отраслей, но только в этом году начался рост во всех отраслях ТЭК, кроме угольной промышленности, где в первом полугодии также достигнута стабилизация и прирост добычи в июле по сравнению с аналогичным периодом 2002 года. Следует отметить и тот факт, что сегодня ТЭК находится в группе тех отраслей, которые обеспечивают высокие темпы общеэкономического роста страны. Об этом свидетельствует опережающая динамика увеличения объемов отраслевого производства: если ВВП за этот период вырос на 7,5%, то в ТЭКе зафиксировано 12%. Мы можем сказать, что стабильная работа ТЭК обеспечила качественную составляющую экономического роста в стране и сегодня в достаточной мере удовлетворяются растущие потребности национальной экономики в топливно-энергетических ресурсах.

— В таком случае просто скажите о том, сколько к зиме запасено на складах угля, сколько газа закачано в подземные хранилища, сколько имеется мазута?

— Это ошибочный подход. Еще с компартийных времен оценка готовности к зиме выставляется по количеству запасов. Но мы живем в рыночной экономике, и нужно понимать, что любой излишний запас на складе является отвлечением оборотных средств, а кроме того, он еще дополнительно облагается налогом на прибыль (30%). Энергогенерирующие компании не могут себе позволить такую «роскошь» в виде дополнительно начисленных искусственных налогов. Поэтому 1,3 млн. тонн угля на первое июля находились на складах шахт. Из них 750 тыс. тонн подготовлено к отгрузке. Добытый, но не отправленный энергетический уголь (450 тыс. тонн) пока, естественно, не оплачен. Но разработан и утвержден график накопления угля на складах электростанций.

Сегодня там также примерно 1,3 млн. тонн. В соответствии с выполняющимся графиком к началу отопительного сезона, т.е. к 1 ноября, будет три миллиона тонн. Причем темпы восстановления запасов в 6 — 7 раз превышают аналогичные показатели предыдущих лет.

За апрель — август 2001 г. газа использовано 1042 млн. куб. м, в 2002 г. за такой же период — 905 млн. куб. м. А в нынешнем году только 620 млн. куб.м. Как видите, цифры говорят сами за себя: достигнута существенная оптимизация использования топлива на ТЕС. А кроме того, мы ожидаем, что сразу же после завершения парламентских каникул Верховная Рада рассмотрит вопрос о поправке к соответствующему закону, и тот уголь, который сейчас хранится на складах шахт, переместится на склады электростанций. Кстати, в этом году они уже получили угля значительно больше, чем в 2001 и 2002 годах. До конца года поставка угля на электростанции вырастет до 27,5 миллиона тонн (в 2000 году — 26 млн. тонн). Оплачивается он исключительно банковскими средствами. За семь месяцев уровень оплаты составлял 97,5%, а с учетом товарного кредитования шахт электроэнергией — больше 100%. Что касается закачки газа в хранилища, то нужно отметить, что решение этого вопроса зависит не только от руководства НАК «Нефтегаз Украины». Тут можно вспомнить, что в первом квартале жилищно- коммунальное хозяйство и население потребили газа на 5,4 млрд. кубометров больше, чем прогнозировалось. Сказалась холодная и затяжная зима. Вот его и взяли из подземных хранилищ. Плюс в теплогенерации было сэкономлено 1,3 млрд. куб. метров. Эти ресурсы и пошли на покрытие возросшего потребления. Однако уровень проплат за этот газ был довольно низким — около 50%. Теперь «Нефтегаз» должен изыскать возможности возобновить подземные газовые запасы. В прошлом году в подземках было 25 млрд. куб. метров газа. Темпы закачки нынешнего года позволяют предположить, что в этом году газа там будет примерно столько же, включая российский. Но собственного газа может оказаться на 3 — 4 миллиарда меньше (в прошлом году было закачано около 17 млрд.). Таким образом из-за того, что ранее были израсходованы лишние объемы, баланс газа нарушен. Какую-то часть нужно дополнительно закупить. Мы уже провели соответствующие переговоры. В результате у нас будет 1,8 млрд. кубов узбекского газа, два миллиарда — казахского. Конечно, очень плохо, что мы потеряли из-за переборов накопленные в хранилищах, начиная с 2000 года, объемы газа. Именно благодаря им зима прошлого года прошла почти безболезненно. В этом году добавочную нагрузку на ТЭК даст рост экономики, требующий дополнительных энергоресурсов. За семь месяцев производство электроэнергии уже выросло на 7,1%. Причем основная часть приходится на тепловые электростанции и угольную промышленность. Прошлой зимой теплогенерация дала 16% роста производства электроэнергии.

— Очень много говорилось о реструктуризации угольной промышленности...

— Да, ранее было принято решение о закрытии 111 шахт. На этот год приходится десять. Но ни одна еще не закрыта. Я считаю, подходы государства к этому вопросу нужно пересмотреть. Это ведь очень затратное дело. А недофинансирование на эти цели составляет более 60%. Так что и шахты соответственно не закрыты. Ведь нельзя пренебрегать ни экологическими проблемами, которые при этом обычно возникают, ни — главное — социальными: рабочие места не созданы, жилищно-коммунальное хозяйство развалено, да плюс еще не решаются вопросы текущего обеспечения. Что это такое? Сегодня имеющееся у нас управление реструктуризации выполняет в основном функцию «собеса»: тех денег, которые выделяются на реструктуризацию, хватает только на то, чтобы погашать увольняемым шахтерам долги по зарплате, выдавать им бытовое топливо и оплачивать минимальные производственные нужды шахт, находящихся в процессе закрытия. Откачивать воду, платить за электроэнергию... Добавить в этот дырявый котел еще десять шахт — только увеличить количество проблем. А ведь шахта — это крупный производственный комплекс. Стоит только объявить о закрытии, не обеспечив этот процесс соответствующим финансированием, и тысячи тонн ценного оборудования тут же превращаются в металлолом. Сегодня комбайн работал, а завтра он годен лишь на переплавку... И дальше уже начинаются всякие детективные истории о том, как разбазаривалось ценное горное оборудование. Задуманная нами реструктуризация ставит целью не допустить подобных потерь. После реорганизации в одном предприятии объединяются до десяти шахт. И мы даем возможность его коллективу, руководителям самим решить, какие шахты могут наращивать выпуск продукции, а какие неперспективные, никакой пользы ни сейчас, ни в будущем не принесут. Решение должен принять сам коллектив. Это возлагает на него определенную ответственность, поскольку на него же ляжет подготовка к закрытию. Для этого, правда, создано еще и специализированное предприятие «Укргидрошахтзащита», финансируемое из госбюджета. Но само предприятие, приговорившее к закрытию одну из своих шахт, теперь позаботится о том, чтобы дорогостоящее шахтное оборудование (шахта стоит не меньше миллиарда, а ее демонтируемое оборудование — десятки миллионов гривен) не сдавалось в металлолом, а в полную меру использовалось на других шахтах. И главное, люди при этом не потеряют работу (у нас сегодня почти во всех шахтах недокомплект — не хватает 35 тысяч горняков). И только после всех этих подготовительных работ шахта передается в управление реструктуризации, которое приступает к физическому закрытию в соответствии с утвержденным проектом. Кстати, всеми вопросами по трудоустройству шахтеров с закрытых шахт теперь будут заниматься облгосадминистрации и подведомственные им структуры. Вот на таких принципах в следующем году будет идти процесс закрытия неперспективных шахт. Но если коллектив видит, что на этой шахте еще имеются существенные запасы, а небольшие инвестиции помогут их добыть, чтобы уголь с новых горизонтов давал предприятию доход, то разве станет он такую шахту закрывать? Мы закрыли по разным причинам сто шахт с довольно большими запасами угля. Иногда просто потому, что не было денег купить насос... и шахта просто затапливалась. Образовывались так называемые депрессивные регионы. Посмотрите на восток Донецкой области, на Луганщину. В начале сентября мы планируем провести там выездную коллегию по вопросам реструктуризации.

— Есть ли у вас уверенность в том, что на следующий год парламент согласится увеличить в бюджете ассигнования на господдержку угольной отрасли?

— Вопрос не в том. Речь идет об установлении уровня минимальной достаточности средств для выполнения задач, которые ставятся перед угольной промышленностью. Если известно, сколько нужно добыть угля — скажем, 84 миллиона тонн — то этот объем множится на прогнозируемую цену. Вот это и есть совокупный доход горняков. Но капитальные затраты на сооружение новых шахт, лав и забоев, на новое оборудование им самим не профинансировать. Денег на это пока не хватает. Значит, нужна какая-то поддержка. Какая именно? Сегодня об этом говорить еще преждевременно. Дело в том, что чем больше добыча, тем меньше государственной поддержки нужно на тонну угля. В этом году бюджетное финансирование недостаточное, хотя в прошлом году правительству удалось несколько скорректировать бюджет в направлении поддержки шахтеров. Но сегодня уже проявились заметные положительные тенденции в экономике угледобычи. Себестоимость тонны угля в январе составляла 175,4 гривни. А оптовая цена угля была 127 гривен. Но в феврале себестоимость уже упала до 165, затем до 158 гривен в июле. А вот оптовая цена за счет улучшения качества несколько повысилась. Финансовый разрыв на тонне угля сократился с 48 до 27 гривен. Так что летом наша потребность в бюджетной поддержке уже уменьшилась. И эту разницу мы собираемся вывести на ноль. Пути для этого известны: в частности, отказ от посредников и выход на прямых поставщиков оборудования. На днях у нас на совещании выступал один гендиректор, который благодаря этому сэкономил на тонне закупаемого для шахты оборудования семьсот гривен и вывел предприятие в диапазон рентабельности. Правда, теперь у него возникли проблемы: нужно нанимать личную охрану... Но, в принципе, есть и другой путь: повышение интенсивности добычи, роста нагрузки на одну лаву. Но для этого нужны деньги на новое высокопроизводительное оборудование. И мы по этому пути уже идем. Средняя нагрузка на очистной забой с 242 тонн уже поднялась до 549. Но современное оборудование, которое уже производится в Украине, позволяет довести этот показатель до 3000 тонн, то есть в шесть раз повысить добычу угля.

— Таким образом, мы подошли к вопросу об инвестициях, а следовательно — приватизации угольной отрасли. Понятно, как только сократятся долги, наметятся перспективы рентабельной работы, и инвесторы и желающие стать хозяевами мигом найдутся. Но найдется ли для них место в этом процессе? Похоже, что реально к этому делу будет допущено всего несколько компаний, уже практически застолбивших лучшие предприятия.

— В конечном итоге на шахтах может быть и один собственник.

— Кто?

— Этого я не знаю. Возьмите мировую автомобильную промышленность. Сегодня она распределилась между четырьмя гигантами. Остальным достались кое-какие мелочи. Так что сегодня этот вопрос нас не должен сильно волновать. А думать нужно о том, как создать такие условия, чтобы угольная отрасль работала, была самодостаточной и обеспечивала потребности экономики. А в дальнейшем, поскольку угольная промышленность — базовая отрасль экономики, она, в конечном итоге, станет собственностью нескольких структур, а возможно, и одной, которая победит в конкурентной борьбе. Но сегодня, честно говоря, я не вижу возможности приватизировать угольную промышленность. Она еще не находится в том состоянии, которое может привлекать инвесторов. Хотя отдельные объекты, конечно, есть. Но они, кстати, уже выкуплены. Шахта им. Засядько в аренде. Красноармейская-Западная приватизирована. «Комсомолец Донбасса» приватизирован. Готовятся к приватизации несколько шахт помельче. Но среди крупных предприятий, созданных в процессе реорганизации, привлекательных для бизнеса практически нет.

— А есть у этих угольных объединений стимул, чтобы работать рентабельно, лишаясь при этом господдержки?

— Когда государство пошло на дотацию на тонну добытого угля, то стимулы начали теряться. Потом стали давать бюджетные деньги просто под дефицит средств на зарплату. И появилась целая группа шахт-иждивенцев. Их фонд оплаты труда полностью финансировался государством. Сколько бы угля ни добывалось, фонд оплаты труда им был обеспечен. А чем меньше добываешь угля, тем меньше проблем. Нужно меньше вагонов для отгрузки и крепежных материалов, не нужно ремонтировать оборудование и т.д. В то же время у директора, как всегда, зарплата, автомобиль, телефон, секретарь... В этом плане внедряемая сейчас система краткосрочного кредитования зарплаты более прогрессивна, потому что стимулирует добывать угля больше, а следовательно — снижать себестоимость и отказываться от поддержки государства. А вот дотационная «государственная игла» приводила к тому, что руководители шахт не заботились ни о добыче, ни об экономических показателях — результат так или иначе гарантировался. Причем, в случае чего, можно и каской стукнуть... Теперь все это должно закончиться. По идее, угольная промышленность должна быть на предоплате. И мы это сделаем. Уже есть концепция оптового рынка энергетического угля, который будет работать по этому принципу. Мы считаем, что назначение шахты — добывать уголь. И не ее дело выколачивать за него деньги, просить, чтобы государство покрывало убытки. Мы хотим создать условия, чтобы шахта знала одно: сколько она должна добыть угля, необходимого рынку. И тут же получала предоплату.

Процесс в этом направлении уже пошел. Мы впервые превысили добычу угля по сравнению с 2002 годом. В июне тенденция снижения добычи угля впервые была остановлена, а в июле отмечен рост. Он продлится до конца года, потому что количество вновь вводимых лав сейчас опережает количество закрываемых. При этом выбывают лавы со старым оборудованием, а вводятся — с современным, высокопроизводительным.

К концу года отставание будет преодолено, и объем добычи не будет меньшим, чем в прошлом году — 80 — 81 миллион тонн. А объем средств, полученных угольной промышленностью, уже и сейчас больше — на уровне 102%.

— На этой неделе в Киеве намечалось провести презентацию бизнес-плана международного газотранспортного консорциума. Мероприятие, однако, отложено. Встретились какие-то трудности? Согласны ли вы сами с новой идеологией консорциума, предложенной российской стороной, и какие видите в ней угрозы для Украины? Правда ли, что тут не последнюю роль сыграли интересы трубных предприятий Украины?

— Я бы по консорциуму не хотел комментировать более того, что уже сказано. Есть проблема собственности. По законам Украины газотранспортная система однозначно является исключительно собственностью государства и не может приватизироваться, передаваться в управление, то есть существующую газотранспортную систему нельзя передать в собственность консорциуму. Это уже изучено со всех сторон. Но если у консорциума появляются деньги — то ли от инвесторов, то ли от совместной деятельности — возникает вопрос: куда их вкладывать. Возможный выход — развивать дополнительные мощности по транспортировке газа. Идет работа на уровне экспертов и совета учредителей консорциума. Они сейчас шлифуют бизнес-план, презентация которого намечена на конец августа. Главная цель создания консорциума — повысить экономическую и энергетическую безопасность Украины.

— Нерешенным вопросом остается и направление работы нефтепровода Одесса — Броды. Не считаете ли вы, что, поддавшись на предложение разработать бизнес-план альтернативного (реверсного) варианта, Украина просто потеряет время и, как говорят в шахматах, качество, а компенсировать эту потерю будет уже не просто? Что нас принудило к такому решению?

— Я возглавляю созданную по поручению Президента рабочую группу, которая называется: по эффективному использованию нефтепровода Одесса — Броды. Работает она на принципе консенсуса. Группой уже приняты необходимые документы для проведения тендера на привлечение международного эксперта. Его заказчиком выступает Министерство топлива и энергетики. После завершения тендера выбранный нами консультант представит свои рекомендации для принятия решения. После того, как поступят предложения от участников конкурса, в том числе и по стоимости их услуг, мы будем определяться, нужны ли нам дополнительные источники финансирования.

— Российская компания ТНК, добивающаяся альтернативного (реверсного) направления для этого нефтепровода, будет иметь возможность также участвовать в финансировании этого тендера?

— Это не запрещено.

— Что можно сказать о работе топливно-энергетического блока нашего правительства, к которому я бы отнес вице-премьера Виталия Гайдука, министра топлива и энергетики, а также вашего первого заместителя — главу НАК «Нефтегаз Украины» Юрия Бойко? Это сплоченная команда, которая бы сумела сработаться в любых условиях, в том числе и в угольном горизонте, или же это дискуссионный клуб, где у каждого, как в известной басне, своя стихия?

— На самом деле команда ТЭК включает значительно больший, чем вы назвали, круг людей. А о работе этой команды должны говорить, в первую очередь, результаты.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать