Подполковник КГБ в отставке: Белорусские спецслужбы используют Лукашенко для принятия выгодных для них решений
В интервью Deutsche Welle подполковник КГБ Беларуси в отставке Валерий Костко анализирует ситуацию в стране после выборов президента, а также роль и место белорусских спецслужб в борьбе за власть.
По мнению подполковника КГБ в отставке Валерия Костко, борьба за удержание власти, которой заняты спецслужбы Беларуси, подменяет в стране борьбу политическую. В интервью Deutsche Welle Костко объяснил публикацию в газете администрации президента «Беларусь сегодня», где оппозиция и иностранные спецслужбы обвиняются в попытке государственного переворота в ночь с 19 на 20 декабря, попыткой прикрыть нарушения закона.
Deutsche Welle: Как вы можете прокомментировать появление в газете «Беларусь сегодня» публикации, в которой еще до окончания следствия в рамках уголовного дела о массовых беспорядках в Минске 19 декабря рассекречены документы белорусских спецслужб, якобы компрометирующие оппозицию и якобы указывающие на причастность к происшедшему иностранных спецслужб?
Валерий Костко: Когда не хватает аргументов для прикрытия очевидных нарушений прав человека и избирательного законодательства, власти пытаются еще до окончания следствия использовать выходящие за рамки закона методы, чтобы всех убедить в наличии у оппозиции заговора и планов захвата власти.
Это происходит из-за непонимания политическим руководством роли и места спецслужб и процессуального порядка расследования уголовных дел. Сейчас надо хоть как-то доказать, что власть была права.
Дело в том, что в Беларуси нет нормальных выборов, а есть борьба спецслужб, которые преследуют свои узкокорыстные интересы. Действия как белорусских, так и иностранных спецслужб, доказывают, что идет игра с участием лиц, которые обладают определенными навыками агентурно-оперативной работы. Хотя очевидно, что не было никаких заговоров против нынешних властей, просто активность проявляют те, кто умеет работать с помощью таких методов.
— Действия спецслужб каких государств вы имеете в виду, в газете « Беларусь сегодня» назывались польские и немецкие.
— С самого начала было понятно, что основную борьбу между собой будут вести спецслужбы Беларуси и России, поскольку российский интерес к стране очень большой. Возможно, пытались вмешиваться какие-то спецслужбы других государств. Но они не влияли на эту борьбу. Это не тот уровень, чтобы мешать двум основным игрокам — КГБ Беларуси и внешней разведки России.
— Говорят, что, добившись жесткой реакции ЕС и США на ситуацию вокруг выборов в Беларуси, победили российские спецслужбы. А, судя по размаху репрессий в стране, победил белорусский КГБ. Кто тогда одержал верх в этой борьбе?
— Я думаю, что победил белорусский народ, который начинает осознавать пагубность участия спецслужб в политике. Для них же это, скорее, пиррова победа, которая ни КГБ, ни их российским коллегам не принесла серьезного результата.
Многим сейчас стало понятно, что реальной политической борьбы в Беларуси не было. Были лидеры, за которыми не стояли команды. Не было оппозиционных идей, кроме идеи «Долой Лукашенко!» Но это лозунг борьбы с конкретной личностью, а не политическая борьба за устройство общества — за диктатуру или за демократию.
На выборах 19 декабря все свелось к междоусобной борьбе, в которой все кандидаты вели себя по-разному. Почему? Если проанализировать, то получается, что каждый помимо своего желания работал в интересах конкретной спецслужбы, а не в интересах идеи демократии.
— Так кто же сейчас руководит государством Беларусь — спецслужбы или президент Лукашенко?
— Формально в стране все решения принимает Лукашенко, который надеется использовать спецслужбы в своих интересах. Но решения президента принимаются на основе информации спецслужб. А они, в свою очередь, преследуют свои цели и используют Лукашенко для принятия выгодных им решений.
Механизм заключается именно в том, что информация, преподнесенная определенным образом, может вывести человека из нормального психического состояния, когда кипят эмоции и отключается разум.
Лукашенко — это образ власти. А те, кто протаскивает выгодные для себя решения, в какой-то степени управляют страной. Часть власти в стране принадлежит спецслужбам, и они стараются сохранить это влияние, потому что чувствуют себя властителями целого народа.
— Что такое сегодня Комитет госбезопасности Беларуси?
— Спецслужбы в любой стране должны заниматься разведкой, контрразведкой и защитой секретов. Они для того и созданы, чтобы анализировать, прогнозировать и вырабатывать предложения.
В Беларуси КГБ перестал быть спецслужбой и выполняет функции политического сыска. Эта организация, используя методы спецслужб, занимается подавлением инакомыслия, обеспечением безопасности трона, то есть — чем угодно, кроме выполнения своих непосредственных функций.
— Влияют ли на деятельность КГБ Беларуси экономические интересы отдельных его сотрудников?
— В этом мире все взаимосвязано и ничего не бывает просто так. Если анализировать уголовное дело, заведенное в отношении следователя прокуратуры Светланы Байковой, которая расследовала коррупционные схемы на границе, то даже из открытых публикаций в СМИ можно сделать вывод, что финансовый интерес у определенных госструктур, безусловно, есть.
Извлечением выгоды занят не только КГБ. И чиновники, и правоохранительные службы задействованы в таких схемах. Но главная цель — это удержание власти. Глядя на то, как это происходит, становится очевидным — эта раковая опухоль неприемлема для общества.
Но изменения наступят, их предвестником стали события 19 декабря, когда власть осознала, что силы тают и народ приходит к пониманию необходимости перемен. Именно поэтому и была предпринята такая неадекватная силовая акция против мирных демонстрантов.
Выход из сложившейся ситуации один — честные и прозрачные выборы. Когда никто никого не будет прослушивать, все будут иметь равный доступ к СМИ и возможность донести свои взгляды до избирателей.
Выпуск газеты №:
№6, (2011)Section
Подробности