Под прицелом
Общество требует от власти публичных объяснений: почему продолжаются обыски и проверки волонтерских фондов
Несколько мощных волонтерских инициатив оказались «под прицелом» правоохранительных органов. Сначала обыски у «Народного проекта», «Армии SOS» и «ArmyHelp», впоследствии — в Днепропетровском «Фонде обороны страны». Все эти факты настораживают и заставляют волонтеров задуматься, а кто же станет следующим в этой цепочке. Руководитель волонтерского проекта «Вернись живым» Виталий Дейнега раньше отмечал, что в их офис еще никто не приходил, но юристов на всякий случай готовят. Он напоминает, что каждый из фондов за последние полтора года нашел свою нишу на «волонтерском рынке». Кто-то разработал новую программу для расчетов артиллерии, кто-то поставил на поток доставку тепловизоров на фронт, другие согласились на сотрудничество с Министерством обороны, чтобы менять изнутри системы закупок и обеспечивать солдат вещами и оружием, есть проекты, которые взяли на себя функции медицинской службы.
Так или иначе, волонтеры перебрали на себя ощутимую часть работы, которую должно было бы выполнять государство. И теперь благодарность — обыски и даже открытие уголовных дел, как в случае с волонтером и руководителем «Народного проекта», советником министра обороны Давидом Арахамией, которого подозревают в финансовых злоупотреблениях, якобы через свой благотворительный фонд он вывел из ведомства свыше 100 миллионов гривен.
«ЭТО НАПОМИНАЕТ ТВОРЧЕСТВО ПОЗДНЕГО ЯНУКОВИЧА»
Настораживает, что проверки и притеснения начались относительно больших волонтерских организаций, которые действительно влияли и до сих пор влияют на ситуацию на фронте. И к которым в обществе — меньше всего претензий. «Пока все происходящее не похоже на систему, но выглядит очень грустно и напоминает творчество «позднего Януковича». Я не очень верю в то, что три разных ведомства (СБУ, ГПУ и МВД) могли сами по себе начать синхронно запугивать три разные волонтерские организации», — отмечал раньше Виталий Дейнега. И у волонтеров возникает логичный вопрос — они стране больше не нужны?
«Теперь такие активные люди, как мы, которые подставили плечо государству в трудное время, которые могли бы стать обновляющей силой, почему-то стали не нужны. Возможно, кто-то использует грязные методологии и мероприятия, чтобы волонтеров остановить в своих действиях, затормозить их активность, чтобы не пытались что-то реформировать, а занимались своими делами. Хотелось бы, чтобы эта репрессивная волна была остановлена, потому что с этими людьми нужно сотрудничать государству, за два года волонтеры выучили, что такое ВСУ, Минобороны, как работает государственный механизм, и этот потенциал должны были бы использовать в интересах страны, — считает руководитель ОО «Патриоты» Анна Майборода. — У нас сейчас актуальны многие другие задачи, и не хотелось бы этого разъединения. Не хотелось бы, чтобы имена волонтеров использовали в каких-то корыстных целях, а большинство тех, кого я знаю, честные».
ОТЧЕТЫ — НЕ ГАРАНТИЯ
Если таким образом власть хочет выявить волонтеров-мошенников, те ли методы выбирают? Виталий Дейнега еще год назад рассказывал «Дню», с какой ответственностью отнеслись к отчетности и ведению бухгалтерии в начале своей работы, как будто чувствовал, что рано или поздно эта проблема возникнет, потому делал все, чтобы его фонд перед любыми проверками был чистым и мог выстоять. И советовал коллегам идти тем же путем. Однако координатор Гуманитарного центра для переселенцев Леся Литвинова отмечает, что не все фонды такую отчетность готовили, по крайней мере в первые месяцы работы, когда учились волонтерству и только налаживали систему помощи. И как быть им?
«Вся волонтерская деятельность держится на честном слове, в прямом и переносном смысле. Но честное слово — это не то, что можно приложить к делу. Что с этим делать? Непонятно. Бояться? Не знаю. Как отделить добросовестных волонтеров от недобросовестных — тоже не знаю. И думаю, что никто не знает. По уровню прозрачности отчетов — точно нереально», — пишет Литвинова на своей странице в Фейсбуке.
«ЗАКОШМАРИВАНИЕ» ВОЛОНТЕРСКИХ СООБЩЕСТВ
«Евромайдан SOS» на днях опубликовал заявление о том, что тоже обеспокоен наступлением власти на волонтеров. В обращении говорится о том, что с одной стороны волонтерская деятельность не должна становиться прикрытием для отмывания средств и теневых схем. Вместе с тем — не должно быть «закошмаривания» волонтерских сообществ. Такое поведение власти активисты называют способом сохранить старую систему, а саму процедуру обысков считают такой, которая проводилась с нарушением закона, в частности в случае с недопущением адвокатов во время обысков в «Фонде обороны страны». Правозащитники отмечают, что были случаи применения психологического давления и угроз, по крайней мере сообщения такого содержания получали в «Армии SOS».
«В течение всего периода протестов мы оказывали правовую помощь преследуемым людям в разных регионах. После падения режима Януковича наши волонтеры начали документировать военные преступления на Донбассе и нарушения прав человека в оккупированном Крыму. Мы записываем свидетельства бывших заложников, формируем базы данных и видеоархивы, проводим собственные расследования, отчитываемся на всех возможных международных площадках и тому подобное. Чтобы опять не вернуться во времена, когда активная общественная деятельность может составлять угрозу, «Евромайдан SOS» вынужден будет «вылезти» из темы Крыма, Донбасса и России и «переключиться» на помощь коллегам по волонтерскому сообществу, честность которых не вызывает у нас сомнений», — говорится в опубликованном заявлении.
«ВОЛОНТЕРСКАЯ ТЮРЬМА №1»
Если правоохранительные органы будут нарушать закон относительно работы волонтеров, активисты будут считать это спланированной кампанией давления на волонтерское сообщество, добавляют в «Евромайдан SOS». Поэтому правозащитники публично обращаются в Службу безопасности Украины, Министерство внутренних дел, Генеральную и Военную прокуратуру с требованиями предоставить разъяснение, что стало причиной давления на волонтерское сообщество. Также активисты требуют соблюдать закон, если уже следственные действия проводятся, и прекратить практику применения угроз и запугивания.
Волонтеры между тем объединились в соцсетях в группу с ироничным названием «Волонтерская тюрьма №1», где обмениваются последними новостями на тему обысков их офисов. В комментариях отмечают, что если раньше это были единичные случаи, то сейчас это становится тенденцией. Прогнозируют, что под темой борьбы с коррупцией скоро начнется охота на всех, в виде проверок складов, счетов и деятельности в целом. В адрес Минобороны звучат упреки, а где же публичный и прозрачный отчет перед обществом, на что тратились деньги со счета «565»? Активисты готовы все вместе защищаться и хотят это делать в правовом русле. Следующий шаг, за который планируют взяться волонтеры, изменения в законодательстве относительно волонтерской и благотворительной деятельности, чтобы не быть в глазах государства преступниками.
Выпуск газеты №:
№202, (2015)Section
Подробности