Перейти к основному содержанию

«По уши» в НДС

Украина подарила МВФ удобный повод отказать в кредитах
27 февраля, 00:00

Сегодня на рабочем заседании Кабинета Министров Украины планируют рассмотреть проблемы и механизмы погашения задолженности государства перед предприятиями по НДС. Об этом сообщил «Дню» накануне помощник вице-премьер министра Василия Рогового Сергей Самойленко. Как уже писал «День» (от 26. 02. 2002), новой солью на старые НДС-раны правительства стал отказ Совета директоров МВФ в предоставлении очередного транша в рамках программы EFF. Обсуждение проблемы возврата НДС «стало камнем, об который разбились все надежды на положительную оценку тех этапов программы сотрудничества, которые завершены», — назвал вице- премьер министр В.Роговой главную причину, по сути, провала переговоров правительства с представителями МВФ. Не спасли ситуацию и уверения Кабмина о позитивных тенденциях реформирования экономики, росте ВВП страны и положительные выводы недавно закончившей свою работу в Украине технической миссии МВФ относительно соблюдения всех требований Фонда, и найденный в ходе переговоров с директорами МВФ консенсус по урегулированию «фискального разрыва» в бюджете- 02 (по словам В. Рогового, еще одна проблема, на которую обратили внимание в Вашингтоне)...

Словом, если не брать во внимание попытки украинской делегации объяснить мировой общественности, что Украина — страна не пропащая, а с переходной экономикой, то вице-премьер Василий Роговой, министр финансов Игорь Юшко, глава НБУ Владимир Стельмах вернулись из- за океана с пустыми руками. Зато, как сказал «Дню» В. Роговой, представители нашей страны оставили в Вашингтоне пакет наработанных правительством документов по урегулированию проблемы НДС. По его словам, теперь Украине остается «ожидать сигнала» о возобновлении переговоров с МВФ. Отметим, что прагматичные директора Фонда в процессе переговоров отнеслись к предложениям украинской стороны решать вопросы возврата НДС с учетом «дисбаланса в поступлениях в бюджет средств от НДС» и аналогичной задолженностью государства, обязательного «урегулирования всех проблем, которые не позволяют обеспечить регулярные поступления по НДС» и т. д., мягко говоря, скептично. Государство обязалось возвратить НДС — оно должно это сделать в утвержденные сроки, — передал позицию директоров МВФ В. Роговой. Напомним, что сохранив поступления от уплаты этого налога в доходах государства, правительству удалось не включить выплаты по НДС в расходную часть бюджета. А, между прочим, общая задолженность государства в этом отношении — около 6 млрд. грн. Из них 2,1 млрд. В. Роговой определил как «просроченные».

Предложения же, на которых настаивали представители МВФ и которые категорически отклонили наши министры, по НДС с уверенностью можно назвать «трепанацией бюджета» без надежды на успех. Выплатить в марте 700 млн. грн., а до конца июня — еще 650 млн., за счет внутреннего займа и выпуска ОВГЗ (учитывая реальный и скрытый в бюджете дефицит, девяностопроцентное выполнение расходной части в январе и т. д.), без секвестра «экономической Конституции» правительству не удалось бы при всем желании.

Отдадим должное, В. Роговой отнесся к произошедшему с мужеством, которому позавидовал бы классический стоик. «Мы не ехали в Вашингтон просить очередной транш. Для нас чрезвычайно важно не сумма и время его получения, а подтверждение того, что реформы в Украине осуществляются», — убеждал журналистов вице- премьер. Вряд ли вызовет удивление тот факт, что отказ МВФ начать очередной этап сотрудничества с Украиной в глазах иностранных инвесторов более, чем вероятно выглядит отсутствием этого «подтверждения».

Тем временем, получив в дополнение к недовольству предпринимателей (по словам генерального директора Ассоциации консалтинговых фирм Виталия Маргулиса, объективного следствия многочисленных налоговых проверок, постоянной пролонгации выплат по НДС со стороны государства) еще один стимул в Вашингтоне, Кабмин взялся за проблему возврата НДС с новой силой. Содержание «пакета решений», который, по словам В. Рогового, рассматривает правительство, и возможные изменения к закону о НДС пока не разглашаются.

Тем не менее определенные выводы из заявлений вице-премьера сделать можно. Во-первых, ожидать разрешения проблемы в ближайшее время явно не следует. «В процессе возврата НДС недоимки по уплате растут, — говорит В. Роговой, — Пока мы не закроем все источники формирования недоимки, любое залповое урегулирование за счет бюджета будет иметь временный эффект, поскольку не исключит основные ключевые позиции накопления задолженности по НДС». Означает ли это, что количество налоговых проверок в очереди за НДС увеличится? Отделив «зерна» от «плевел», В. Роговой пообещал «отыскать значительные финансовые резервы (для возврата НДС. — Авт. ) за счет пересмотра законодательства». За счет чего (или кого)? Отвечая на вопрос корреспондента «Дня», усмотревшего возможное усиление налогового давления, В. Роговой немногословно отметил: «За счет улучшения администрирования налогов», добавив — «это позволит сделать поступления по НДС более контролируемыми».

Вряд ли обрадует такой подход к решению проблемы отечественных предпринимателей. В то время, как отдельные предприятия и целые сектора экономики нашей страны (к примеру, электроэнергетика) длительное время были освобождены от уплаты НДС, простые экспортеры, по словам В. Маргулиса, «уплачивали и продолжают уплачивать абсолютно не соответствующий реалиям украинской экономики налог». «В цивилизованных странах (кстати, в США налога на добавленную стоимость нет), — обосновывает свою точку зрения В. Маргулис, — в отличие от нас НДС ни в коей мере не платят производители, этот налог применялся с целью ограничить уровень внутреннего потребления. С целью перевести избыток предложения на внешний рынок, а также повысить уровень качества товаров и привлечения в производственный процесс новых технологий. Но, подчеркиваю, НДС относился к покупателям, а не производителям». По его словам, урегулирование проблемы возврата НДС за счет улучшения поступлений от этого налога («фишка» правительства в этом вопросе. — Авт. ) помимо всего прочего, просто невозможно, поскольку задолженность государства намного превышает соответствующие бюджетные поступления.

Рассматривая проблему НДС, В. Роговой небезосновательно подчеркнул, что в ней «есть много белых пятен» и что сам процесс возврата «стал соответствующим бизнесом, которым успешно пользуются те или иные предприниматели». Антипатия вице- премьера к бизнесменам, которые «посягают» на бюджетные средства, в общем-то, вполне понятна. Однако нельзя не отметить, что усилия любого «покупателя» были бы напрасны без согласия «продавца». Ранее, комментируя «Дню» возможность злоупотребления со стороны курирующих возврат НДС чиновников, председатель Счетной палаты Валентин Симоненко обратил внимание на их предвзятость в выборе тех, кому возвращать, а кому — нет. Вполне понятно и то, что огромный «спрос» со стороны ожидающих возврата НДС предприятий дает возможность нашим чиновникам соответственным образом формировать «предложение». Будет ли учтено это в правительственном решении нелегкой проблемы? Вопрос, в общем-то, риторический, но без его разрешения любые правительственные постановления и принятые законы явно не дойдут до всех предпринимателей.

«День» неоднократно обращал внимание как на риски коррупции, неизбежно возникающие в ситуации, когда возмещение НДС той или иной фирме находится в руках государственных чиновников, так и на причины возникновения этой проблемы. Что и говорить — неприятно, когда на «болезни» страны указывают из-за рубежа. Тем более в разгар предвыборной кампании. О вероятной «политической подоплеке» решения МВФ говорил и В. Роговой. Но, как бы там ни было, стоит ли, сидя «по уши в НДС», удивляться замечаниям со стороны?

Еще неприятнее осознавать, что к решению проблемы правительство Кинаха, похоже, вновь подходит не совсем с той стороны. И это после всплеска проблемы возврата НДС во времена Кабинета Виктора Ющенко. «Многочисленными постановлениями Кабинета Министров, правками к закону об НДС (только в прошлом году их было 24) ничего не исправить», — убежден заместитель председателя Счетной палаты Украины Виталий Мельничук. Корень этой проблемы, — утверждает он, — в самом налоге на добавленную стоимость. По его словам, отсутствие равноправия при оплате НДС приводит к тому, что отдельные предприятия платят не 20%, а 6% НДС (меньше, чем, скажем, на Кипре или в Лихтенштейне. — Авт .) «Другие платят «по полной», как говориться, за себя и за того парня», — подчеркнул В. Мельничук. Еще больше, скажем мягко, несоответствий в системе налогообложения экспортно-импортных операций по НДС. Торговцы-импортеры освобождены нашим законодательством от уплаты налога, отечественные же экспортеры платят НДС государству, ожидая его возврата. «Давно уже необходимо было рассмотреть вопрос об отмене этого налога, а вместо него ввести налог на оборот в размере до 10%. Бюджет от этого не пострадает. Без решения этих проблем нам никогда не выбраться из «ямы возврата НДС», — считает В. Мельничук. Естественно, принятие подобных решений выходит за пределы компетенции Кабинета Министров. Но удалось же с «легкой руки» Юлии Тимошенко во времена ее вице-премьерства ситуативно вывести из-под НДС предприятия энергетической отрасли?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать