Первый-второй...
Итак, в понедельник поздно вечером Центральная избирательная комиссия второй раз за последние месяцы подвела итоги президентских выборов. На этот раз вердикт, судя по всему, окончателен, а порядок его вынесения радикально отличался от «попытки номер раз», предпринятой предыдущим главой ЦИК Сергеем Киваловым 24 ноября прошлого года.
Нынешний глава Центризбиркома Ярослав Давыдович свое обещание относительно того, что «все про все займет куда больше 15 минут» сдержал в полной мере. Начавшись в два часа дня, историческое заседание ЦИК завершилось незадолго до полуночи. Итак, удалось уложиться в 15 дневный срок со дня голосования, отпущенный профильным законом на установление его результатов. Лишних околоюридических кривотолков, таким образом, избежали.
Кстати, на этом заседание ЦИК не закончилось, в повестке значилось еще два вопроса, однако продолжение (ввиду позднего часа и чрезвычайной усталости всех членов Комиссии) перенесли уже на следующий день. Последние при этом отмечали: «Впервые за полгода чувствуем облегчение. Теперь хоть спать можно с чистой совестью, процесс завершен достойно».
Действительно, с точки зрения процедуры были соблюдены нюансы. Именно это и послужило причиной затягивания с объявлением окончательных цифр. Перед обнародованием результатов по стране в целом уполномоченные члены Центризбиркома оглашали данные по каждому из 225 (без учета зарубежного) округов. В перерыве, предшествовавшем началу главной части понедельничного заседания, господина Давыдовича пытались было отговорить от «бумажной рутины», но он оказался тверд и последователен в соблюдении регламентных норм. Рассказывают, что он даже несколько раз подряд повторял: «Я вам не Кивалов» и «Поспешишь — людей насмешишь». Зачитывать оригиналы протоколов, поступивших из теризбиркомов, начали только в пять вечера. По оценкам главы ЦИКа, мероприятие обещало затянуться на 4—5 часов, по предположениям многоопытных сотрудников секретариата — на 8—9. Пессимисты при этом брали в расчет и привычку присутствовавших в зале уполномоченных одного из кандидатов «поговорить и обсудить», а также устрашающий вид пухлых папок, с которыми ЦИКовцы пришли в зал. В кратком резюме последнего этапа кампании Ярослав Давыдович, в частности, подчеркнул, что «новосформированная комиссия находится вне пределов всякого влияния и действует исключительно в рамках правового поля». Также сообщил, что с 5 декабря — дня начала подготовки к «третьему туру» — ЦИК получила и обработала свыше 9 тысяч документов, из которых львиная доля — жалобы кандидатов. «Им только повод дай...», — тихо пробурчал один из сидящих в президиуме.
Без попыток максимально оттянуть кульминационный момент заседания не обошлось и на сей раз. Предпринимало их уполномоченное лицо кандидата Януковича Нестор Шуфрич, однако, по сравнению со всем имевшим место в этих стенах за последнее время, они были весьма безобидны. Нестор Иванович попеременно апеллировал то к жалобам, отклоненным Верховным Судом, то к собственному праву задавать вопросы, которого его якобы лишали, то к судьбе «погибших за демократию», имея ввиду граждан, скончавшихся непосредственно на избирательных участках 26 декабря, чем провоцировал ехидные смешки в зале и раздраженные реплики Давыдовича. Их диалоги были забавны и беззлобны: «Не надо меня учить, Нестор Иванович! Сядьте на место!», «Протестую! Это нарушение процедуры! Наш кандидат…», «Бога ради, кто-нибудь, заберите у него микрофон!..» и т.д. Впрочем, депутат, оказавшийся в меньшинстве, быстро сдался. Странно, но данное заседание обычно многочисленная «группа поддержки» экс- премьера проигнорировала. Большую часть мест в зале занимал актив фракции «Наша Украина». «Оранжевые» основательно подготовились к благоприятному для себя исходу заседания, заранее запасясь помаранчевой атрибутикой, которую демонстративно развесили по спинкам кресел. В момент зачи тывания итогового протокола Николай Катеринчук и Петр Порошенко с победными криками развернули оранжевое «знамя победы» над залом, спровоцировав непривычно жесткую реакцию Давыдовича. Усмиряя нарушителей дисциплины, председательствующий даже возвысился над президиумом. Оказалось, что «для порядка» полагается не только прослушать биографию победителя, но и проголосовать за постановление. При этом два члена комиссии, Бронислав Райковский и Юрий Донченко, подписали документ с оговорками, впоследствии присоединенными к протоколу. Ремарка касалась «неконституционного решения Верховного Суда, негативно повлиявшего на деятельность Комиссии». Но этот последний реверанс в сторону кандидата от некогда монолитной парламентско-правительственной коалиции уже не мог омрачить радость «нашеукраинцев», вовсю праздновавших победу. Скандируя имя своего лидера и расписывая победными формулировками тот самый оранжевый стяг, они не обращали внимания на заверения господина Шуфрича, который напоследок пообещал непременно обжаловать «неправильный результат» в Верховном и Европейском Судах.
Выпуск газеты №:
№2, (2005)Section
Подробности