Почему боевики срывают переговоры?
Эксперт: «Настоящие цели Кремля заключаются в том, чтобы добиться от Америки уменьшения поддержки Украины и утвердиться в Сирии»
Работа Трехсторонней контактной группы в Минске на последнем заседании фактически была заблокирована террористами от так называемых ДНР и ЛНР. После достижения существенного компромисса в подгруппе по безопасности, когда с 1 сентября удалось реально добиться прекращения огня со стороны врага, горячо стало в подгруппе по политическим вопросам.
«Во время работы подгруппы представителями наших визави был предложен документ, который я бы назвал ультиматумом. Он так и был воспринят представителем ОБСЕ как ультиматум. Самым неприемлемым было то, что они хотят проводить выборы 18 октября (ОРДО) и 1 ноября (ОРЛО). При этом они проводят свои выборы, базируясь не на законодательстве Украины, а на каких-то своих положениях и правилах», — заявил СМИ представитель Украины в политической подгруппе Роман Бессмертный.
«А Украина уже должна решить четыре вопроса — это ввести в действие закон об особом порядке местного самоуправления, принять модальности выборов в редакции, предложенной представителями отдельных районов Донецкой и Луганской области, принять и ввести в действие закон об амнистии и переголосовать Конституцию Украины в предложенной ими редакции. Только после этого они позволят себе, чтобы выборы в других сельских и поселковых советах состоялись 21 февраля», — добавил он.
Противостояние в дипломатической плоскости сейчас на первом месте. Несмотря на то, что Украина выполняет взятые на себя обязательства по Минским договоренностям, хотя они с самого начала были невыгодны для нас, Москва свои обязательства не выполняет. Более того, дав указание своим марионеткам на захваченных территориях Донбасса, Кремль, похоже, пытается повысить ставки. Показательно также, что это происходит как раз в канун сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где должен выступить Владимир Путин.
«Если ситуация в Сирии не найдет определенного продолжения в разговорах с Вашингтоном, то Россия и Путин могут сознательно решить и дальше дестабилизировать ситуацию на Донбассе», — сказал на днях министр иностранных дел Павел Климкин в интервью телеканалу «24». Такие слова министра фактически свидетельствуют о том, что «сирийский вопрос» и ситуация в Украине являются предметом взаимной торговли между Россией и Западом. Другой вопрос — что делает Украина для влияния на ситуацию? Проводит ли она «домашнюю работу»? Например, проблема Крыма.
«Мы уже знаем, какое возмещение убытков мы будем требовать... Речь идет о миллиардных суммах. Причем миллиардные суммы могут быть по разным искам. Думаю, в результате сумма по некоторым искам может в порядке своей величины равняться «делу ЮКОСа» (50 млрд долл. — Авт.)», — заявил Климкин. Говоря же об одном из исков, министр сообщил, что в Международный суд ООН еще никто не обращался с исками относительно невыполнения Конвенции по финансированию терроризма, но «если удастся доказать, что Россия как государство финансировала и финансирует терроризм, это может привести Россию к абсолютно непредсказуемым обстоятельствам, в том числе к международной изоляции».
Что же, если украинская власть не спешит принимать быстрые и качественные решения (ту же продовольственную блокаду Крыма ныне проводят общественные активисты, а не государство), то соответствующее отношение к стране будет и у международных партнеров.
«КРЕМЛЬ БУДЕТ ЗАТЯГИВАТЬ ЛЮБЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ ДО ВЫСТУПЛЕНИЯ ПУТИНА В ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕЕ ООН»
Валентин БАДРАК, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения:
— Относительно переговоров в Минске известно, что они зашли в тупик и нет пока никакого результата. Сейчас существенно изменилась ситуация, которая требует от Кремля уточнения своей стратегии. Прежде всего, это касается событий в Сирии, то есть решения Кремля вмешаться в эти события, что связано с перераспределением рынков сырья. Россия в этом случае заинтересована в том, чтобы не утратить свои позиции в Европе. Поэтому Россия и пошла на этот рискованный шаг. При этом в конце сентября должна состояться Генеральная Ассамблея ООН. Для Кремля достигнута возможность, чтобы президент Путин выступил на этой Ассамблее. Соответственно, мы видим определенный политический компромисс Запада, который Путин захочет развить дальше. Желание Кремля заключается в том, чтобы рассматривать вопрос пакетами. Можно предположить, что украинский вопрос Кремль захочет рассмотреть точно так же в пакете вместе с сирийским вопросом и вообще противостояния между Россией и западным миром. Для Украины это, безусловно, негативная ситуация. Именно из-за этого затягиваются любые переговоры до выступления Путина в Генеральной Ассамблее ООН. До этого никаких решительных действий сторон не состоится. Можно было бы рассчитывать на какие-то позиционные вещи, но и они для российской стороны не интересны. Россия и в дальнейшем будет реализовывать стратегию подрыва стабильности как внутри украинской власти, так и усиливать свои действия всевозможными военными или разведывательными операциями. Нам необходимо быть очень внимательными особенно в этот период.
«ЦЕЛЬ МОСКВЫ ОЧЕВИДНА — УСТАМИ МАРИОНЕТОК ШАНТАЖИРОВАТЬ УКРАИНУ, ЕС, ОБСЕ»
Ирина ГЕРАЩЕНКО, народный депутат, Уполномоченный Президента Украины по вопросам мирного урегулирования ситуации в Донецкой и Луганской областях (facebook.com):
— Одна из самых сложных минских встреч. По моему твердому убеждению, боевики объявили «выборы» не просто по кремлевскому сценарию, но и неслучайно — перед юбилейной сессией Генассамблеи ООН и Парижской встречей в нормандском формате. Цель Москвы очевидна — устами марионеток шантажировать Украину, ЕС, ОБСЕ, выдавать это за позицию «жителей Донбасса». Украинская сторона дала этому оценку — это чистый шантаж, направленный на срыв мирного процесса и эскалацию конфликта. Выборы в отдельных регионах могут назначаться исключительно ВР, проходить исключительно по украинскому законодательству, а не по планам захарченков или Мореля (при всем уважении к Морелю), отвечать стандартам ОБСЕ.
«ПРОИСХОДИТ ПРОВОЦИРОВАНИЕ УКРАИНЫ НА ВЫХОД ИЗ «МИНСКОГО ФОРМАТА», ЧТОБЫ УХУДШИТЬ НАШИ ОТНОШЕНИЯ С ЗАПАДОМ»
Владимир ВАСИЛЕНКО, юрист-международник:
— В МИД разрабатывается документ об охране инвестиций украинских граждан и юридических лиц, пострадавших от российской агрессии. Им предусматривается механизм непосредственного обращения украинских граждан и юридических лиц, пострадавших от вооруженной агрессии в Крыму и на Донбассе, к международным арбитражам.
Что же касается суммы, которую озвучил Климкин, то я не готов ее ни подтвердить, ни отрицать, поскольку в централизованном порядке никто не занимался подсчетом этих убытков. Министр говорил об обеспечении прав потерпевших граждан и юридических лиц в гражданско-правовом порядке, хоть и на международном уровне. Но важна практическая задача, чтобы к России была формально предъявлена консолидированная претензия на межгосударственном уровне. В ней должен быть подсчитан, а не просто взят с потолка общий вред, взятый из фактов и документов. Чтобы это сделать, необходимо создать координирующий государственный орган, который бы фиксировал юридическую форму и факты вооруженной агрессии России, устанавливал причинно-следственную связь с убытками, которые понесли украинские граждане, юридические лица, государственные предприятия и учреждения, а также подсчитывал общую сумму этих убытков. Но самым первым шагом может быть принятие рамочного закона о возмещении убытков — он должен установить модальности и критерии, на основе которых должны определяться нанесенные убытки. Если же нет механизмов решения этой проблемы, то она не будет решаться. Все это вопросы наличия политической воли.
Что же касается сегодняшней ситуации в Минских переговорах, то сейчас там происходит провоцирование Украины на выход из «минского формата» как инструмент ухудшения наших отношений с Западом. Таким образом, Кремль пытается создать неприемлемую для Украины ситуацию, в которой мы заявим об отказе выполнения Минских договоренностей. С другой стороны, Путин торгуется с Западом, используя вопрос Сирии и Украины, пытается шантажировать его, но в то же время создает видимость, что он помогает США бороться с ИГИЛом. Однако на самом деле он поощряет исламский терроризм. Настоящие цели Кремля заключаются в том, чтобы добиться от Америки уменьшения поддержки Украины и утвердиться в Сирии.
В этой ситуации я бы советовал украинской власти занять четкую и бескомпромиссную позицию в переговорном процессе в вопросах территориальной целостности и уважения к конституционному строю Украины. В последнее время Президент и его ближайшее окружение делали заявления, которые позволяют надеяться, что такая позиция разработана. Петр Порошенко высказался, что с территории Украины должны быть выведены оккупационные войска и над всей линией границы должен быть возвращен контроль — только после этого можно говорить о каких-то выборах и восстановлении Донбасса.
Выпуск газеты №:
№173, (2015)Section
Подробности