Перейти к основному содержанию

«Под «историософской» наркотой»

«Ультимативные требования Москвы о «гарантиях безопасности» для России не оставляют для США и НАТО другого ответа, кроме «нет!»», — эксперт
13 января, 18:29
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

В Женеве и Брюсселе с разницей в два дня прошли переговоры по линии США-Россия и Россия-НАТО. Это то, чего добивалась Москва на протяжении всего предыдущего года, накапливая военную технику и живую силу у границ Украины. То есть методом шантажа и под постоянным предлогом о возможном широкомасштабном наступлении, Кремль выторговал встречи с представителями Запада. Насколько результативными для россиян оказались данные переговоры, можно судить по следующим действиям Кремля. 

Сразу же после дискуссии в Женеве, появилась новость о том, что Российская Федерация начала переброску военных вертолетов к украинским границам. Об этом написала газета The New York Times. Сообщается, что официальные лица США говорят о начале переброски военных вертолетов. По их словам, стягивание российских войск замедлилось, но возле украинских границ еще остаются около 100 000 военных. Издание отмечает, что стягивание ударной авиации, боевых и транспортных вертолетов, а также штурмовых истребителей может стать решающим преимуществом России, если руководство страны решит вторгнуться в Украину.

После переговоров в Брюсселе появилась еще одна подобная новость. Российская расследовательская группа Conflict Intelligence Team (CIT) сообщила о переброске российских военных и военной техники из Восточной Сибири и с Дальнего Востока в западные регионы России. «Состав перевозимой техники довольно разнообразен — на платформах мы заметили грузовики, автозаправщики, танки, боевые машины пехоты, реактивные системы залпового огня «Град» и «Ураган». Кроме того, на видео из Новосибирска мы заметили, предположительно, ЗРК «Тор» или ЗСУ «Шилка». Вместе с техникой в пассажирских и товарных вагонах едет и личный состав, однако точно его численность установить сложно», — сообщают расследователи.

Все это означает лишь одно — Кремль недоволен, потому что Запад не собирается выполнять наглые и циничные «хотелки» Путина. «Мы никому не позволим закрыть политику открытых дверей НАТО, которая всегда была центральной для Альянса. Мы не откажемся от двустороннего сотрудничества с суверенными государствами, желающими работать с Соединенными Штатами. И мы не будем принимать решения ни по Украине без Украины, ни по Европе без Европы, ни по НАТО без НАТО», — заявила после переговоров в Швейцарии первый заместитель госсекретаря США Венди Шерман.

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

То же самое фактически сказал и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг после переговоров в Бельгии. По его словам, Россия на встрече подняла предложения, которые она опубликовала в декабре, относительно ее ультиматумов в сфере безопасности. «Они включают требования не принимать никаких новых членов в НАТО и вывести силы с территорий восточных союзников. Союзники (НАТО — ред.), со своей стороны, подтвердили свою политику открытых дверей и право каждого государства выбирать собственные договоренности», — заявил Столтенберг.

Отсюда и наглое, агрессивное поведение россиян. Они продолжают перебрасывать военную технику к границам Украины и делать абсолютно хамские заявления. К примеру, сначала замглавы российского МИДа заявил, что «НАТО надо собирать манатки и отправляться на рубежи 1997 года», а затем его коллега, еще один замглавы МИДа, Александр Грушко сказал, что РФ прибегнет ко всем мерам, в том числе политическим и военно-техническим, если НАТО будет угрожать ее безопасности расширением собственного состава на востоке. И как итог, по словам пресс-секретаря Кремля Дмитрия Пескова, Москва, оказывается, еще и ждет от США и НАТО письменных формулировок по итогам «негативных» переговоров.  

Конечно, на Западе прекрасно понимают игру Москвы, которая ведет наступательную политику и занимается вымогательством. «1. Ультимативные требования России об односторонних «гарантиях безопасности» только для РФ, и хамские заявления российских «переговорщиков» (о «манатках» и возвращении НАТО к границам до 1997 г.) не оставляют для США и НАТО другого варианта публичного ответа кроме жесткого «нет!», — пишет в ФБ политолог Владимир ФЕСЕНКО. — Однако Запад не может отказаться от переговоров с Россией, поскольку это один из значимых способов сдерживания Кремля от новой агрессии против Украины. Но обсуждаются не ультиматумы Кремля, а взаимоприемлемые гарантии безопасности, в том числе и для Украины, в частности, — отвод российских войск от нашей границы. 2. Интересы и позиции сторон этих переговоров (США и России, НАТО и России) кардинально отличаются, и пока не заметны какие-либо предпосылки и варианты возможных компромиссов по отдельным частным вопросам. Если и удастся договориться, то лишь по отдельным темам, и то не сразу. 3. Переговоры с Россией — это стартовый раунд. И на этом этапе обе стороны формулируют свое переговорное меню, и высказывают мнение о позиции и предложениях противоположной стороны. Образно говоря, каждая из сторон «называет свою цену» и высказывается о предлагаемом «товаре». А «товарных позиций» на этих переговорах довольно много. «Торговаться» начнут уже на следующих раундах переговоров. Крайне редко «сделка» происходит уже на старте».

«Очень часто можно слышать брезгливо-скептическую оценку: ну вот, опять договорились договариваться дальше, — пишет дальше эксперт. — В данном случае, даже такая формула (о продолжении переговоров) будет иметь значение. Если Россия согласится на продолжение переговоров с США и НАТО, то это будет означать, что все озвученные ультиматумы, околопереговорное хамство, и военные маневры возле наших границ, — это агрессивная переговорная тактика Кремля, своеобразная «психическая атака» на Запад и, отчасти, на нас. При этом Россия (в случае продолжения переговоров) надеется на частичные уступки США и НАТО и готова договариваться. Но и расслабляться не стоит. Если Путин и российское руководство почувствуют слабину, и нашу и своих западных «визави» по переговорам, то могут пойти и на военные авантюры против Украины. И, естественно, мы должны постоянно напоминать о принципе «нельзя договариваться об Украине без Украины». Собственно, это уже происходит. То, что официальные лица и в Вашингтоне, и в Брюсселе сами регулярно повторяют эту формулу, означает, что наша дипломатия (и Президент и МИД) постоянно им об этом напоминает. Надеюсь, что когда-нибудь и до Москвы дойдет понимание, что нельзя решать «украинский вопрос» без украинцев».

Дойдет ли это до россиян, большой вопрос, Кремль в основном считается только с силой, всё остальное они расценивают как слабость и уступки противника. Сейчас это очевидно на другом театре геополитических событий, который развернулся в последнее время в Казахстане. После удачной спецоперации по смене доминирующего клана Нурсултана Назарбаева и ввода войск в данную страну (через механизм ОДКБ), Москва продолжает диктовать свои условия действующему президенту Касыму-Жомарту Токаеву. После недавнего утверждения нового состава правительства, Кремль фактически отказывается признавать и сотрудничать с новым министром информации и общественного развития Казахстана Аскаром Умаровом. А все из-за будто-бы «нацистских и шовинистических взглядов на русских в Казахстане». Именно так написал глава Россотрудничества Евгений Примаков в своем телеграм-канале. Ничего не напоминает? Правильно, как и в случае с Украиной, если человек открыто и активно занимает проукраинскую, в данном случае проказахскую, позицию, называя прошлые или нынешние действия россиян как есть, он автоматически причисляется к «русофобам». Так работает имперское мышление российского руководства. В Украине это прекрасно и давно знают, узнают теперь больше об этом и в Казахстане. 

Очевидно, одна из задач Москвы была — добиться дипломатических переговоров, выставить невыполнимые требования, а затем обвинить Запад, что это он сорвал переговоры и не хочет договариваться мирным путем. Соответственно, у россиян появятся дополнительные искусственные аргументы для дальнейшей агрессии против Украины. Насколько это реально и какая существует опасность для нашей страны? Свой анализ в ФБ предлагает политтехнолог Олег ПОСТЕРНАК: 

— РФ заявит через неделю (а возможно и ранее) о запуске ответных упреждающих действий (ранее они именовались как военные и (или) военно-технические решения). Это произойдет обязательно, потому как слишком нагрето массовое сознание русских и оно должно получить выход. Ну и во-вторых, РФ комплекс этих мер уже готов. Они дали возможность Западу отказаться, подарив им право поиграться в мирную дипломатию для собственного избирателя.

Какими они могут быть?

1. Никакого наступления РФ не будет. Более реальным сценарием видится пролонгация и растягивание военной тревоги на границе с Украиной во времени. Однако и отведения армии РФ от границ не произойдет.

Постоянно будут формироваться инфоповоды о возможном наступлении, которые будут держать Украину и Запад в тонусе и при благоприятной обстановке (к примеру, острый внутриполитический кризис или широкая протестная волна в Украине), возможно, попробуют реализовать некие операции воздействия на Украину для удачного торга с Западом относительно совместных решений по украинскому вопросу. Главная цель — принудить к выполнению Минского комплекса мер.

«Ответка» Западу со стороны РФ может в таком случае состоять в размещении ядерного оружия в Беларуси, хотя после заявления 5 стран о соблюдении принципов ядерной безопасности это видится весьма вызывающим. Впрочем, Лукашенко нечего терять. Не стоит исключать разрыв отношений с некоторыми западными странами. Фактически произойдет рестарт «холодной войны». И так будет аж до 2024 года. РФ в итоге обезопасит себя от надменного желания Запада повлиять на транзит власти, скажем. Но это не точно, конечно. 

2. Начало массированной информационной кампании о наличии угрожающей РФ «натовской инфраструктуры» в Украине и нанесение по ней точечных авиаударов.

Это будет делаться для того, чтобы в массовом сознании оправдать атаку на Украину. Просто бить по православной славянской стране — это риск вызвать глухое неодобрение и непонимание у определенной части граждан России, даже после многолетней антиукраинской пропаганды.

Другое дело, когда РФ объявит о немалочисленных превентивных ударах по военных объектах, отослав происходящее к бомбардировке Альянсом Югославии в 1999 г. Тогда НАТО было можно, почему же РФ сейчас нельзя? Запад введет неассиметричные военному инструментарию экономические санкции, но РФ, как многие уже понимают, к ним готова. Так как предупреждена этим же Западом. Санкции, увы, больше являются информационной завесой для общественного мнения западных стран. Вот, посмотрите, мы отвечает и действуем. Эффективность от них есть, но некритичная для РФ.  

В данном случае на руку России — неспособная к эффективному отражению ударов авиации агрессора противовоздушная оборонная система Украины. Это наша огромнейшая уязвимость.

РФ благодаря точечным ударам, наверное, предполагает достичь инспирации внутриполитического кризиса, когда против Зеленского поднимется волна протестов и обвинения в слабости. Но тут могут быть разные варианты, кстати. В критически сложные периоды украинцы склонны к солидарности и консолидации, особенно против общего врага.

Хотя следует признать, что в арсенале действий Украины, к сожалению, будет лишь незначительный комплекс политико-информационных способов перекрыть разрушительный психологический характер атаки РФ — объявить военное положение, запросить реакцию ООН, показательно развернуть силы терробороны и запросить летальное вооружение у США и стран ЕС.

Список можно продолжить, но возникает вопрос: перекроют ли эти меры молниеносно артикулируемое и взрывоопасное желание пассионарной части украинского общества немедленно получить мстительную компенсацию за унижение страны. Это вопрос. И это для Зеленского будет задачей не из легких.

3. Наступление боевиков и российских прокси-формирований ОРДЛО вместе с вылазкой крымской группировки РФ в сторону Северо-Крымского канала при поддержки с моря. Опять-таки, данная версия исключает полномасштабное наступление РФ по всем болевым точкам. Ну и не стоит априори считать военные позиции Украины крайне слабыми.

4. Мечта вооруженных формирований РФ на Донбассе — привести линию разграничения к админгранице Донецкой и Луганской областей, ну и параллельно — решить вопрос обеспечения водой полуострова. Возможно, сюда входит и захват острова Змеиный для дополнительного удара по возможностям и репутации Вооруженных Сил Украины.

Политические последствия данного сценария и возможные реакции Украины такие же, как и во втором, правда это дает повод Украине окончательно обнулить Минский комплекс мер. Ну и развязывание новой горячей фазы военных действий на Донбассе с гибелью как российских солдат, так и украинских. Ну и жертвы среди мирного населения, что еще больше озлобят Украину против РФ.

*  *  *

Безусловно, большая часть украинских политиков, дипломатов, чиновников и аналитиков в данный момент сторонники, так называемой, рациональной версии и считают, что Путину эта война не выгодна, а происходит накачка и сознательное преувеличение.

Впрочем, большая часть из них, если честно, так и не способна объяснить — в таком случае что же все это такое? Чаще всего звучит объяснение, что таким образом Путин желает добиться запуска «Северного потока-2». В РФ считают, что шумиха вокруг Украины связана с желанием упредить от искушения восстановить свой суверенитет над оккупированным Восточным Донбассом.

Наиболее рассудительные говорят о совместной крупной геополитической игровой партии Штатов и РФ, целью которой называется манёвренное подталкивание Украины к поступательному прогрессу в выполнении Минского комплекса мер, формулы Штайнмайера и склонение Рады к принятию необходимых для урегулирования законов об амнистии, особенностях выборов и отдельном порядке самоуправления. Не зря же Порошенко выкурили из Украины на время для упреждения протестной волны.

Считаю, что эта интерпретация событий выглядит весьма правдоподобной и справедливой. На нее указывает поведение украинских властей и генеральная линия Белого дома, продиктованная желанием закрыть «европейский узел» проблем перед схваткой с КНР. 

Что заметно, многие из тех, кто не допускают новое вторжение РФ, руководствуются не только аргументируемыми выкладками и трезвыми рассуждениями, но еще и объективными личными страхами. Заметно, что они боятся даже предположить перспективу хаоса и военный разрушений, что совершенно нормально, ведь также являются обычными людьми.

В таком поведении есть и некое благоразумие — не вызывать панические настроения и излишнюю тревожность, проявлять медийную аккуратность и сохранять спокойствие.

Впрочем, признаться честно, иногда подобная реакция украинской власти и силовиков действительно озадачивает, заставляя задуматься о соизмеримости реакции кажущейся острой картинке. Однако, также необходимо понимать, что военные приготовления — вещи гораздо более серьезные, чем кипучая диванная активность в facebook в теплой квартире под включенные огни новогодней елки. Как говорят на печерских холмах, Бутусов хорош лишь в мирное время.

И все-таки, в этом посте вы ждете иного: когда же появится это пресловутое «но...». При всей кажущейся ясности ситуации, понимания сути большой игры и мотивов сторон, многие забывают одну деталь, которая, собственно, переворачивает все с ног на голову.

Речь идет о личной установке Путина. Увы и ах, но многое что в России действительно зависит от его предрассудков, личного убеждения и воззрения. Это фактор, возможно не основной, но он присутствует. Президент РФ уже в возрасте. В самой России циркулируют странные слухи, что он смертельно болен онкологией.

К тому же, всем уже в мире точно очевидно, что президент РФ действительно находится под «историософской» наркотой о миссии великих лидеров «исторической России». Да и значимость фактора (пато) психологии авторитарного лидера еще никто в истории не смог опровергнуть. У Фромма и Адорно есть много объяснений поведения авторитарной личности. А Путин, безусловно, хрестоматийный экземпляр для дальнейшего исследования.

Некий шанс принятия Путиным военного решения, как бы вам он не касался происками военной башни Кремля, ужасным недоразумением, признаком неадекватности или фатальной ошибкой, все-таки остается. И на Западе многие аналитики об этом пишут.

Поэтому остается с пониманием и улыбкой относится к ультрапатриотической неадекватности, больному шапкозакидательству и категорическому узколобию тех, кто безапелляционно и фанатично исключает возможность новой горячей войны Украины и РФ. Подобное ощущение можно уловить, кстати, и в разговорах с обычными людьми, у которых, простите, планы на 2022 год: квартиры, машины, Турция и че-нить посмотреть и съесть вкусненького. А тут приходят всякие «умники» и пугают Путиным. Ату их.

Обывателям хочется так думать, потому что подсознательно раздражает тот факт, что от них давно ничего не зависит. А тут как бы навязанная извне воля чужого, расстраивающая всю пектораль и так не самой сладкой повседневности. Поэтому динамическое отрицание становиться самоосвобождением от страхов.

Впрочем, тут стоит вспомнить и о другом ярком феномене, характерном для противоположной части — заразительном эмоциональной эйфории от нагнетания страха войны. Видели бы вы эти безумные глаза, восторгающиеся от того, что им принадлежит грандиозная и скрытая от простых глупцов истина. И они эпически удовлетворяются, что подчиняют себе их волю своим допущения, вызывая паническую суету. Ну, это уже точно клиническая картина, как вы понимаете. 

Вот абсолютно точная правда состоит в том, что в Украине действительно развитие ситуации пока не зависит от очень многих в ней проживающих. В зевающее время, наверное, это хорошо. Но в условиях тяжелых испытаний, которые украинской гражданской нации однозначно предстоят в будущем, все может оказаться по-иному.

Опять-таки, весь фокус в ответе на вопрос: «Когда?». Нам действительно еще нужно время».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать